Здравоохранение включено в список приоритетных направлений государственной поддержки в нашей стране.
Необходимость использования больших и постоянно растущих объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач обуславливает сегодня создание информационных систем в медицинских учреждениях.
Повышение качества лечебно-профилактической помощи – важнейшая цель информатизации здравоохранения на всех уровнях и основная задача медицинской информационной системы [7, 5].
Применение современных информационных технологий в медицине позволяет [1, 2, 3, 6, 8]:
– улучшить качество медицинских услуг;
– увеличить эффективность работы медицинского персонала;
– оптимизировать затраты на обеспечение лечебного процесса;
– улучшить эффективность работы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ);
– повысить удовлетворенность пациентов и врачей;
– автоматизировать сбор и подготовку обязательной отчетности.
Необходимо выделить следующие цели использования медицинских информационных систем (МИС) в здравоохранении [4]:
1. Безопасность пациентов (снижение риска причинения вреда состоянию здоровья пациентов).
2. Качество медицинской помощи (удовлетворенность пациентов, эффективность оказания медицинской помощи).
3. Доступность медицинской помощи (равный доступ к помощи для всех граждан, уменьшение времени ожидания медицинской помощи, оптимальная загрузка ресурсов).
4. Вовлеченность пациентов (ориентация на пациента, его вовлечение в процесс лечения).
5. Непрерывность медицинской помощи (координация действий и обмен информацией между различными медицинскими организациями.
Целью настоящего исследования является анализ информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи на примере МИС Брянского клинико-диагностического центра (БКДЦ).
Материалы и методы исследования
Объектом данного исследования явилась медицинская информационная система, разработанная и адаптированная в условиях Брянского клинико-диагностического центра.
МИС БКДЦ можно разделить на следующие подсистемы:
– регистрационно-статистическая (событийная) подсистема – позволяющая регистрировать все происходящие в лечебном учреждении события и факты. Такая подсистема сокращает рутинную работу персонала, помогает в оперативном управлении, позволяет получать все виды статистических данных, необходимых для финансового и экономического анализа, а также организовать совместную работу всех служб и тем самым сократить как временные, так и финансовые потери, связанные с ошибками персонала или пациентов, иметь обратную связь;
– медицинская подсистема (электронная история болезни) – которая позволяет врачам в удобной форме хранить и передавать друг другу материалы, связанные с диагностикой и лечением пациента, помогает в научной работе и обучении новых сотрудников, создает основу для удаленных врачебных консультаций по телемедицинским каналам;
– аналитическая подсистема – представляет интегрированную медицинскую и финансовую информацию в виде, удобном для анализа. Таким образом, она помогает руководству вырабатывать обоснованные долгосрочные решения и контролировать продуктивность преобразований, проводимых в лечебном учреждении, совершенствовать стратегическое планирование, повысить эффективность принимаемых управленческих решений;
– cправочная подсистема, предоставляющая врачам справочную информацию по ведению лечебной деятельности (например, справочники лекарственных средств, ссылки на медицинские сайты и т.п.). Справочная подсистема не зависима от первых трех подсистем и может внедряться в любой момент.
Основа деятельности медицинского учреждения – это обеспечение и реализация лечения и обследования пациента. Этот технологический процесс является основным, а все остальные процессы в медицинском учреждении являются вспомогательными, направленными на обеспечение организации основного процесса. Поэтому, если кроме стадийности рассматривать структуру информационной системы по целевому направлению информационных потоков, то можно выделить следующие направления:
1) медицинское (основное), обеспечивающее автоматизацию медицинского технологического процесса;
2) организационно-управленческое, обеспечивающее автоматизацию деятельности руководителей подразделений;
3) административно-хозяйственное, обеспечивающее автоматизацию администрации, хозяйственных служб, бухгалтерии и других вспомогательных служб.
При разработке МИС БКДЦ была сделана разбивка на функционально законченные модули, каждый из которых выполняет определенную функцию и загружается по мере необходимости. Такой подход позволяет, с одной стороны, сэкономить ресурсы системы, с другой – является технологичным для разработчика. Пример данной системы представлен на рис. 1.
Рис. 1. Структура многозвенного медицинского приложения
Что касается технологичности, разбиение задачи на отдельные модули позволяет подключить к работе сразу нескольких специалистов. При этом оговариваются методы обмена данными между модулями, форматы входных и выходных данных и диапазоны допустимых значений. Такой подход позволяет ускорить работу над проектом и многократно использовать наиболее удачные модули. (например, модуль «Карта пациента» используется в последней версии почти без изменений).
Следующий шаг в этом направлении – распределенные системы, когда разные процессы или группы процессов выполняются на разных компьютерах, объединенных каналом передачи данных (сетью). Моделью распределенной системы может служить информационная сеть Брянского клинико-диагностического центра.
В настоящее время существуют разные технологии создания подобных систем (COM, Corba и др.). В простейшем случае это системы типа клиент-сервер. В общем – каждый компонент системы является и клиентом, и сервером.
Результаты исследования и их обсуждение
В Брянском клинико-диагностическом центре внедрена МИС, выполняющая следующие функции:
– настройку и ведение компьютерных справочников системы, необходимых для ее функционирования (справочники подразделений ЛПУ, справочник медицинских работников, нормативов работы врачей, справочник международного классификатора болезней (МКБ) и др.);
– ведение персонифицированной базы данных пациентов, при регистрации пациента введение паспортных данных пациентов и заполнение первичной информации;
– ведение электронной истории болезни пациента;
– учет и контроль оказанных медицинских услуг по различным потокам финансирования (бюджет, обязательное медицинское страхование (ОМС), добровольное медицинское страхование (ДМС), договорные, платные);
– экономический и статистический анализ деятельности БКДЦ;
– учет рабочего времени (табель) учет рабочего времени сотрудников центра, подсчет отработанных ставок, формирование отчетов о фактически отработанном времени по врачам, специальностям, учреждению за произвольный период;
– АРМы врачей (консультативный прием, ультразвуковая и функциональная диагностика, цитоморфология, рентгенодиагностика, эндоскопия, лабораторные исследования и т.д.);
– автоматизированное управление электронной талонной системой записи на прием;
– автоматическое формирование показателей медицинской статистики;
– контроль качества оказания медицинских услуг;
– выполнение сервисных функций (резервное копирование и восстановление базы данных);
– возможность управленческому аппарату клинико-диагностического центра оперативно получать информацию о различных аспектах деятельности учреждения и своевременно принимать необходимые, обоснованные управленческие решения.
В общем случае к первичным выгодам относятся: информированность руководства; снижение затрат труда на учет; уменьшение потерь от погрешностей учета; повышение точности и оперативности текущих управленческих процедур. К вторичным выгодам – повышение управляемости, сохранение позиций на рынке, конкурентоспособность. На рис. 2 представлена разработанная и адаптированная в условиях клинико-диагностического центра распределенная медицинская информационная система, в которой функционирует более одного сервера БД. Это применяется для уменьшения нагрузки на сервер и обеспечения работы территориально удаленных подразделений.
Рис. 2. Распределенная информационная система
С активным внедрением информационных технологий качество оказываемого медицинского обслуживания повышается, и, как показывают многочисленные социологические исследования, граждане России стали меньше интересоваться самолечением и обратили больше внимания на консультации онлайн, общение с врачами и аналогичными пациентами онлайн – таким образом, медицинский сектор постепенно приходит к цивилизованному обращению с информацией, выложенной в сети [4].
МИС представляют собой универсальный программный продукт, позволяющий на качественно новом уровне осуществлять руководство деятельностью медучреждения и оказывать медицинские услуги.
Выводы
Внедрение МИС в учреждениях здравоохранения позволяет:
– избавиться от повторного ввода данных;
– ускорить доступ к необходимой информации;
– значительно повысить качество медицинской документации;
– устранить избыточность назначений;
– существенно снизить вероятность врачебной ошибки;
– сократить сроки обследования и лечения;
– повысить прозрачность деятельности медицинских учреждений и эффективность принимаемых управленческих решений;
– повысить качество оказания медицинской помощи пациентам;
– увеличить эффективность работы лечебных учреждений.
Заключение
Таким образом, внедрение современных информационных технологий в работу медицинских учреждений позволяет улучшить оказание медицинской помощи различным категориям населения, проводить комплексный анализ их деятельности, что дает реальные практические результаты. Медицинская информационная система позволяет управленческому аппарату Брянского клинико-диагностического центра оперативно получать информацию о различных аспектах деятельности учреждения и своевременно принимать необходимые, обоснованные управленческие решения.
Библиографическая ссылка
Гегерь Э.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 9-12;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35562 (дата обращения: 21.11.2024).