Современный мир характеризуется как «мир изменений», который потребовал соответствующего себе человека, обладающего высоким уровнем образования и способного научно осваивать реалии мира, на основе постоянного самосовершенствования, самообразования, саморазвития с учетом все возрастающей динамики изменений в социо-культурной и политической сферах, экономике и науке, во взаимоотношениях с природой.
Происходит усиленное обновление технологий на производстве, новых научных знаний, рост комплексных научных и теоретических проблем междисциплинарного характера, в связи с этим повышаются требования общества к подготовке специалиста, а перед высшей школой, соответственно, ставится задача подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к инновационной деятельности в условиях постоянного творческого изыскания, переработка сложных систем и интерпретация информационных данных, которые возможны лишь при наличии сформированной проектно-технологической культуры личности.
Цель исследования – проанализировать факторы актуализации, выявить сущность феномена, концептуальные идеи и определить возможные модели реализации содержания проектно-технологической культуры педагога в условиях современного вуза.
Материалы и методы исследования
Теоретико-методологический анализ социально-философской, психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы по рассматриваемой проблеме, системно-структурный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема создания современной конкурентоспособной и востребованной системы подготовки педагогических кадров особенно остро встала в последние десятилетия под воздействием изменений, происшедших в сфере образования, в его роли в цивилизационном и социально-экономическом развитии в нашей стране и мире в целом. Кнаиболее существенным факторам актуализации системы подготовки педагогических кадров и формирования проектно-технологической культуры педагога можно отнести:
-усиление роли широкой фундаментальной образовательной подготовки, обеспечивающей потенциал будущего самообучения и профессиональной адаптации;
-интеграция образования, науки и промышленности (кооперативное образование);
-интеграция средней и высшей школы в форме образовательных консорциумов разного типа (примером могут служить такие процессы в Германии и Франции);
-усиление роли образования в экономике развитых стран как неотъемлемого движителя капитала (появление «горячих», квалитативных экономик с высшим уровнем востребования образования и науки);
-становление системы непрерывного образования [5; 10; 11].
Для характеристики современного состояния информационно-технологического общества введен в обращение и активно используется термин «технологический мир». Чтобы успешно жить в этом мире и иметь возможность влияния на его развитие, граждане должны быть хорошо проинформированными и подготовленными, а чтобы технология превратилась в философию действия, обучающиеся должны уметь проектировать свою деятельность и технологически грамотно ее реализовывать, то есть обладать высоким уровнем проектно-технологической культуры. Осуществлять эффективное руководство проектно-технологической деятельностью обучающихся сможет соответственно подготовленный педагог. Феномен проектно-технологической культуры начинает привлекать внимание многих исследователей и становится одной из важных составляющих современного образовательного процесса. Однако до сих пор не сформирована сущность понятия «проектно-технологическая культура» педагога, не определены ее компоненты, не обоснованы теоретико-методологические условия формирования и тому подобное. Вопросы развития проектно-технологической культуры педагога пока не освещены должным образом в теоретико-методологических исследованиях, хотя другие составляющие профессиональной деятельности и культуры педагога (проектная, технологическая, техническая, графическая, информационная и т.д.) изучены достаточно широко.
Чтобы определить сущность проектно-технологической культуры педагога, нужно охарактеризовать следующие важные категории: культура, проект, проектирование, технология, технологическая культура.
Остановимся более подробно на сущности понятий «культура», «проектная культура» как категорий, являющихся основой проектной деятельности будущего педагога. Анализ философской, психолого-пелагической, культурологической и исторической литературы показывает, что первое теоретическое представление о культуре относится к духовному достоянию нового времени, когда она, обретая значение самостоятельного понятия, становится объектом философско-теоретического интереса. Одним из первых антропологическую трактовку культуры дал Э.Тейлор, определивший ее как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаи и других особенностей, присущих человеку как члену общества, при этом полагая, что исторические религии ведут свое происхождение из идеи души. Вфилософском понимания «культура» определяется как способ жизнедеятельности отдельного индивида, а также как особенность сознания поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни [11].
По мнению М.С.Каган, образуемая человеческой деятельностью культура характеризуется наличием следующих компонентов: качества личности, включая его самого как творца и соучастника творения; способы деятельности, изобретаемые человеком, совершенствуемые и передаваемые из поколения в поколение благодаря процессу обучения и воспитания; многообразие материальных, духовных, художественных предметов, в которых опредмечиваются процессы деятельности, образующие культурную среду; вторичные способы деятельности, служащие для распредмечивания человеческих качеств, хранящихся в предметном бытие культуры [4]. Следовательно, человек, обладая соответствующими качествами личности и способами деятельности, создает культуру (материальную и духовную) – опредмечивает ее, а распредмечивая ее, развивает и формирует себя как носителя более высокой индивидуальной культуры.
В свою очередь, анализ социально-экономической практики позволяет сделать вывод, что, несмотря на различный состав компонентов (художественная, экономическая, правовая, экологическая, информационная, проектная, технологическая и т.д.) культуры, на каждом этапе общественного развития господствовала та или иная универсальная культура. Так, первая универсальная культура – мифологическая, объяснявшая мир на основе данных непосредственных наблюдений, была присуща цивилизациям древности. Вторая универсальная культура – космологическая – характеризовалась преобладанием в общественном сознании природного фактора, при котором человек рассматривался как созерцатель происходящих в природе и обществе событий. Третья универсальная культура – антропологическая – характеризовалась преобладанием роли личности, рассматриваемой как исследователь и созидатель нового. Индустриальное общество отличается рационализмом, где каждое направление науки выступает рационально-организованной системой со своими исходными принципами, с разделением содержания знания на исходное, фундаментальное и производное, делением его на порции, с последующим их иерархированием [9].
Обобщая сказанное, можно отметить, что ведущий тренд современной культуры – глубокая интеграция: науки (открытия на стыке различных наук, междисциплинарный исследовавания и т.д.); производства (наукоемкие, информационные нанобиотехнологии и т.д.); искусства (кино, театр, телевидение, выставки и т.д.); стилей жизни (мода, поведение, ритм жизни и т.д.).
На протяжении веков развитие человечества осуществляется через определенные разновидности основных форм организации деятельности (типы организационной культуры): традиционную, корпоративно-ремесленную, профессиональную (научную) настоящее постиндустриальное (информационное) общество определено как проектно-технологический тип организационной культуры [10]. Если перенести общественное развитие на процесс трудовой подготовки обучающихся, то можно увидеть, что в ходе онтогенеза они под руководством педагога последовательно осваивают способы деятельности, которые характерны для типов организационной культуры и осуществляются через соответствующие системы трудового обучения: традиционную (предметную), ремесленную (операционную), профессиональную (операционно-предметную, операционно-комплексную) и проектно-технологическую (проектную, технологическую, проектно-технологическую). Поскольку каждый тип организационной культуры общества обязательно отражается через систему образования, то проектно-технологическую культуру нужно одновременно считать как условием, так и результатом его эффективного социально-экономического развития.
В общем, понятие «культура» (от лат. Colere, cultura) во время его функционирования в античном мире имело много разных значений: «выращивание», «сращивание», «уход», «обработка», «улучшение», «создание», «формирование» и другие. Сейчас тождественное использование его в научной практике невозможно, разве что в отношении человека данное понятие можно трактовать как выращивание, формирование, совершенствование его образа. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом исследования многих наук, поэтому сейчас насчитывают почти 300 ее определений. Встатье мы используем два основных направления трактовки культуры, чаще всего присутствующих в научной литературе:
–совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются человеком в процессе его жизнедеятельности;
–форма самореализации человека во всем ее многообразии, способ бытия человека [4].
Эти определения мы считаем оптимальными, поскольку и проектный, и технологический виды культуры, которые являются основой проектно-технологической культуры, тесно связаны с созданием материальных и духовных ценностей и возможностями самореализации педагогов в процессе их продуктивной деятельности. Проектная культура обучающихся отражает, по нашему мнению, творческую инициативу, составляющую его проектно-технологическую культуру и формируется в процессе проектирования. Сам термин «проект» – латинского происхождения (глагол proicere или projicere, причастие projectus) и буквально означает «выброшенный вперед», «выступающий», «обнаженный» или такой, что «бросается в глаза». За рубежом (в частности, в Великобритании) есть такие интерпретации этого понятия:
1)дизайн (англ. Design) – документально оформленный план сооружения или конструкции;
2)проект (англ. Project) – система сформулированных в его рамках целей (вновь или подлежащих модернизации) для реализации физических объектов, технологических проектов, процессов и тому подобное.
Основываясь на таких определениях проекта, можно утверждать, что проектирование – это умственная деятельность, определяет будущий процесс и результат преобразования действительности на основе природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений. Впроектировании важно подчеркнуть его идеальный характер; действия выполняются не с реальными явлениями или процессами, а с их мнимыми моделями [11].
Также целесообразно отметить, что проектирование, которое осуществлялось традиционно в технических областях знаний к середине XXв., трансформировалось и широко распространилось в гуманитарной сфере: появились организационное, дизайнерское, экономическое, профессиональное, экологическое, педагогическое и другие виды социального проектирования. Вконтексте развития проектной культуры педагога мы выделяем инженерное, педагогическое и дизайн-проектирование. Инженерное проектирование традиционно считается подготовительным этапом производственной деятельности и предназначено для решения актуальной технической проблемы, основу которой составляет изобретение. Содержание проекта определяется ценностными ориентациями; в процессе проектирования моделируется определенный объект действительности.
Дж.Джонс рассматривает проектирование как умственную деятельность, связанную с производством идей. По его мнению, цель проектирования – положить начало изменениям человека в искусственной среде. Природная среда не поддается проектированию, поскольку является объективной реальностью с научной, материалистической точки зрения: все, к чему прикасается рука человека в процессе целенаправленной деятельности, становится искусственной средой. Проектирование – это мысленное изменение этой среды [2]. П.Хилл процесс проектирования рассматривает шире, сочетая в нем вместе с творческой и преобразующую деятельность в материальной сфере (в проектирование привлечен технологический аспект) [12].
Анализ научно-педагогической литературы показал, что ученые, которые занимаются проблемами инженерного проектирования, по-разному трактуют этот процесс. Однако большинство из них склоняются к мнению, что проектирование является особым видом умственной деятельности, направленным на мысленное создание или преобразование искусственной окружающей среды. Педагогическое проектирование является одним из видов современной педагогической деятельности, сформировавшимся за последнее десятилетие. Поскольку оно имеет техническое корни, в педагогической области все его характеристики, как правило, хранятся, чтобы осуществляемые процедуры можно было идентифицировать как проектировочные.
Существуют разные видения функций и методологии педагогического проектирования. Чаще всего его трактуют как направление социального проектирования, направленного на создание и изменение организованных процессов образования, воспитания, обучения. Так, Е.С.Заир-Бек отмечает, что проектирование всегда связано с изучением сути педагогических закономерностей, психологических особенностей развития личности, целенаправленным развитием способности к взаимодействию, поэтому педагогическое проектирование нужно понимать как специально организованное осмысление педагогических проектов и систем [3].
Дизайн-проектирование – это особый вид творческой деятельности, связанный с разработкой дизайн-объекта по принципу: функциональность+конструктивность+красота, сочетающий в себе научное и интуитивное предвидение и требующий постоянного развития проектных способностей. Воснове дизайн-проектирования лежит художественное конструирование, предполагающее выдвижение новой художественно-проектной идеи и условия ее рационального воплощения. Обобщенное представление о проектировании дает возможность выработки общей (универсальной) методологии, которая может иметь эффективное применение в инженерном, педагогическом и художественном образовании. Втаком контексте в логической структуре проектирования целесообразно определить следующие этапы: постановка задачи→сбор информации→анализ данных→выбор стратегии→выбор тактики→формулировка идей→сравнение вариантов→синтез предлагаемых решений→их оценивание→выбор оптимального решения→его конкретизация.
Основными функциями проектирования, которые являются определяющими в формировании проектной культуры педагога, является мотивационная, организационная, коммуникативная, прогностическая, координирующая, оценочная, контрольно-корректирующая и управления. Мы добавляем к ним также функцию осознания ответственности за результаты своей деятельности. Определение сущности различных видов проектирования, их функций и этапов реализации дают возможность подойти к дефиниции понятия «проектная культура», которая в самой общей трактовке проектная культура рассматривается как: высшая форма профессиональной компетентности специалиста в области проектирования; знания и умения проектирования и реализации оптимальных идей [13].
М.М.Ахметова утверждает, что проектная культура представляет для педагога часть его профессионально-педагогической культуры, совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений, процессов и систем [6].
По аналогичной позиции Н.Ю.Пахомова определяет проектную культуру как педагогическую характеристику педагога, что свидетельствует о его способности к организации и осуществлению проектной технологии [9]. Н.В.Топилина в свою очередь использует термин «проектная культура», определяя его с позиции педагогического проектирования как «интеграционный социокультурный феномен, объективируется в педагогической практике уровень развития методологической культуры педагога» [13]. Н.В.Матяш считает сущностью проектной культуры использование в профессиональной работе совокупности проектных способов преобразования действительности (природы, общества, человека) в сочетании их нормативного содержания и ценностного смысла [7]. А.И.Геннисаретская [1] и В.Ф.Сидоренко [8] подходят к проектной культуре в контексте художественной деятельности, считая ее более высоким уровнем сферы дизайна, который надстраивается над текущим проектным процессом преобразования и (или) воспроизведения среды. По мнению В.А.Ченобитова, понятие «проектная культура» является интегральным; эту культуру можно определить как «социально-прогрессивную, творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания» [13].
А.Т.Ашеров и В.И.Шеховцева считают, что проектная культура – это качественная характеристика, определенная уровнем развития системного и проектного мышления, мировоззрения, восприятия и осмысления действительности; она отражает творческие способности человека (группы людей, общества в целом), достигнутые в результате освоения теоретических знаний и практических умений в определенном виде деятельности, позволяющие совершенствовать и создавать новые объекты, предметы, технологии, процессы с целью удовлетворения растущих материальных, духовных, информационных и других потребностей людей, а также степень освоения систем морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с техническим, социальным и компьютерным проектированием [14]. Некоторые из указанных характеристик проектной культуры чрезмерно обобщены и заужены [1; 11; 13], другие – расширены [5; 14], что не способствует четкому и однозначному определению ее особенностей.
Больше всего, по нашему мнению, сущности проектной культуры соответствует определение М.Л.Лаврова, который считает, что проектная культура педагога, являясь составной профессионально-педагогической культуры, становится системным качеством личности педагога, которая определяется способностями разработки и реализации технологических, педагогических и личностно значимых проектов на основе накопленных знаний, умений и навыков в процессе профессиональной подготовки и проектной деятельности [6]. Это определение подтверждается мнением В.К.Сидоренко, что проектная культура педагога основывается на:
а)проектной компетентности, которая содержит предметные знания и умения и соответствующие знания и умения, связанные с проектированием учебной деятельности при изучении конкретного предмета;
б)гуманистическом отношении к педагогической среде, что предполагает творческую активность в реформаторской деятельности, направленную на ее оптимизацию и гуманистическую организацию;
в)сформированности творческих качеств и способностей личности, умении конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях [8].
Обобщая представленные дефиниции, мы характеризуем проектную культуру педагога как интегративное свойство личности, которое активно реализует себя в индивидуальной или коллективной проектной деятельности и является предпосылкой эффективного профессионального становления педагога. Другой составляющей проектно-технологической культуры педагога является технологическая культура, которая определяет ее технологический аспект. Такой подход базируется на том, что существенным признаком всех производственных и социальных (педагогических и дизайнерских) процессов является их технологизация – неукоснительное соблюдение соответствующего содержания и последовательности этапов практической реализации проектов, то есть использование определенных технологий.
Понятие «технология» (греч. Techne – искусство, мастерство и logos – слово, учение, наука) как наука о мастерстве возникло в связи с техническим прогрессом. Больше всего оно связано с производственным процессом; в этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов в процессе производства продукции. Задача технологии как науки заключается в выяснении физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных производственных процессов. Всвязи с проникновением технологий в различные (даже «нетехнологичные») области знаний насчитывается несколько десятков их определений. Мы остановимся лишь на тех, которые отражают специфику творчески преобразовательной деятельности будущего педагога трудового обучения. Из этих соображений принимаем технологию как способ освоения человеком искусственной среды через специально организованную деятельность. Эта деятельность включает в себя следующие компоненты: информационный (методологические основы, научные принципы), материальный (средства и предметы труда), функциональный (алгоритм реализации), социальный (общественная потребность в труде), личностный (уровень компетенций специалиста). Ведущим в любой технологии считается конкретное определение конечного результата и прогнозируемое его достижение. Предпосылками применения технологических процессов в производственной или социальной сферах (педагогике и дизайне) является их планирование, программирование, очерченность конечных свойств предполагаемого продукта, средств его создания, целенаправленное моделирование условий их осуществления, а также реальное функционирование этих процессов. Проблема технологизации производственных, педагогических, художественных процессов за последние годы трансформировалась в необходимость развития технологической компетентности и технологической культуры их исполнителей.
Актуальность формирования технологической культуры педагога в современных социально-экономических условиях исходит из понимания всеми членами информационного общества значения влияния различных технологий на конкретного человека, на его профессиональный рост, благосостояние и тому подобное. В.Г.Веселова, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев и другие определяют технологическую культуру в широком социальном смысле как уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, выражается совокупностью достигнутых технологий в материальном и духовном мире; в узком личностном смысле они интерпретируют ее как овладение человека современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира. Д.Г.Левитес, Г.Е.Муравьева, Н.Е.Щуркова, рассматривая педагогический аспект технологической культуры педагога, трактуют ее как особую характеристику личности, которая содержит ее технологические возможности и потребности.
В.Д.Симоненко рассматривает технологическую культуру в социальном и личностном планах: в социальном плане технологическая культура – это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве; в личностном плане технологическая культура – это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира, готовность к этим преобразованиям [9].
П.Р.Атутовым было дано понятие технологической культуры как важной сферы общей культуры человека, отражающей на каждом историческом этапе его развития цели, характер и уровень преобразующей творческой деятельности людей, осуществляемой на основе достижений науки и техники этих производственных отношений [10; 11].
Анализ научной литературы показал, что у понятия «технологическая культура» нет устоявшегося определения. Основной причиной многозначности данного термина является многозначность самих базовых терминов «технология» и «культура». Технологическая культура является одной из составляющих общей культуры. Она тесно связана с преобразовательной (практической и проектной) деятельностью человека.
В обобщенном виде, с точки зрения культурологии, под технологической культурой мы понимаем уровень развития преобразовательной деятельности человека и общества, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства, а также в уровне овладения человеком способами познания себя и окружающего мира, позволяющий ему участвовать в современных технологических процессах и обеспечивающий гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды, то есть их гуманное партнерство [10].
Проанализированные подходы к проектной и технологической культуре, отраженные в публикациях отечественных и зарубежных ученых, дают возможность предположить, что проектно-технологическая культура педагога должна основываться на:
–проектной и технологической компетенциях студентов, которые формируются на соответствующих знаниях, умениях и навыках;
–креативном отношении к содержанию и структуре трудовой подготовки, предполагает активность в творческо-преобразовательной деятельности, направленной на ее оптимизацию и эффективную организацию;
–сформированности творческих черт и способностей личности будущего педагога;
–способности конструировать собственные технологические подходы к выполнению педагогических, художественных и инженерных задач в динамически меняющихся нестандартных ситуациях и трансформировать в соответствии с требованиями информационной среды.
С этих позиций можно считать, что в широкой трактовке проектно-технологическая культура педагога является качественным интегральным образованием и предусматривает: совокупность профессиональных компетенций, которые соответствуют современному уровню развития общества; развитие функциональных возможностей проектирования и конструирования и психологическую готовность применения инновационных подходов их реализации; способность креативно решать проектно-технологические задачи; возможность действовать в нестандартных условиях процесса трудовой подготовки и умение их трансформировать; способность прогнозировать последствия принимаемых проектных решений и уметь нести за них ответственность.
В узком смысле проектно-технологическая культура педагога характеризуется наличием мотивационных установок и ценностно-смысловых ориентаций, которые отражают его способности к саморазвитию, самореализации и релаксации и формируются в условиях выполнения инженерных, педагогических и дизайн-проектов. Основными содержательными элементами в структуре проектно-технологической культуры мы считаем проектный и технологический, основанные на информационно-коммуникативном, техническом, художественно-графическом, экономическом, экологическом, педагогическом и других. Компонентами проектно-технологической культуры будущего педагога являются мотивационно-ценностный, когнитивный, практико-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты, для которых характерны следующие функции: целеполагание, гносеологическая, технологическая, корректирующая и диагностическая (рисунок).
Структура проектно-технологической культуры педагога
Заключение
Итак, проектно-технологическая культура педагога является важной составляющей его профессиональной культуры. Определены основы проектной и технологической культуры педагога, которые помогли нам определить сущность понятия «проектно-технологическая культура». Проектно-технологическая культура педагога рассматривается нами в контексте инженерного, педагогического и дизайн-проектирования. Она является качественным интегральным профессионально-личностным образованием, формируется в условиях выполнения инженерных, педагогических и дизайн-проектов. Под проектно-технологической культурой педагога понимаем динамическую совокупность элементов, сочетающих в себе знания, умения, навыки, мотивацию, ценности, личностные качества, которые необходимы для эффективного овладения преобразовательной деятельностью. По содержательной структуре она является процессом творческой самореализации личности. Важной ее составляющей являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности, уровня сформированности компетентности обучающихся.
Библиографическая ссылка
Крылов Д.А. ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 334-341;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35628 (дата обращения: 21.11.2024).