В государственной программе «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», целью которой является обеспечение развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития РТ, выделены ряд серьезных задач, среди которых – популяризация возможностей интеллектуально-творческого развития детей и молодежи РТ, формирование ценностных ориентаций, неформальное дуальное, проектное, тренерское обучение и др. [4]. В связи с этим актуализируется проблема развития проектной культуры у талантливой молодежи.
Понятие и структура проектной культуры
Талант понимается как природный дар, дарование человека и (или) способность к чему-либо. При этом, как отмечается во многих исследованиях, каждый человек талантлив, но насколько он сможет развить свой талант и добиться успехов, во многом зависит от того, насколько его талант актуален для экономики страны, как он будет развиваться в перспективе и, с учетом этого, получит ли он поддержку и применение со стороны государства [1]. То, будет ли его талант востребован, зависит от сформированности и степени развития проектной культуры.
Проектная культура студента представляет собой профессионально-личностное качество, включающее совокупность профессиональных знаний, соответствующих современному уровню развития художественной культуры, науки и общества, адекватные им функциональные умения и навыки проектирования, психологическую готовность проявлять в практическом проектировании инновационные подходы, находить нестандартные и креативные решения художественно-проектировочных задач [6]. В структуру проектной культуры мы относим функциональную, психологическую, волевую и креативную готовности к проектной деятельности (рис. 1). Функциональная готовность представляет собой комплекс таких компонентов, как мировоззрение, эрудиция, мастерство и поведение.
С учетом этого выстраивается композиция форм, средств и методов организации развития проектной культуры талантливой молодежи, обучающейся по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Рис. 1. Структура проектной культуры
Организация работы по развитию проектной культуры талантливой молодежи
Первым этапом организационной работы по развитию проектной культуры студентов на первом и втором курсах обучения является обеспечение развития эмоционально-когнитивной составляющей готовности к проектной деятельности, которое складывается из следующих задач:
1. Формирование знаний основ наук по профилю обучения и в области проектирования. На данном этапе студенты изучают рисунок, живопись, композицию, основы ДПИ, проектирование, теорию дизайна. Рисунок рассматривается как вид графики и как самостоятельное явление искусства, связанное с понятиями «точка», «линия», «штрих», «пятно», «контур», «фактура», «пропорции», «перспектива», «светотень» и др. Студенты осваивают методику работы над рисованием отдельных предметов и гипсов, складок драпировки, гипсовых орнаментов, натюрморта из геометрических тел и бытовых предметов, головы и фигуры человека, пейзажей. Живопись представляется перед студентами как искусство цвета. Студенты изучают последовательность выполнения живописного произведения. По теории дизайна студенты, в первую очередь, определяются с понятием дизайна, характеризуя дизайн как творческий метод, процесс и результат художественного проектирования промышленных объектов, их комплексов и систем, подчеркивая ее проектный характер. В ходе обучения основам проектирования у студентов формируется системное представление о методологии проектирования, особенности и последовательность проектных работ.
2. Создание позитивной эмоциональной среды и обеспечение положительного эмоционального восприятия студентами друг друга и работающих с ними преподавателей – наставников. Позитивная эмоциональная среда способствует более легкой самопрезентации студентов, созданию необходимой для дальнейшей проектной деятельности эмоциональной атмосферы сотрудничества и партнерства [8, 3]. Тем самым происходит индивидуально-психологическое принятие студентами процесса обучения и вузовской жизни. Эмоции, как говорят исследования психологов, регулируют деятельность, оказывая на нее большое влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Положительное эмоциональное переживание возникает у студента тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда он видит, что реальные результаты проектирования соответствуют поставленным целям и полностью согласуются с ними. Или на начальном этапе, когда студент видит результат проектной деятельности студентов старших курсов.
3. Формирование положительного эмоционального восприятия проектной деятельности. На данном этапе организация деятельности по формированию проектной культуры должна быть направлена на включение всех без исключения студентов в студенческое арт-пространство на факультете, которое организуется старшекурсниками при непосредственном участии наставников. Привлечение к работе с ними студентов старших курсов поможет внести в выстраиваемую структуру отношений очень важный элемент разновозрастности и наставничества, формируя уважительное отношение к более опытным участникам деятельности и к их результатам труда.
Организация деятельностно-практической составляющей проектной культуры талантливой молодежи опирается на решение следующих задач:
1. Обеспечение владения студентами навыками проектных работ в области декоративно-прикладного искусства, которые характеризуются умениями собирать и анализировать литературу; целесообразно планировать ход и время работы над проектом, проводить предпроектные и художественно-аналитические исследования, разрабатывать технологическую последовательность изготовления объекта проектирования, рассчитывать себестоимость изделия. Данную задачу целесообразно реализовывать в процессе обучения дисциплине «Основы проектирования», в ходе групповых конференций по курсовому проектированию, а также при личных встречах с руководителями проектов. Кроме того, на каждой дисциплине должен соблюдаться комплекс условий – специально созданных организационно-педагогических воздействий, к которым можно отнести наличие проблемных, аналитических и творческих заданий, самооценки, использование эвристических и исследовательских методов и приемов обучения, использование на занятиях специального оборудования, наглядных пособий и др.
2. Формирование умений и навыков изготовления изделий декоративно-прикладного искусства осуществляется на дисциплинах предметной подготовки по профилю «ДПИ и дизайн». Студенты овладевают навыками народной художественной росписи по дереву (хохломской и городецкой), росписи по ткани (холодный, узелковый батик, свободная роспись), точечной росписи утвари и предметов интерьера (посуды, мебели, сувениров), мозаики (из керамических плиток, стекломассы, ракушек и др.), куклоделия (из ткани, шерсти, пластика), пирографии по древесине и др.
3. Следующей задачей по развитию проектной культуры талантливой молодежи является обеспечение их участия в творческих мастерских. Творческие мастерские мы определяем как динамичную, вариативную и интегративную форму организации профессионального обучения, осуществляемую в совместной диалоговой деятельности педагога-мастера с обучающимися, которая характеризуется погружением в творческий процесс и направленностью на творческое самообразование, саморазвитие личности каждого участника деятельности [5]. Творческие мастерские должны быть направлены на углубленное изучение тех или иных видов декоративно-прикладного искусства. Эффективность использования технологии творческих мастерских повысится, если деятельность студентов будет направлена на решение конкретных проектных задач: реальные заказы, мини-производства продукции – сувениров, предметов интерьера или гардероба. Реализуя проекты в творческих мастерских, студент получает навыки проектирования деятельности, распределяя собственную активность во времени, управляя ресурсами, привлекая к проекту других людей.
4. Создание студенческого арт-пространства, которое представляет собой центр, клуб, выставочный зал, лабораторию и универсальную площадку проектного творчества и решения творческих задач, где проходят выставки проектов студентов, открытые консультации и защиты проектов, мастер-классы, конференции, семинары, практики по различным дисциплинам, тематические вечера, оригинальные авторские проекты и др., то есть это территория, открытая для талантов. Участие студентов в арт-пространстве содействует развитию деятельностно-практической составляющей готовности студентов к проектной деятельности.
На третьем этапе – организации мотивационно-ценностной составляющей проектной культуры необходимо выполнить следующие задачи:
1. Формирование устойчивого интереса к проектной деятельности, который понимается как эмоциональное практико-познавательное отношение к проектированию, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретный вид ДПИ. Глубина и устойчивость интересов зависят от характера учебно-познавательной работы по всем дисциплинам. Возникшие в результате целенаправленного педагогического воздействия интересы к проектной деятельности приобретают все большую устойчивость в процессе повседневного творческого взаимодействия студента и наставника, которое заключается в решении творческих, исследовательских и проектных задач, что способствует возникновению у студентов привычки к постоянной проектной деятельности.
2. Формирование осознанной мотивации к проектной деятельности характеризуется внутренними профессиональными, социальными, художественно-эстетическими мотивами, а также мотивацией успеха [2, 3, 9]. На данном этапе важно направить студентов участвовать в региональных и всероссийских выставках, конкурсах изделий ДПИ и проектов, олимпиадах, грантах и других всевозможных программах. Кроме того, данный этап характеризуется выполнением дипломного проекта – результата обучения в вузе. В соответствии с предметом исследования также необходимо добиться принятия студентами ценности постоянного самообразования [7].
Всё вышесказанное можно представить в виде схемы (рис. 2).
Проектная культура как прорывная компетенция талантливой молодежи
В упомянутой выше государственной программе «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы» встречается такое понятие, как «прорывные компетенции», которые характеризуются как умения и ценности, необходимые талантливой молодежи для продуктивной интеграции в будущее РТ в качестве эффективного субъекта общественного и экономического развития [4]. В документе к числу прорывных компетенций отнесены видение и лидерство, открытость, инициативность, предприимчивость, когнитивность и такая компетентность, как управление проектами «под результат»: продвижение от дизайна идеи до ее утилизации с гарантией результата. Следовательно, исследуемую нами проектную культуру в полной мере можно отнести к прорывным компетенциям. Здесь следует отметить, что каждое из перечисленных качеств по отдельности не будет иметь «прорывной» характер.
Обладание студентом прорывными компетенциями будет означать его конкурентоспособность перед его сверстниками. С одной стороны, конкурентные отношения выступают одним из важнейших механизмов обеспечения качества профессиональной деятельности, с другой – конкурентные отношения традиционно (хотя и не совсем правомерно) связываются со стремлением любыми способами отстаивать свою нишу, идею перед другими, на нее претендующими. Последнее совершенно не согласуется с представлениями о гуманистической сущности образовательного процесса. Преподавателю важно соблюдать баланс между позитивной и негативной конкуренцией. Характер конкуренции (позитивный/негативный) определяется не ее сущностью, а способами осуществления конкурентных отношений, предметом конкуренции и условиями, сопутствующими конкурентным отношениям.
Рис. 2. Этапы формирования проектной культуры
Рис. 3. Проектная культура как прорывная компетенция
Заключение
Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях деятельности. Человеческий капитал становится основным источником экономического развития и мирового лидерства. Успешность стран будет обуславливаться качеством граждан, интеллектуального, духовного и морального состояния общества. Молодежь, талантливая в области декоративно-прикладного творчества, обладает серьезным потенциалом для социально-экономического развития страны. Необходимость особой политики в отношении талантливой молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. В качестве одного из направлений поддержки талантливой молодежи мы видим организацию работы по развитию проектной культуры талантливой молодежи, от формирования эмоционально-когнитивной составляющей готовности к проектной деятельности, до формирования деятельностно-практической и мотивационно-ценностной составляющих.
Библиографическая ссылка
Файзрахманова А.Л., Файзрахманов И.М. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 197-201;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35520 (дата обращения: 10.12.2024).