Практически все области человеческих знаний охватывают научные инновации, продвигающие вперед прогресс. Исследователи выделяют социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Для нашего исследования наибольший интерес представляют педагогические инновации, относящиеся к разновидностям социальных инноваций. В условиях модернизации системы образования особое значение приобрела инновационная деятельность, направленная на введение новых педагогических технологий. Инновации охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить эффективность применения интерактивных технологий обучения в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Материалы и методы исследования
Для реализации цели исследования были определены следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; обобщение положительного и передового педагогического опыта работы преподавателей учебных заведений; проведение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы; наблюдение, беседы.
Результаты исследования и их обсуждение
Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом [1].
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы [1].
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
- обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
- проектирование новых моделей образовательного процесса;
- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании нет. Наоборот, существует более 20 критериев для классификации нововведений: долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества, радикальные и реформаторские, в образовании, в труде, в досуговой деятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и административные и т.д. [3].
Образовательные нововведения Н.Ю. Посталюк классифицирует по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности. В таком ракурсе выделяются восемь рангов или порядков инноваций:
- Инновации нулевого порядка – это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или её элемента).
- Инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве.
- Инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.).
- Инновации третьего порядка – адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования.
- Инновации четвёртого порядка – содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение её функциональных возможностей).
- Инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем «нового поколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы).
- В результате реализации инноваций шестого порядка создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа.
- И, наконец, инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных систем [4, с. 40].
Преимуществом приведённой типологии является детальное ранжирование педагогических новшеств, определяющих специфику соответствующих инновационных процессов.
В своем исследовании А.И. Пригожин [2] отмечает ещё один тип новшеств – «возвратные», суть которых состоит в том, что после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность и приходится возвращаться к его предшественнику.
Итак, нами обнаружено, что в зависимости от поставленных задач используются различные типологии педагогических нововведений, каждая из которых задает определённое основание для классификации инноваций.
Значением инновационной деятельности в системе образования является формирование человека с развитым инновационным мышлением и высоким уровнем инновационной культуры, из этого следует определение что образовательная (педагогическая) инновация – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для формирования у обучающегося инновационного мышления и инновационной культуры.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии [6, 7, 8, 10] и др. Рассмотрим более подробно интерактивные технологии.
В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операции) [3].
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.
Неимитационные технологии не предусматривают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе же имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение процессов, происходящих в реальной системе, в условиях обучения с определенной мерой адекватности.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Многие авторы характеризуют их следующим образом.
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации, проблемной задачи или вопроса и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний обучающимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых [6].
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.
Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы) [6].
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
- постановка проблемы;
- формирование малых групп (микрогрупп по 5–7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
- обсуждение проблемы в микрогруппах;
- представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
- продолжение обсуждения и подведение итогов.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки – выполнение под контролем преподавателя определенных действий в реальных условиях.
Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т.д.).
Мастер-класс – интерактивное занятие, во время которого все процессы осуществляются на практике и с участием слушателей в контексте обмена опытом между руководителем и слушателями. Мастер-класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определённых знаний по специально подобранной теме.
В Стерлитамакском филиале ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» в последние годы все шире используется именно эта форма. Область ее применения – учебные занятия со студентами, слушателями курсов повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования, профориентационная работа со школьниками. В филиале наработан опыт организации и проведения таких форм. На базе естественнонаучного факультета были организованы мастер-классы по скрапбукингу (А.В. Кунаккузина), полимерной глине (Р.М. Нигматуллина), вышивке (Е.М. Касьянова), росписи по ткани (А.В. Барычева), росписи по дереву, сухому валянию (С.Ю. Широкова), изготовлению цветов из ткани, крою юбки (Р.Р. Набиуллина), резьбе по дереву (М.Н. Ибатуллин), столярному делу (Р.В. Чурбаев) и др. Большинство из них проходит на базе факультета, но существует практика их проведения на базе различных образовательных учреждений: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей (внешкольное учреждение) дворец детского (юношеского) творчества города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 1 с. Красноусольский Гафурийского района Республики Башкортостан, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Табынское Гафурийского района Республики Башкортостан и др.
Проведение мастер-классов по прикладным видам деятельности со студентами, школьниками, педагогами может стать отправной точкой для организации предпринимательской деятельности на базе образовательных учреждений [5, 9].
Выводы
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения различных педагогических инноваций, которые позволяют повысить эффективность образовательного процесса.
Библиографическая ссылка
Широкова С.Ю., Широкова А.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 184-187;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35599 (дата обращения: 21.11.2024).