Человечество вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества. Это проявляется в растущей интеллектуализации основных факторов производства и переходе к экономике, основанной на информационных технологиях. Неудивительно, что удельный вес молодежи, получающей высшее образование в развитых странах, постоянно растет. Сейчас в мире 80 млн студентов. По прогнозам к 2025 году контингент студентов должен удвоиться. Например, в Японии фактически осуществлен переход к всеобщему высшему образованию.
В Скандинавии, в Южной Корее доля выпускников школ, которые продолжают получать высшее образование, от 80 до 90 процентов.
Среди граждан Российской Федерации в возрасте 26–35 лет высшее образование имеют 57 % – такой уровень кроме России отмечен всего в трех странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде. Значительный рост образовательных потребностей продолжается в следующем поколении (15–25 лет) – можно говорить о всеобщем высшем образовании – его получают или стремится получить более 80 % юношей и девушек.
Потребности становления негосударственного сектора образования определяются комплексом социально-экономических, социокультурных и политических факторов. Для экономически развитых стран мира характерен значительный спрос на образование на фоне стабильной экономики (с элементами ситуативной стагнации), низкой рождаемости и старения населения.
Россия, с ее характерными социальными проблемами переходного периода – падающей рождаемостью и высокой смертностью, безработицей, – была вынуждена также стимулировать экстенсивный рост высшего образования. Преимущественно в его негосударственном секторе.
И. Майбуров правильно считает, что «уровень безработицы среди лиц с высшим образованием в 1,5–2,5 раза ниже общего уровня безработицы» [6, с. 30].
Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В 2010 г. уровень занятости среди населения с высшим образованием составил 81,2 %, уровень безработицы – 4,0 %, со средним профессиональным образованием соответственно 73,5 % и 5,8 %, начальным профессиональным образованием – 72,4 % и 7,9 %.
Актуальность исследования негосударственного сектора высшего образования обусловлена радикальными изменениями, происходящими в нашем обществе под влиянием социально-экономических реформ. Эти реформы вызвали серьезные перемены во всей системе образования. Переход к рыночной экономике привел к появлению новых социальных слоев, которые, в свою очередь, сформировали новые образовательные потребности и запросы.
Современное состояние негосударственных высших образовательных организаций требует внимательного анализа психолого-педагогических, социокультурных, экономических, организационно-управленческих аспектов и последствий процесса, нуждается в осмыслении и разрешении противоречия между быстрым течением указанного процесса и его научно-педагогическим осмыслением.
На утверждение в системе высшего образования негосударственных образовательных учреждений существенное влияние оказал современный этап информационной революции. Новые информационные технологии требуют не только значительных финансовых средств, но и новой ментальности, отказа от педагогических стереотипов.
Появился рынок образовательных услуг. Наряду с государственными (региональными и муниципальными) образовательными учреждениями появились и различные негосударственные образовательные учреждения, которые сегодня во многом определяют состояние системы высшего образования в России. Ситуация такова, что доля бесплатного (за счет налогоплательщиков) образования снижается, а доля платного обучения будет неуклонно расти.
Не претендуя на законченность решения вопроса, а лишь в качестве варианта его решения автор предлагает следующее определение негосударственного сектора системы образования.
Негосударственный сектор системы образования на современном этапе общественного развития представляет собой формирующийся демократический инновационный сектор образования, наиболее полно отражающий образовательные потребности рождающейся рыночной экономики, отличающийся существенным образом в содержательном, методическом, организационном и материально-техническом аспектах от сложившегося государственного сектора и удовлетворяющий образовательные запросы значительной части нового слоя молодежи, порожденного социально-экономическими условиями государства.
Надо сказать, что учебные заведения такого типа были достаточно популярными в России в начале XX в., когда действовало 59 негосударственных вузов (65 государственных) и более 500 частных школ общего и профессионального образования, в том числе в период Первой мировой войны (в 1915–1916 годах было открыто 12 неправительственных вузов), что диктовалось острейшей необходимостью расширения сферы образования в интересах укрепления экономического и оборонного потенциала России.
Второе появление российских негосударственных высших учебных заведений приходится на 1991 г. Если в дореволюционной России данный негосударственный сектор возник во многом из-за нехватки технически подготовленных кадров, то в современной России – из-за отсутствия должной гуманитарной подготовки специалистов [1, с. 72].
Один из первых ректоров частного вуза России В.В. Тирский правильно считает, что основной целью создания частных высших учебных заведений явилось удовлетворение потребности получения высшего образования всей массы не поступивших абитуриентов за их счет [10, с. 6].
Негосударственный сектор высшего образования отвечает на запросы рынка. Развитие рыночной экономики и предпринимательства в соответствии с Законами «О кооперации в СССР» (1988) и «О предприятиях в СССР» (1990) привело к резкому увеличению числа предприятий и организаций. Если в 1995 г. их действовало 1946, то в 2005 г. – уже 4417 – таким образом, реальный рост составил 2,4 раза за 10 лет. Каждое такое предприятие в качестве обязательного требования выдвигает наличие директора, главного бухгалтера, а также экономистов, финансистов, маркетологов, менеджеров, юрисконсультов – как необходимое условие успешного функционирования предприятия в рыночной экономике.
Первые негосударственные образовательные учреждения в системе высшего образования, возникшие в России в 90-х гг. прошлого века, представляли частные предприятия, товарищества и акционерные общества открытого и закрытого типа. Дальнейшее развитие этот процесс получил после принятия в России Закона РФ «Об образовании» (июль 1992 г.), Конституции РФ и Указа Президента России «О первоочередных мерах по развитию образования», основанных на установках, зафиксированных в международных соглашениях и декларациях, предусматривающих создание и равноправное функционирование образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.
Появление в России платного образования в негосударственном секторе стимулировало формирование системы внебюджетной подготовки кадров в государственных вузах. Среди студентов, обучающихся в государственных вузах, 47,4 % обучаются на платной основе (в некоторых случаях доля платного приема составляет до 70 %) и 52,6 % – на бюджетной. Люди ценят высшее образование и готовы за него платить.
За прошедшие уже более 20 лет рыночного развития сформировался принципиально новый для России, но типичный для международного сообщества негосударственный сектор высшего образования, который включал на начало 2014 г. 486 вузов и 682 их филиала. Большинство основных образовательных программ этих вузов были аккредитованы. Это означает, что деятельность этих вузов проверена и одобрена государством, и Министерством образования и науки Российской Федерации в частности.
К настоящему времени в негосударственных высших учебных заведениях России обучается около миллиона человек. История функционирования таких вузов наглядно показывает, что их обучающиеся, платящие за получение высшего образования (не «прошедшие», не выигравшие в лотерею сомнительных конкурсов) учиться способны.
Негосударственные образовательные учреждения высшего образования в России стали неотъемлемой частью отечественной системы высшего образования, расширяют возможности реализации гражданами права на образование, способствуют росту уровня образованности населения, обеспечивают повышение интеллектуального потенциала страны и более эффективное включение Российской Федерации в международное образовательное пространство. Многие негосударственные вузы стали инновационными площадками развития, поддержав образовательную сферу российского государства на сложных этапах его становления. Тысячи выпускников негосударственных высших учебных заведений своим трудом, профессионализмом убедительно доказали конкурентоспособность негосударственных вузов.
Бывший президент Российской академии образования Н.Д. Никандров правильно указывает на то, что «в негосударственном секторе работает много ученых, докторов и кандидатов наук, вклад которых в развитие современного образования трудно переоценить» [8, с. 7].
Из 37 зарубежных филиалов, созданных 29 российскими вузами, 14 высших учебных заведений – негосударственные вузы.
На территории Российской Федерации в 650 вузах, среди которых 153 негосударственных, проходят обучение свыше 120 тысяч иностранных граждан.
Большинство негосударственных вузов в России расположены в Московском регионе (40 %), Санкт-Петербурге (15 %), а также в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, т.е. городах, где имеются хорошие научные школы.
В Татарстане успешно функционируют три отличных негосударственных вуза, которые знают все.
Анализ данных из Центрального банка данных государственной аккредитации показывает, что информатизация образовательных учреждений высшего профессионального образования увеличивается с каждым годом. Видно, что по количеству IBM-совместимой вычислительной техники и Интернет-терминалов на 100 студентов приведенного контингента с большим отрывом лидируют институты. Это объясняется присутствием в выборке негосударственных институтов, где информатизация традиционно выше [3, с. 8–44].
Уже в 2004 г. 118 негосударственных образовательных учреждений имели аспирантуру, 8 – докторантуру и в 27 негосударственных вузах работали диссертационные советы. За 2001–2003 гг. в диссертационных советах негосударственных высших учебных заведений состоялось 1083 защиты [2, с. 15–33].
Решением Аттестационной комиссии по вопросам присвоения ученых званий в 2008 году получили право представлять к ученому званию профессора и доцента по кафедре 8 негосударственных образовательных организаций высшего образования.
В негосударственном секторе высшего образования готовится 32,5 % юристов, 31,8 % психологов и 43,4 % бакалавров экономики [9, с. 249].
Подготовку инженерных кадров к 2003 г. реализовали 112 негосударственных вузов, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования, в том числе 33 вуза, получивших государственную аккредитацию. Общее число студентов, обучающихся в негосударственных вузах по инженерно-техническим специальностям и направлениям, увеличилось c 1,3 тыс. чел. в 1994 г. до 10,09 тыс. чел. в 2000 г. (3,14 % от общего контингента студентов негосударственных вузов) [4, с. 46].
Из действующих в настоящее время в России 55 головных медицинских вузов и 6 филиалов, 6 негосударственных образовательных организаций высшего образования и 2 филиала негосударственных вузов.
Ликвидация идеологических запретов привела к развитию сферы негосударственного сектора образования: появились учебные заведения религиозных организаций.
В России одним из объектов платежеспособного спроса населения является образование. Диплом об образовании дают и негосударственные, и государственные высшие учебные заведения, но вот дипломы эти сильно отличаются по качеству. Хотя и здесь все не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. К примеру, часть государственных вузов и большая часть филиалов государственных высших учебных заведений дает образование ничуть не лучше негосударственных, а порой даже хуже. Кроме того, в регионах Российской Федерации есть негосударственные вузы, чей бренд оказывается более узнаваем и популярен, чем бренд государственных высших учебных заведений. И в этом смысле руководству Российской Федерации нужно обратить особое внимание на роль и место негосударственных вузов в системе образования на региональном уровне.
Негосударственные вузы занимают первые места в рейтингах. Так, первую строку «Рейтинга востребованности вузов» в группе образовательных организаций сферы управления (экономика, финансы, юриспруденция) занял частный вуз: Российская экономическая школа (институт), второе – региональный Международный университет природа, общества и человека «Дубна» и только потом – НИУ ВШЭ.
Половину ТОП-10 столичных вузов, выпускники которых устраиваются на высокооплачиваемую работу, составили негосударственные образовательные организации высшего образования.
Из 30 российских вузов, включенных в международный рейтинг QS (2013 u/), – четыре частных (Европейский университет в Санкт-Петербурге, РосНОУ, Сколтех и Российская экономическая школа) [5, с. 4].
Негосударственные вузы с их мобильностью, ориентацией на высоковостребованные практикой направления образования в большей мере ориентированы на обновление образовательных программ. Об этом говорит весь мировой опыт.
Неслучайно Американский сектор частного образования является самым большим, разнообразным и, по утверждению многих авторов, самым эффективным. Частные университеты, являясь источником инноваций, играли значительную роль во всей истории образования и исследований в США [7, с. 240].
Для большинства развивающихся стран характерен рост негосударственных высших образовательных учреждений.
Негосударственный сектор системы высшего образования на современном этапе общественного развития не только берет на себя подготовку кадров, но и выполняет серьезную социальную задачу. Россия находится сейчас в зоне кризиса. В настоящее время количество безработных в России растет.
В последние годы в результате значительного сокращения до 40 % вузов и 80 % филиалов страдают в основном негосударственные образовательные учреждения высшего образования. Понятно, что реформирование образования мера неизбежная, но идущая пока не в том направлении, не развивающая интеллектуальный потенциал страны.
Если мы по-прежнему будем делить вузы на государственные и негосударственные, а не на качественные и остальные, мы по-прежнему будем терять свои конкурентные преимущества.
В сфере образования мы можем получить до 2,5 млн человек, которые окажутся без работы, лишёнными возможности продолжить обучение без специальных мер государственной поддержки. До 30 % студентов негосударственных вузов могут оказаться не в состоянии платить за учёбу.
Исследования показывают, что негосударственные образовательные учреждения высшего образования являются неотъемлемой частью всей системы высшего образования, стимулируют ее развитие и выполняют важнейшие общегосударственные задачи:
– расширяют возможности реализации гражданами права на образование, способствуют росту уровня образованности населения, обеспечивают повышение интеллектуального потенциала страны и более эффективное включение России в международное образовательное пространство;
– могут предложить талантливым студентам существенно более интересные программы, дополнительные предметы и занятия в свободное время; предусмотреть возможность изучения иностранных языков или занятий особыми видами спорта, искусством и т.д.
– вбирают в себя «нестандартных» детей и подростков, позволяют значительной части молодежи, не поступившей в государственные вузы, поверить в свои способности получения высшего образования и стать востребованным на рынке труда специалистом;
– являются базой для поисковых экспериментов: они могут опробовать новые методы обучения (знаменитый метод кейс-стади появился в Гарварде); новые программы; новые предметы и специальности;
– обеспечивают возможность работать в образовательной сфере талантливым, высококвалифицированным специалистам;
– имеют больше возможностей и для учета пожеланий тех или иных национальных групп, религиозных установок родителей обучающихся;
– расширяют возможности для приобретения и использования современных компьютерных, дидактических и электронных технологий;
– стимулируют развитие материальной базы;
– привлекают дополнительные инвестиции в сферу образования со стороны граждан, предпринимателей, зарубежных образовательных фондов и организаций.
Негосударственные высшие учебные заведения, не имеющие бюджетного финансирования, организованы более независимо, менее консервативно и имеют более высокие инновационные возможности, чем государственные вузы.
Изложенное выше показывает, что феномен негосударственных образовательных учреждений высшего образования достаточно прочно вошел в образовательное пространство российской действительности. Самое главное сейчас – это грамотное формирование дальнейшей стратегии развития.
Библиографическая ссылка
Степанов В.И. ВЛИЯНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ГРАЖДАН РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 157-161;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35593 (дата обращения: 03.12.2024).