Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГРАЖДАНСКОЕ ЗНАНИЕ, ГРАЖДАНСКИЕ НАВЫКИ И ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЕ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Современные наукоемкие технологии" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления дублирующей публикации Семисотнова О.А., Бессарабова И.С. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ США) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) №9(53), 2015
Семисотнова О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Результаты исследований показали, что гражданское воспитание включает три основных компонента: гражданское знание, гражданские навыки и гражданские позиции. Гражданское знание включает четкое понимание структуры правительства страны и процессов принятия законов. Важная функция гражданского знания заключается в том, что оно стимулирует гражданское действие. Неотъемлемой частью гражданского воспитания является формирование гражданских навыков, которые зависят от многих факторов, включая домашнюю среду, активное и ответственное участие в политической жизни общества, общее образование. Следующий важный компонент гражданского воспитания – гражданские позиции – относится к личностным и общественным характеристикам гражданина, важным для активного участия в жизни общества в условиях конституционной демократии. Важно отметить, что гражданские знания, навыки и позиции взаимозависимы.
гражданское воспитание
гражданское знание
гражданские навыки
гражданские позиции
1.Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С., Семисотнова О.А. Гражданское воспитание в поликультурном обществе// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Педагогические науки». – 2015. – №3(98). – С. 46–51.
2.Banks J.A. Citizenship education for a pluralistic democratic society// Social Studies. – 2012. – Vol. 81. – №2. – P. 210–214.
3.Banks J.A. Educating citizens in a mulnicultural society. – New York: Teachers College Press, 2014.
4.Barber B.R. The apprenticeship of liberty: schools for democracy// The School Administrator. – 2013. – Vol. 55. – P. 10–22.
5.Cary L. The refusals of citizenship: normalizing practices in social educational discourses// Theory and Research in Social Education. – 2011. – Vol. 29. – №3. – P. 405–430.
6.Cogan J. J. Civic education in the United States: a brief history// International Journal of Social Education. – 2011. – Vol. 14. – №9. – P. 52–64.
7.Colby A. Educating citizens: preparing America’s undergraduates for lives of moral and civic responsibility. – NY: John Wiley and Sons, 2013. 8. Gordon A., Browne K., Gordon R. Beginning essentials in civic education. – Boston: Allyn & Bacon. 2013.
8.Gordon A., Browne K., Gordon R. Beginning essentials in civic education. – Boston: Allyn & Bacon, 2013.
9.Macedo S. Diversity and distrust: civic education in a multicultural democracy. – Cambridge, Mass: Harvard University Press. 2014.
10.Patrick J.J. Defining, Delivering and Defending a Common Education for Citizenship in a Democracy// Paper presented at the Summit on Civic Learning in Teacher Preparation. – Boston, MA, 2002. – 34 p.

В современном мире от социальной активности и гражданской позиции молодежи зависит становление полноценного гражданского общества, от того, какими идеалами, знаниями и убеждениями руководствуется подрастающее поколение. Немаловажную роль в процессе формирования гражданского общества играют образование и воспитание как основа формирования осознанной гражданской позиции членов общества. Вданном случае необходимым является формирование соответствия образовательного процесса и культурно-исторической ситуации, сложившейся в современном российском обществе к настоящему моменту.

В нашем исследовании мы обращаемся к опыту гражданского воспитания в США. США, как и Россия, является поликультурной страной, что актуализирует проблему воспитания и обучения представителей разных национальностей, конфессий и культур как граждан единого государства. Педагогический опыт США, как родины большого числа иммигрантов, важен именно тем, что изначально это была территория проживания разрозненных переселенцев, что требовало особого подхода к решению проблем образования, усложненных в первую очередь языковыми и религиозными различиями иммигрантов [1].

История становления гражданского воспитания в США насчитывает более двух веков и неразрывно связана с исторической и политической жизнью общества.

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить ведущие концепции американских исследователей и систематизировать различные точки зрения на особенности компонентов гражданского воспитания в современной школе.

Материалы и методы исследования

Основными источниками по проблеме послужили основополагающие теоретические труды американских ученых по вопросам поликультурного образования и гражданского воспитания, материалы образовательных ресурсных центров, а также зарубежная педагогическая периодика. Впроцессе исследования использовались методы теоретического анализа литературы по проблеме, перевода, синтеза научных зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Врезультате исследования выявлено, что к обязательным компонентам гражданского воспитания относятся гражданские знания, гражданские навыки (умения) и гражданские позиции.

По мнению ряда исследователей, гражданское знание начинается с четкого понимания структуры правительства страны и процессов принятия законов политического творчества [2; 3; 6; 7]. Как подчеркивает Дж.Бэнкс, воспитание гражданственности невозможно, если граждане не понимают фундаментальных понятий, таких как «демократия», «разделение полномочий», «федерализм», «частные права», а также «роль правительства» [3, 12]. Поэтому для воспитания ответственного гражданина необходимо, чтобы школьники знали и умели анализировать исторические и политические события в стране, понимали направления государственной политики страны.

Следует подчеркнуть, что гражданское знание стимулирует гражданское действие. Иными словами, школьники, которые знают больше о правительстве, с большей вероятностью примут участие в голосовании, обсудят политику в отличие от их менее осведомленных сверстников.

Содержание гражданского знания предполагает знание школьниками ответов на пять ключевых вопросов, которые обязан усвоить каждый добропорядочный гражданин: о направлениях государственной политики, функциях и структуре правительства страны; об основах американской политической системы; о значении понятия «демократия» и содержании демократических принципов, а также о том, как правительство, установленное Конституцией, воплощает принципы американской демократии, ее цели и ценности; об отношении США к другим странам и к международным проблемам; о роли граждан в американской демократии.

Как подчеркивают исследователи, представление содержания в формате вопросов является преднамеренным. Демократия – это диалог, обсуждение, совещательный процесс, в котором активно участвуют граждане. Вопросы предназначены для того, чтобы подчеркнуть, что этот процесс бесконечен, что это не что иное, как продолжающийся поиск новых и лучших способов понимания идеалов демократии [4; 5; 6; 7]. Как считает Дж.Бэнкс, важно, чтобы у всех школьников была возможность рассмотреть существенные вопросы о роли правительства в гражданском обществе [3].

Отметим также, что в содержании компонента – гражданские знания – четко прослеживается трансмиссионная природа поликультурного образования, т.е. учащийся овладевает политической и правовой грамотностью и учится переносить (англ. «transmit») полученные знания из школьной среды в социум.

Второй важный компонент гражданского воспитания в демократическом обществе – гражданские навыки. Гражданские навыки включают способность общаться с выборными должностными лицами, чтобы влиять на политику государства, понимать и участвовать в государственных делах и критически оценивать гражданскую и политическую жизнь; умения объяснять и анализировать; принимать решения; оценивать ситуацию; защищать свою точку зрения; обсуждать вопросы публично или в частном порядке, т.е. интеллектуальные навыки, а также навыки взаимодействия, контроля и влияния [8].

Формирование гражданских навыков зависит от многих факторов, включая домашнюю среду, участие в различных группах, общем образовании и гражданском воспитании. Развитие интеллектуальных навыков неотделимо от гражданского воспитания. Чтобы быть в состоянии критично оценивать политическую проблему например, нужно иметь понятие об истории ее происхождения, ее актуальности, а также о ряде интеллектуальных методов, необходимых для решения подобной проблемы.

Исследователи подчеркивают, что гражданское воспитание позволяет идентифицировать или объяснить значения вещей, которые являются материальными ценностями, такими как национальный флаг, национальные памятники или гражданская и политическая жизнь. Оно также позволяет понять значения нематериальных ценностей, таких как патриотизм, права большинства и меньшинств, гражданское общество, конституционная система правления и др. [9].

Следует подчеркнуть, что способность идентифицировать язык эмоций и символы имеет особое значение для граждан. Они должны быть в состоянии различить истинные цели, для демонстрации которых используются язык эмоций и символы.

Другое интеллектуальное умение, овладению которым способствует гражданское воспитание, это умение описания функций и процессов, таких как участие в гражданской жизни, иммиграции, профессиональной занятости, помогает гражданину найти место текущим событиям в процессе политической и общественной жизни.

В самоуправляющемся обществе граждане – лица, принимающие решения. Поэтому граждане должны продолжать совершенствовать свои навыки оценки ситуации, принятия решения и защиты своей точки зрения. Эти навыки важны, чтобы граждане могли оценивать проблемы, существующие в обществе в настоящий момент, чтобы сделать выводы по проблемам и обсудить их публично или в частном порядке.

Американские ученые единогласны во мнении, что для полноценного развития гражданских навыков школьники должны иметь возможность размышлять над процессами и событиями, происходящими в обществе, под руководством грамотных и квалифицированных наставников.

Если граждане должны влиять на политическую жизнь общества, им следует расширить свой багаж общих умений и навыков. Подчеркнем, что голосование – важное средство проявления участия и влияния на политику страны, но это не единственный способ. Граждане также должны уметь подавать прошения, выступать с речью или давать показания перед государственными органами, присоединяться к специальным группам защиты интересов и др. Таким образом, навыки взаимодействия, контроля и влияния должны систематически развиваться.

Подчеркнем, что в содержании компонента – гражданские навыки – заложена транзакционная природа поликультурного образования, т.е. школьники учатся взаимодействовать (англ. «transact») с представителями разных слоев общества, структур власти, разных культур.

Перейдем к рассмотрению третьей важной составляющей гражданского воспитания – гражданских позиций. Анализ трудов американских ученых относительно данного аспекта гражданского воспитания показал, что грамотное формирование гражданских позиций у школьников является серьезной социально-психологической проблемой, так как гражданская позиция относится к личностным и общественным характеристикам гражданина, важным для активного участия в жизни общества в условиях конституционной демократии.

Исследователи подчеркивают, что гражданские позиции, как гражданские навыки, развиваются медленно в течение долгого времени и врезультате того, что каждый человек изучает и испытывает на собственном опыте, в семье, в школе и общественных организациях [3]. Эти события позволяют понять, что ответственное самоуправление каждого человека необходимо для демократии, одно является обязательным условием существования другого.

Нельзя не согласиться с Дж.Бэнксом, что личностные качества, такие как уважение ценностей и человеческого достоинства, самодисциплина и моральная ответственность, обязательны для формирования личности гражданина [2].

Характеристики человека как общественного деятеля не менее важны. По мнению Дж.Патрика, такие качества, как общественная активность, уважение закона, критичное отношение к действительности, готовность слушать, вести переговоры, находить компромиссы, обязательны для успеха в жизни в демократическом обществе [10].

Гражданские позиции, которые способствуют политической активности человека, здоровому функционированию политической системы, осмыслению гражданином ценностей демократии, общественной пользы, были идентифицированы в Национальных стандартах основ гражданственности и правительства (National Standards for Civics and Government) [2]. Анализ данного документа показал, что эти позиции или личностные и общественные качества гражданина сводятся к следующему содержанию:

–становление независимым членом общества означает добровольное соблюдение установленных в обществе стандартов поведения, принятие на себя ответственности за последствия своих действий;

–принятие гражданином личных политических и экономических обязанностей включает заботу о себе и своей семье, а также знание текущих общественных проблем, правил голосования; своевременную оплату налогов; возможность участия в составе присяжных заседателей;

–уважение Человека как высшей ценности означает умение выслушать мнения других, учитывать права и интересы сограждан, придерживаться принципа большинства, но признавать право меньшинства;

–вдумчивое и активное участие в гражданских делах подразумевает предварительное ознакомление с проблемой перед голосованием или участием в дебатах; подчинение личных желаний и интересов общественному благу;

–содействие здоровому функционированию конституционной демократии означает внимательность гражданина к связям с общественностью; знание содержания конституционных ценностей и принципов; умение контролировать приверженность политических лидеров и общественных организаций этим ценностям и принципам и принимать соответствующие меры в случае нарушений; использование мирных и законных методов для внесения поправок в законы.

Таким образом, данные гражданские позиции помогают гражданам выявить связь между своими гражданскими установками и действиями, являясь, таким образом, неотъемлемой составляющей частью гражданского воспитания.

Следует подчеркнуть, что содержание компонента – гражданские позиции – основано на эмансипированной (освобождающей) и трансформационной природе поликультурного образования. Эмансипированная (освобождающая) природа (англ. «emancipate») означает, что школьник учится использовать полученные знания и навыки для понимания сути явлений реальной жизни, т.е. становится агентом своего образования, что приводит к формированию прочной гражданской позиции. Таким образом, расширяются возможности индивида в разных сферах его жизнедеятельности. Трансформационная природа (англ. «transform») означает способность учащегося трансформироваться в самостоятельного гражданина, обладающего гражданскими знаниями, навыками и позициями, для того, чтобы активно участвовать в жизни общества.

Заключение

Завершая обсуждение проблемы гражданского воспитания учащихся в США, сформулируем общие выводы.

Гражданское знание включает четкое понимание структуры правительства страны и процессов принятия законов. На данном этапе главный акцент в процессе гражданского воспитания направлен на знание и умение школьников анализировать исторические и политические события в стране, понимать направления государственной политики страны. Важная функция гражданского знания заключается в том, что оно стимулирует гражданское действие. Гражданские знания основаны на трансмиссионной природе поликультурного образования, т.е. способности учащего переносить политические и правовые знания из школьной среды в социум.

Неотъемлемой частью гражданского воспитания является формирование гражданских навыков, которые зависят от многих факторов, включая домашнюю среду, активное и ответственное участие в политической жизни общества, общее образование. Эти навыки классифицируются как взаимодействие, контроль и влияние. Гражданские навыки основаны на транзакционной природе поликультурного образования, т.е. умении школьников взаимодействовать с представителями разных слоев общества, структур власти, культур.

Следующий важный компонент гражданского воспитания – гражданские позиции – относится к личностным и общественным характеристикам гражданина, важным для активного участия в жизни общества в условиях конституционной демократии. Гражданская позиция тесно связана с сознательной готовностью человека к участию в общественно полезной деятельности, наличием теоретических гражданских знаний и практических гражданских умений. Важно отметить, что гражданские знания, навыки и позиции взаимозависимы. Гражданские позиции основаны на эмансипированной (освобождающей) и трансформационной природе поликультурного образования, т.е. способности учащегося становиться агентом своего образования и трансформироваться в самостоятельного гражданина, обладающего гражданскими знаниями, навыками и позициями.

Антирасистская природа поликультурного образования, его непрерывность и динамичность характерны для содержания всех компонентов гражданского воспитания. Гражданское воспитание требует постоянного внимания и преобразований в соответствии с меняющимися требованиями современного мира, новыми экономическими, политическими и культурными связями между странами.

Делая вывод из вышеизложенного, отметим, что гражданские знания, навыки и позиции взаимозависимы. Наличие знаний и навыков укрепляет гражданские позиции, а гражданские позиции, в свою очередь, могут являться ценной поддержкой в приобретении гражданских знаний и навыков. Эффективное гражданское воспитание повышает уровень гражданских знаний, навыков и позиций, а также стимулирует граждан к активному и ответственному участию в жизни общества. Показателем эффективности гражданского воспитания является то, в какой степени личность владеет гражданскими знаниями, навыками и насколько активно проявляет гражданскую позицию.