Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Марцева А.П. 1 Родиков М.В. 1 Петрушко С.И. 1 Назарьянц Ю.А. 1 Пахомова Р.А. 1 Кочетова Т.Ф. 1
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ
В статье представлено научное исследование о речевом взаимодействии педагога и студентов на практическом занятии по общей хирургии. Обобщен педагогический опыт, направленный на реализацию принципов эффективного речевого взаимодействия на практическом занятии по общей хирургии в медицинском вузе. Практическое занятие в медицинском вузе. Представлен опыт профессорско-преподавательского состава с разным стажем работы. С одной стороны, «молодой» преподаватель подходит к практическому занятию более «тщательно», но преподаватель со стажем дает более глубокие знания по предмету, что оставляет у студентов больше знаний. Педагогическое общение как часть образования и культуры требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного умения от будущего специалиста.
практическое занятие
принципы эффективного взаимодействия
медицинский вуз
1.Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Л., 1998. – С. 3–11.
2.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 272 с.
3.Дианкина Р.Г. Коммуникативная компетентность преподавателей и их компетентность в общении. – РГМУ , 2000.
4.Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.
5.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997.
6.Клюев Е.В. Риторика: учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – 270с.
7.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 2002.
8.Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
9.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 448 с.
10.Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
11.Мурашов А.А. Педагогическая риторика. – М., 2001.
12.Об ораторском искусстве. (Сборник изречений и афоризмов). – М.: Знание, 1980.
13.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи/ пер. с англ. С.Д.Чижовой. – Ростовн/Д.: Феникс, 2002. – 448с.
14.Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М.: Изд. МГУ, 1989. – 216 с
15.Реан А.А. Характеристика деятельности преподавателя высшей школы через параметры вербального взаимодействия// Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. – Казань, 1992. – С. 22–28.
16.Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1999. – 482 с.
17.Творогова Н.Д. Деловое общение преподавателя медицинского вуза: учебно-методическое пособие для слушателей системы дополнительногообразования, преподавателей медицинских и фармацевтических вузов, факультетов университетов. – Омск: Отдел международного сотрудничества ОмГМА, 2012. – 188 с.
18.Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. – Казань, 1994.
19.Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения.// Вопросы психологии. – Вып. 12. – Челябинск: Изд. ЧГПУ, 2001.

Объект исследования – речевое взаимодействие педагога и студентов на практическом занятии по общей хирургии

Проблема исследования – обучение преподавателей и студентов речевому взаимодействию на практических занятиях в медицинском вузе.

Предмет исследования – принципы эффективного речевого взаимодействия педагога и студентов на практическом занятии по общей хирургии в медицинском вузе.

Цель исследования – обобщить педагогический опыт, направленный на реализицию принципов эффективного речевого взаимодействия на практическом занятии по общей хирургии в медицинском вузе.

Программа построена на основе компетентностно-ориентированного подхода и является структурной частью программ дополнительного образования, предназначенных для подготовки к педагогической деятельности преподавателей медицинских вузов и системы дополнительного медицинского образования. На протяжении последних десятилетий в медицинской практике происходят существенные изменения, которые затрагивают сам характер и содержание деятельности врача. Эта деятельность выходит за пределы традиционных профессиональных задач сохранения жизни больного и его трудоспособности. Все более актуальными становятся вопросы обеспечения качества жизни пациентов. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план проблему удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи. Многочисленные исследования показывают, что эта удовлетворенность определяется не только и не столько проведением собственно медицинских вмешательств, сколько их соответствием психологическим потребностям и субъективным ожиданиям больных. Всовременных условиях врачу начинают предъявляться новые требования. Важнейшим из них является овладение навыками межличностного взаимодействия, без которых задача повышения качества жизни и социального функционирования больных оказывается трудно выполнимой. Указанные навыки приобретают особую значимость в профессиональной деятельности врача при рассмотрении вопросов, связанных с комплаентностью больных, в ходе профилактической и реабилитационной работы, а также при возникновении конфликтных ситуаций. Впоследнее время во многих развитых странах большое внимание уделяется повышению психологической компетентности врачей, которая стала рассматриваться как необходимый элемент профессионализма. Вчастности, медицинские факультеты, программы послевузовского профессионального образования, а также национальные лицензионные комитеты осуществляют систематическую оценку и сертификацию будущих специалистов не только в зависимости от уровня их академической подготовки или мотивации, но и профессионализма. Стандарты профессиональной компетентности, существующие в разных странах, направлены на то, чтобы учесть ключевые технические, интеллектуальные и эмоциональные аспекты врачебной деятельности. Профессиональная компетентность формируется на основе базисных медицинских навыков, научного знания и морального развития. Ее главными компонентами являются способность приобретать и использовать знания, интегрировать их с помощью клинического мышления, а также реализовывать и передавать их в процессе коммуникации с пациентами и коллегами, руководствуясь этическими принципами. Поэтому формирование коммуникативных навыков (т.е. развитие способности осуществлять эффективную коммуникацию) становится в настоящее время одной из ключевых задач непрерывного медицинского образования. Эффективная коммуникация включает способность адаптироваться, реагировать и сохранять способность к самоконтролю в процессе контактов с другими людьми и восприятия информации. При этом она в существенной степени зависит не только от умений врача, но и от особенностей поведения пациента. Выработка коммуникативных навыков и развитие клинического мышления представляют собой важные самостоятельные задачи профессионального образования. Такая подготовка нацелена на развитие у врача способности к улучшению психологического взаимодействия с пациентом, а также способствует углублению конструктивного сотрудничества между ними. Это облегчает условия для сбора и анализа клинических данных и оказывает прямое влияние на эффективность лечебно-профилактических мероприятий. Перечень коммуникативных навыков, необходимых врачу, весьма обширен. Он включает как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, методы улучшения межличностных взаимодействий и углубления самоконтроля и самоосознавания. Сюда относятся такие психологические техники, как активное слушание, дифференцированное задавание вопросов, компетентное информирование и щадящее доведение до больного потенциально травмирующих сведений. Большое значение имеют также психологически обоснованные подходы, направленные на активизацию пациента, формирование конструктивного диалога, выработку партнерской позиции, совместное принятие терапевтических решений, противодействие оцениванию, работу с психологическими сопротивлениями и др.

Практическое занятие в медицинском вузе. На эту форму обучения отводится значительная часть времени, и она имеет свои особенности. Практическое занятие по общей хирургии состоит из типичных этапов.

После организационных моментов (первый этап занятия) преподаватель, как обычно, приступает к проверке исходного уровня знаний (второй этап). Студентам предлагается выполнить несколько заданий (тесты от 5 до 10вопросов) из методических указаний либо заданий, заранее выбранных преподавателем. Отвечать нужно письменно, при условии, что затраченное на это время не превысит намеченного. Тематика задач (или заданий) зависит от цели занятия и сложности рассматриваемого вопроса.

Третий этап занятия состоит в самостоятельной работе студентов с больными, и на него отводится основное время. Внекоторых случаях, например для тем по хирургии внутри этапа «курация больных», возможно выделить отдельные компоненты: работа в палате, участие в перевязках, присутствие на операциях. Ихотя курация больных является признанной классической формой обучения студентов-медиков, представляется возможным ее совершенствование. Прежде всего при первичном приеме тематических больных мы рекомендуем студентам обращаться к материалам схем, если это не нарушает взаимоотношений «врач – пациент». Важно, чтобы студенты принимали пациентов самостоятельно и могли ознакомиться с различными видами заболеваний. Результаты приема обязательно отражаются в самостоятельно заполненной истории болезни.

Завершает занятие четвертый этап – контроль результатов усвоения. Вариант контроля результатов усвоения – решение клинических задач. Для этого подбираются задачи, в которых ответом служит и оценивается сам ход рассуждения, поэтому для сокращения времени они могут выполняться в письменной форме.

В данную подглаву были включены результаты наблюдения, посещение занятий коллег и сравнение результатов оценочных мероприятий их занятий. Было посещено занятие по теме «Сепсис» у трех преподавателей с разным стажем работы.

При анализе результатов превалировали положительные оценки студентов у преподавателя со стажем работы более 20лет. Вданном случае раскрыт принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества, так как у преподавателя с большим стажем работы громадный поток нужной информации как в профессиональном плане, так в теоретической подготовке. Преподаватель у меет как говорить, так и слушать, забывая про свое «я». Умолодого преподавателя результат хуже, так как еще нет того багажа знаний, практики, нарушается принцип последовательности, не умеет слушать, а пытается сам рассказать.

Одной из главных черт личности педагога является его коммуникативная компетентность, включающая:

–уважение и внимательность к собеседнику;

–способность устанавливать контакт;

–способность слушать и слышать;

–эмпатия (чувство сопереживания);

–способность адекватно выражать собственную позицию;

–готовность разрешать межличностные проблемы;

–способность работать в команде;

–владение коммуникативными умениями и навыками.

Условия эффективного общения для предаудиторной подготовки должны быть следующие:

1.Соблюдение закона риторики, качество речи определяется качеством и количеством мыслей в ней в единицу занятого места и времени.

2.Осознание педагогической задачи и цели речевого общения.

3.Авторитетность преподавателя.

4.Эмоциональная окраска ситуации.

5.Убежденность и аргументированность.

6.Новизна идей и мыслей.

7.Выразительность – образность, яркость, эмоциональность.

8.Общая речевая культура – нормативное использование слов и речевых оборотов, нормативное построение речи и ее фонетическое воспроизведение.

9.Тон речи, характер мимики, жестов, сопутствующих речи.

Условия эффективного общения для эффективного взаимодействия на занятии:

1.Содержание речи должно соответствовать интересам и установкам аудитории.

2.Хорошая организация речи.

3.Интонационное подчеркивание отдельных моментов речи.

4.Повторение наиболее важных мыслей.

5.Динамичность речи.

6.Яркая аргументация.

7.Умение поставить себя на место слушателей.

8.Наличие зрительного контакта.

9.Отработка текста в свободном речевом оформлении.

Таким образом, речь педагога является определяющим фактором коммуникативного поведения педагога. Коммуникативное поведение не только процесс говорения, передачи информации, но и такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения преподавателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы, общения педагога и воспитанника, на характер отношений между ними, на стиль их работы.

Наиболее эффективными принципами на практическом занятии являются принципы последовательности и кооперации и коммуникативного сотрудничества.

На занятие по общей хирургии у студентов (контрольная группа без принципов эффективного общения, основная группа с принципами общения) были следующие оценки.

Из таблицы видно некоторое улучшение по оценкам, авторами были применены следующие правила:

1.Заранее подготовлены все основные и вспомогательные материалы.

2.Подготовлены конкретные вопросы, задействованные в практическом занятии.

3.Наблюдение за происходящим в аудитории.

4.Нахождение рядом с участником, выполняющим практические действия.

5.Честная, прямая и незамедлительная обратная связь.

7.Контроль за тем, чтобы обратная связь со стороны других студентов была уважительной, заботливой и конструктивной.

Студенты

Оценки

Контрольная группа

Основная группа

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

1.

3

4

3

4

4

4

2.

5

5

5

4

5

4

3.

5

4

4

5

5

5

4.

4

4

5

4

4

4

5.

3

3

3

4

4

4

6.

2

3

3

2

4

3

7.

3

3

3

3

4

3

8.

4

4

4

4

3

4

9.

3

3

3

4

4

4

Таким образом, педагогическое общение как часть образования и культуры требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного умения от будущего специалиста.


Библиографическая ссылка

Марцева А.П., Родиков М.В., Петрушко С.И., Назарьянц Ю.А., Пахомова Р.А., Кочетова Т.Ф. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 347-350;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35630 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674