Реализуемая в Российской Федерации Программа модернизации здравоохранения ставит своей целью получение населением качественной медицинской помощи при снижении материальных издержек и в равной мере направлена и на лечение, и на профилактику заболеваний. На современном этапе развития российского высшего медицинского профессионального образования, в условиях глобализации и взаимодействия представителей медицинского сообщества различных стран особое внимание уделяется повышению уровня подготовки специалистов данной сферы [3]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения одной из приоритетных составляющих профессиональной коммуникативной компетентности специалиста-медика является ее прагматический аспект, обеспечивающий успешность реализации профессиональной коммуникации [4, 9]. Недостаточное владение прагматической компетенцией осложняет взаимоотношения между врачом и пациентом, что негативно сказывается на эффективности медицинской помощи. Одним из возможных способов достижения поставленных целей является повышение уровня эмпатии медицинских работников, которое позволяет более точно и в кратчайшие сроки диагностировать заболевания, более аргументированно выстраивать план лечения, избегать необоснованных медицинских тестов, исследований и госпитализаций, что в результате приводит к снижению стоимости медицинских услуг.
Эмпатийные способности во многих областях деятельности являются профессионально важным качеством. Определение уровня эмоциональной эмпатии у представителей профессий, связанных с постоянными межличностными коммуникациями, позволяет судить об их профессиональной пригодности [7]. Эмпатия как одно из ведущих профессионально значимых качеств врача рассматривается в работах Л.Н. Васильевой, А.П. Васильковой, Н.В. Козиной, С.В. Мельниковой и др. В рамках врачебной деятельности эмпатия понимается как устойчивое личностное свойство, являющееся одним из ведущих профессиональных качеств врача, оказывающих решающее влияние на социально-перцептивную и коммуникативную сферы в системе «врач-больной» [2].
А.П. Васильковой была обнаружена значимая связь между уровнем эмпатии и профессиональной направленностью, а также положительной мотивацией к врачебной деятельности. В связи с этим, согласно исследованиям А.П. Васильковой, уровень эмпатии может выступать в качестве прогностического критерия успешности взаимодействия в системе «врач-больной», что определяет значимость ее диагностики у студентов, выбравших высшее медицинское учебное заведение. Поэтому врач, проявляющий эмпатию в работе, более конкурентоспособен на современном рынке труда в связи с большим количеством пациентов, стремящихся получить услуги данного специалиста. Пациенты, осознавая намерения врача в оказании им помощи, проявляют себя более активно во время лечебного процесса. Успех в лечении возможен исключительно при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений.
Исследования эмпатии в практике помогающих профессий идут по двум основным направлениям: эмпатия как фактор формирования мотивации, обусловившей выбор профессии, и как фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечивающий адекватность социальной перцепции и успешность совладания в ситуациях, провоцирующих эмоциональное сгорание [5]. Однако в научной литературе вопросы исследования специфики эмпатии в профессиональной деятельности врачей разных специальностей, требующей разной степени и характера эмпатии, практически не изучаются. Поэтому в настоящее время остается открытым вопрос о месте эмпатии в структуре профессионально важных качеств врачей разных специальностей.
Учитывая вышеизложенное, актуальным представляется анализ уровня эмпатии у будущих врачей различных направлений специалитета как индикатора профессиональной успешности врача.
Материалы и методы исследования
Целью нашей работы явился сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей и особенностей ее проявления в зависимости от возрастной и половой принадлежности.
Для достижения поставленной цели была сформулирована задача установления общих и специфических тенденций развития эмпатии у студентов высшего медицинского учебного заведения, обучающихся на выпускном и предвыпускном курсах по специальности 060101 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия и 0606105 – Стоматология.
Критерии включения в исследование:
1. Добровольное согласие на участие в исследовании.
2. Обучение на предвыпускных курсах по специальности 060001 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия и 0606105 – Стоматология высшего медицинского учебного заведения и выпускном курсе по специальности 060101 – Лечебное дело.
Критерии исключения:
1. Несовпадение по любому из критериев включения.
2. Неправильное заполнение ответного листа, исключающее возможность его дальнейшего анализа.
3. Предоставление сведений сомнительной достоверности или заведомо ложных сведений.
Исследование проводилось в период с сентября 2011 года по май 2012 года. Первый этап исследования касался студентов, обучающихся на предвыпускных курсах ведущих специальностей ГБОУ ВПО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко» Минздрава РФ, а именно обучавшихся на 5 курсе по специальности 060101 – Лечебное дело (313 человек), на 5 курсе по специальности 060103 – Педиатрия (125 человек) и на 4 курсе по специальности 060105 – Стоматология (118 человек). Возраст респондентов колебался в диапазоне от 21 до 28 лет, гендерный состав выборки: мужчины – 151 человек, женщины – 405 человек. Результаты исследования получены после предварительной беседы, мотивированной на сотрудничество. Ответные листы были анонимными, указывались только специальность, курс обучения, пол и возраст.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: опросник «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale – BEES) А. Мехрабиана и Н. Эпштейна [7] (далее – Опросник 1); опросник «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И.М. Юсупов) [8] (далее – Опросник 2). Опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна состоит из 33 предложений-утверждений и позволяет оценить уровень эмпатических тенденций у индивида. Опросник И.М. Юсупова также направлен на выявление уровня эмпатии и содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, малознакомым и незнакомым людям. Интерпретация результатов исследования эмпатии производилась в соответствии с указаниями авторов методик.
В качестве методов математической обработки применялась описательная статистика, H-критерий Крускала – Уоллиса (Н), критерий углового преобразования Фишера (φ*), t-критерий Стьюдента (t).
Результаты исследования и их обсуждение
Предварительным этапом обработки данных явилось определение достоверности ответов респондентов, что предусмотрено разработчиками опросника «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии».
Анкетные листы с недостоверными ответами и ответами сомнительной достоверности (согласно ключу методики), а также неправильно заполненные листы были исключены из дальнейшей обработки. Таким образом, анализу по существу подлежали ответы 506 респондентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» (313 человек), «Педиатрия» (108 человек), «Стоматология» (85 человек), из них – 120 мужчин, 338 женщин.
Согласно данным, полученным с помощью Опросника 1, значительная часть респондентов (53,3 %) характеризуется средним уровнем развития эмпатии, 34,1 % испытуемых продемонстрировали низкий уровень эмпатических тенденций, 7,4 % – высокий, 5,2 % – очень низкий (табл. 1).
При сопоставлении полученных данных с применением Н-критерия Крускала – Уоллиса статистически значимых различий в уровне эмпатических тенденций между студентами, обучающимися по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология», не обнаружено (Н = 2,17, α > 0,05).
Данные, полученные с помощью Опросника 2, подтверждают доминирование у респондентов среднего уровня эмпатии (87,1 %) как по общему показателю эмпатии, так и по отдельным шкалам, выделенным автором. Низкий уровень эмпатии свойственен 10,5 % испытуемых, высокий – 2,4 % (табл. 2).
При сопоставлении полученных данных с применением Н-критерия Крускала – Уоллиса статистически значимых различий в уровне эмпатических тенденций между студентами, обучающимися по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология», не обнаружено (Н = 3,05, α > 0,05). В то же время при попарном сопоставлении данных респондентов с применением критерия углового преобразования Фишера φ* установлено, что среди студентов, обучающихся по специальности «Стоматология», по сравнению с представителями специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», больше респондентов с низким уровнем эмпатии и меньше – со средним (φ* = 1,94, α < 0,05 и φ* = 1,71, α < 0,05, соответственно). Испытуемых с высоким уровнем эмпатии, согласно математико-статистической обработке, во всех трех выборках одинаково мало.
Таким образом, по результатам Опросника 2, у студентов – будущих стоматологов наблюдается более низкий уровень общих эмпатических тенденций по сравнению со студентами двух других специальностей.
Ситуацию наличия различий между выборками по Опроснику 2 и отсутствием таковых по Опроснику 1 можно объяснить особенностями выделения уровней по выбранным методикам.
Таблица 1
Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 1
Наименование специальности, курс обучения |
Уровень эмпатии |
|||||||||
Общий показатель |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
||||||
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
|
Количество респондентов, абс. ( %) |
||||||||||
ЛД5 (n = 265) |
63 (23,8) |
202 (76,2) |
5 (1,9) |
11 (4,1) |
38 (14,3) |
99 (37,4) |
20 (7,5) |
77 (29,1) |
– |
15 (5,7) |
П5 (n = 108) |
22 (20,4) |
86 (79,6) |
4 (3,7) |
4 (3,7) |
12 (11,1) |
50 (46,3) |
6 (5,5) |
25 (23,1) |
– |
7 (6,5) |
С4 (n = 85) |
35 (41,2) |
50 (58,8) |
4 (4,7) |
6 (7,1) |
21 (24,7) |
24 (28,2) |
9 (10,6) |
19 (22,3) |
1 (1,2) |
1 (1,2) |
Средний балл |
||||||||||
ЛД5 |
18,5 ± 1,2 |
22,9 ± 0,6 |
27,8 ± 1,2 |
31,0 ± 0,7 |
20,0 ± 0,8 |
25,7 ± 0,4 |
13,4 ± 1,1 |
19,9 ± 0,3 |
– |
13,7 ± 1,4 |
П5 |
20,1 ± 2,0 |
23,2 ± 0,9 |
27,7 ± 2,4 |
30,5 ± 0,5 |
20,2 ± 1,2 |
25,6 ± 0,5 |
14,7 ± 1,6 |
19,8 ± 0,6 |
– |
13,9 ± 1,6 |
С4 |
19,3 ± 1,7 |
23,5 ± 1,2 |
28,0 ± 0,7 |
30,8 ± 0,7 |
20,7 ± 0,9 |
25,2 ± 0,7 |
13,9 ± 1,2 |
19,6 ± 0,8 |
6,0 |
15,0 |
Таблица 2
Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 2
Наименование специальности, курс обучения |
Уровень эмпатии |
|||||||||||
Общий показатель |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
|||||||
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
|
Количество респондентов, абс. ( %) |
||||||||||||
ЛД5 (n = 265) |
63 (23,8) |
202 (76,2) |
– |
– |
1 (0,4) |
5 (1,9) |
52 (19,6) |
183 (69,1) |
10 (3,8) |
14 (5,3) |
– |
– |
П5 (n = 108) |
22 (20,4) |
86 (79,6) |
– |
– |
– |
2 (1,8) |
17 (15,7) |
79 (73,1) |
5 (4,6) |
5 (4,6) |
– |
– |
С4 (n = 85) |
35 (41,2) |
50 (58,8) |
– |
– |
– |
3 (3,5) |
27 (31,8) |
41 (48,2) |
8 (9,4) |
6 (7,1) |
– |
– |
Средний балл |
||||||||||||
ЛД5 |
43,9 ± 1,9 |
47,7 ± 1,1 |
– |
– |
64,0 |
65,8 ± 1,7 |
45,7 ± 1,7 |
48,3 ± 1,0 |
33,0 ± 1,7 |
33,5 ± 1,1 |
– |
– |
П5 |
41,9 ± 2,6 |
47,8 ± 1,8 |
– |
– |
– |
69,5 ± 3,5 |
44,1± 2,5 |
48,2 ± 1,5 |
34,4 ± 1,2 |
32,0 ± 2,7 |
– |
– |
С4 |
42,6 ± 2,6 |
46,7 ± 2,6 |
– |
– |
– |
68,3 ± 3,7 |
45,5 ± 2,3 |
47,3 ± 1,9 |
32,6 ± 1,9 |
31,8 ± 3,5 |
– |
– |
Таблица 3
Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 1
Наименование специальности, курс обучения |
Уровень эмпатии |
|||||||||
Общий показатель |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
||||||
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
|
Количество респондентов, абс. ( %) |
||||||||||
ЛД5 (n = 265) |
63 (23,8) |
202 (76,2) |
5 (1,9) |
11 (4,1) |
38 (14,3) |
99 (37,5) |
20 (7,5) |
77 (29,1) |
– |
15 (5,7) |
ЛД6 (n = 259) |
64 (24,7) |
195 (75,3) |
8 (3,1) |
9 (3,5) |
36 (13,9) |
114 (44,0) |
19 (7,3) |
68 (26,2) |
– |
4 (1,5) |
Средний балл |
||||||||||
ЛД5 |
18,5 ± 1,2 |
22,9 ± 0,6 |
27,8 ± 1,2 |
31 ± 0,7 |
20,0 ± 0,8 |
25,7 ± 0,4 |
13,4 ± 1,1 |
19,9 ± 0,3 |
– |
13,7 ± 1,4 |
ЛД6 |
19,2 ± 1,2 |
23,7 ± 0,5 |
27,2 ± 0,8 |
31 ± 0,7 |
20,7 ± 0,8 |
25,6 ± 0,3 |
13,3 ± 0,9 |
20,1 ± 0,4 |
– |
12,7 ± 4,0 |
Таблица 4
Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 2
Наименование специальности, курс обучения |
Уровень эмпатии |
|||||||||||
Общий показатель |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
|||||||
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
|
Количество респондентов, абс. ( %) |
||||||||||||
ЛД5 (n = 265) |
63 (23,8) |
202 (76,2) |
– |
– |
1 (0,4) |
5 (1,9) |
52 (19,6) |
183 (69,1) |
10 (3,8) |
14 (5,3) |
– |
– |
ЛД6 (n = 259) |
64 (24,7) |
195 (75,3) |
– |
– |
– |
5 (1,9) |
51 (19,7) |
169 (65,2) |
13 (5,0) |
21 (8,1) |
– |
– |
Средний балл |
||||||||||||
ЛД5 |
43,9 ± 1,9 |
47,7 ± 1,1 |
– |
– |
64 |
65,8 ± 1,7 |
45,7 ± 1,7 |
48,3 ± 1,0 |
33 ± 1,7 |
33,5 ± 1,1 |
– |
– |
ЛД6 |
41,8 ± 1,6 |
46,1 ± 1,1 |
– |
– |
– |
67 ± 2,2 |
44,3 ± 1,4 |
47,1 ± 0,9 |
32,2 ± 1,8 |
32,43± 1,3 |
– |
– |
Таким образом, большинство испытуемых обладают средним (нормальным) уровнем развития эмпатии. В общении они склонны судить о людях по их поступкам, нежели доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под контролем индивида. В общении они внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника могут терять терпение. Обращает внимание то, что каждый третий студент испытывает трудности в понимании эмоциональных проявлений и поступков собеседника, установлении межличностных контактов. Испытуемых с высоким уровнем эмпатических тенденций, которым присущи неподдельный интерес к людям, эмоциональная отзывчивость, общительность, душевность, склонность доверять своим чувствам и интуиции в общении, обнаружено еще меньше. В то же время, можно предположить, что как низкий, так и высокий уровень развития эмпатии может неблагоприятно сказываться на профессиональной деятельности врача. Низкий уровень эмпатии будет препятствовать установлению контакта с пациентом. Однако и высокий уровень эмпатии может стать помехой в профессиональной врачебной деятельности и даже привести к ускоренному психическому «выгоранию» будущего врача.
При анализе составляющих эмпатии по данным Опросника 2 получены следующие результаты. По шкале «Эмпатия с родителями» Опросника 2 нами установлены статистически значимые различия в уровне эмпатии между выборками студентов разных специальностей (Н = 5,9, α < 0,05). Особенно ярко различия проявляются между представителями специальности «Лечебное дело» и «Стоматология» (t = 2,159, α < 0,05). Согласно полученным данным, наибольшая эмпатия с родителями наблюдается у студентов специальности «Лечебное дело», наименьшая – у студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». Выявленные различия могут объясняться большей эмоциональной привязанностью и наличием семейных традиций, профессиональной семейной преемственности в семьях студентов, выбравших специальность «Лечебное дело».
Также по данной шкале обнаружены гендерные различия: у девушек, по сравнению с представителями мужского пола, выше уровень эмпатии с родителями (больше испытуемых с высоким и очень высоким уровнем эмпатии, φ* = 3,56, α < 0,01, и меньше – со средним уровнем, φ* = 3,20, α < 0,01). Выявленные различия могут объясняться большей эмоциональной привязанностью студенток к родителям. Подобные различия наблюдаются у представителей специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», у студентов специальности «Стоматология» гендерных различий в уровне эмпатии с родителями не выявлено.
По шкале «Эмпатия с животными» Опросника 2 применение Н-критерия Крускала – Уоллиса не показало различий между студентами различных специальностей. Однако при сопоставлении данных с помощью t-критерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера φ* обнаружено, что у студентов специальности «Стоматология» уровень эмпатии по отношению к животным ниже, чем у студентов специальности «Лечебное дело» (t = 1,981, α < 0,05; φ* = 1,797, α < 0,05). Студенты, обучающиеся по специальности «Педиатрия», занимают среднее положение по уровню эмпатии с животными. При отдельном рассмотрении результатов мужчин и женщин установлено, что у студентов – будущих стоматологов мужского пола уровень эмпатии с животными существенно ниже, чем у их однокурсниц (φ* = 3,281, α < 0,01). Подобных гендерных различий у студентов других специальностей не выявлено. Более того, у будущих стоматологов мужского пола уровень эмпатии с животными также значительно ниже, чем у представителей мужского пола, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» (φ* = 2,229, α < 0,05) и «Педиатрия» (φ* = 2,227, α < 0,05).
По шкалам «Эмпатия со стариками», «Эмпатия с детьми», «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми» у испытуемых преобладает средний уровень эмпатических тенденций. Различий между представителями разных специальностей, а также между девушками и юношами не выявлено.
По шкале «Эмпатия с детьми» нами не обнаружены существенные различия у представителей различных специальностей. В то же время, нами установлены гендерные различия по уровню эмпатии с детьми у представителей специальности «Лечебное дело»: уровень эмпатии к детям у девушек несколько ниже, чем у юношей (среди девушек больше доля испытуемых с низким и очень низким уровнем эмпатии, φ* = 2,36, α < 0,01, и меньше – со средним уровнем, φ* = 2,24, α < 0,05). У представителей других специальностей подобные различия не выявлены. В целом, у студентов рассматриваемых специальностей преобладает средний уровень эмпатии с детьми.
При анализе ответов испытуемых по шкале «Эмпатия с героями художественных произведений» различий между представителями разных специальностей не обнаружено. В то же время, нами установлено, что девушки проявляют большую, по сравнению с юношами, эмпатию к героям художественных произведений (t = 6,71, α < 0,01). Эта тенденция наблюдается у представителей всех трех рассматриваемых специальностей. Среди девушек, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», по сравнению с одногруппниками, больше испытуемых со средним уровнем эмпатических тенденций (φ* = 3,99, α < 0,01, φ* = 2,84, α < 0,01, φ* = 2,09, α < 0,05 соответственно) и меньше – с низким и очень низким уровнем (φ* = 4,08, α < 0,01, φ* = 3,24, α < 0,01, φ* = 2,31, α < 0,01 соответственно). Таким образом, девушки в большей степени склонны сопереживать героям художественных произведений, вживаться в события, описываемые в книгах или фильмах.
На наш взгляд, наиболее важными в плане диагностики дальнейшей профессиональной деятельности являются результаты по шкалам «Эмпатия со стариками», «Эмпатия с детьми» (особенно для представителей специальности «Педиатрия») и «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми», поскольку будущим медикам предстоит взаимодействовать в рамках своей специальности именно с данным контингентом людей – с незнакомыми людьми и, в частности, с пожилыми людьми или детьми. Согласно полученным данным, большинство респондентов в своих ответах демонстрируют средний, «нормальный» уровень эмпатии по соответствующим шкалам, не иначе как благоприятный с прогностической точки зрения.
Второй этап исследования был посвящен анализу гендерных и возрастных аспектов эмпатии у студентов предвыпускного и выпускного курсов по специальности 060101 – Лечебное дело, так как на их долю приходится больший процент выпускников ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
Эксперимент проводился в те же сроки по вышеописанным методикам с аналогичными критериями включения и исключения из исследования. Анализу по существу подлежали ответы 524 респондентов, обучавшихся на 5 и 6 курсах (265 и 259 человек соответственно) по специальности 060101 – Лечебное дело, из них – 127 мужчин, 397 женщин.
Согласно данным, полученным с помощью Опросника 1 (табл. 3), значительная часть респондентов (54,8 %) характеризуется средним уровнем развития эмпатии, 35,3 % испытуемых продемонстрировали низкий уровень эмпатических тенденций, 6,3 % – высокий, 3,6 % – очень низкий.
По данным, полученным с помощью Опросника 2 (табл. 4), большинство респондентов (86,8 %) также характеризуется средним уровнем развития эмпатии. Низкий уровень эмпатии свойственен 11,1 % испытуемых, высокий – 2,1 %. Статистически достоверной разницы между сравниваемыми группами не обнаружено.
Исследование показало, что большинство испытуемых обладает средним (нормальным) уровнем развития эмпатии, что согласуется с мнением Л.Н. Васильковой, согласно которому для эффективного профессионального общения важнее всего не постоянное и бурное сопереживание пациенту, а владение «действенной эмпатией», т.е. показатель эмпатии не должен быть слишком высоким для достижения эффективности коммуникации, иначе решение других задач врачебной деятельности (в частности, постановка диагноза, оказание лечебной помощи и др.) будет затруднено, а иногда и невозможно [2].
С помощью коэффициента корреляции Пирсона нами установлено отсутствие связи между возрастом респондентов и уровнем их эмпатийности, что согласуется с данными исследований А.П. Васильковой.
По данным Опросника 1, респондентов с высоким уровнем эмпатии больше среди мужчин (φ* = 1,95, α < 0,05), тогда как респондентов с низким уровнем эмпатических тенденций больше среди женщин (φ* = 2,00, α < 0,05). Доли лиц мужского и женского пола со средним уровнем эмпатических тенденций, согласно данной методике, статистически значимо не отличаются. Согласно Опроснику 2, между мужчинами и женщинами наблюдаются различия по соотношению лиц со средним и низким уровнями эмпатийности: среди женщин больше доля испытуемых со средним уровнем эмпатийности (φ* = 2,10, α < 0,05), среди мужчин – с низким (φ* = 2,72, α < 0,01). Доли лиц мужского и женского пола с высоким уровнем эмпатийности, согласно данной методике, статистически значимо не отличаются. Корреляционный анализ показал, что ответы испытуемых по Опроснику 1 и Опроснику 2 статистически значимо связаны (rxy = 0,34, α < 0,01). Вероятно, полученные различия отчасти обусловлены особенностями выделения уровней по выбранным методикам. Кроме того, Опросник 1 содержит отдельные таблицы для оценки уровня эмпатических тенденций для девушек и для юношей, поскольку уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Опросник 2 содержит общую таблицу для обработки результатов представителей обоих полов (отсюда – и более высокие результаты у девушек-медиков).
Несмотря на то, что данные других исследований говорят об отсутствии связи между уровнем развития эмпатии и этапом профессионального обучения [2], в процессе математико-статистической обработки данных нами были обнаружены некоторые особенности в показателях эмпатии у студентов 5 и 6 курсов.
По результатам применения Опросника 1, среди респондентов женского пола на 5 курсе, по сравнению с 6 курсом, больше девушек с очень низким уровнем эмпатических тенденций (φ* = 2,59, α < 0,01) и меньше – со средним (φ* = 1,90, α < 0,05). Выявлены различия между студентами мужского и женского пола 6 курса с высоким уровнем эмпатических тенденций (φ* = 2,02, α < 0,05, доля лиц с высоким уровнем эмпатийности выше среди мужчин) (на 5 курсе подобное не наблюдается). По данным Опросника 2, при диагностике общего показателя эмпатийности у студентов 6 курса выявлено, что среди мужчин выше доля лиц с низким уровнем эмпатии (φ* = 1,84, α < 0,05), подобное отмечено и на 5 курсе (φ* = 2,00, α < 0,05). Также данный опросник показал преобладание у женщин на 5 курсе, по сравнению с мужчинами, доли лиц со средним уровнем общего показателя эмпатии (φ* = 1,66, α < 0,05). Согласно Опроснику 2, и на 5, и на 6 курсе доля респондентов-мужчин с низким уровнем эмпатических тенденций больше, чем респондентов-женщин (φ* = 2,00, α < 0,05 и φ* = 1,84, α < 0,05 соответственно). Мы это объясняем тем, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Исследователи объясняют это влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин [7].
По шкале «Эмпатия с родителями» Опросника 2 нами выявлено, что у девушек, обучающихся на 5 курсе по специальности «Лечебное дело», выше показатели эмпатии с родителями, чем у представительниц 6 курса (больше испытуемых с высоким уровнем эмпатии, φ* = 1,70, α < 0,05, и меньше – со средним уровнем, φ* = 2,65, α < 0,01). Также у девушек, обучающихся на 5 курсе, сильнее выражены различия с представителями мужского пола по уровню эмпатии с родителями (больше испытуемых с высоким и очень высоким уровнем эмпатии, φ* = 1,84, α < 0,05, и меньше – со средним уровнем, φ* = 2,45, α < 0,01). У представителей 6 курса различия между результатами девушек и юношей не являются статистически значимыми. Результаты подтверждаются и применением t-критерия Стьюдента: при сопоставлении девушек и юношей 5 курса выявлен более высокий уровень эмпатии с родителями у девушек (t = 2,70, α < 0,01), у представителей 6 курса различия по уровню эмпатии с родителями статистически не значимы (t = 1,60, α > 0,05). Выявленные различия могут объясняться большей эмоциональной привязанностью студенток 5 курса к родителям. По мере эмансипации от родителей (начало профессиональной деятельности, выход замуж) эта привязанность может ослабевать. В целом же уровень эмпатии с родителями у девушек, по сравнению с юношами, выше (t = 3,00, α < 0,01).
По шкале «Эмпатия с животными» Опросника 2 обнаружено, что студентки 6 курса в меньшей степени, нежели представительницы 5 курса, проявляют эмпатию к братьям нашим меньшим (на 6 курсе больше испытуемых-девушек с низким и очень низким уровнем эмпатии, φ* = 2,43, α < 0,01, и меньше – со средним уровнем, φ* = 2,34, α < 0,01). У мужчин такой тенденции не выявлено. Нами установлено, что в целом у девушек уровень эмпатии к животным, по сравнению с юношами, выше (t = 3,60, α < 0,01).
По шкале «Эмпатия со стариками» у испытуемых преобладает средний уровень эмпатических тенденций (94,3 % респондентов). Различий между представителями 5 и 6 курсов, а также между девушками и юношами не выявлено.
По шкале «Эмпатия с детьми» нами обнаружены различия у юношей, обучающихся на 5 и 6 курсах. Представители 6 курса демонстрируют более низкий уровень эмпатии с детьми (на 6 курсе больше испытуемых мужского пола с низким уровнем эмпатии, φ* = 2,28, α < 0,05, и меньше – со средним уровнем, φ* = 2,39, α < 0,01). У представительниц женского пола таких различий в ходе исследования не выявлено. Также нами обнаружены различия по уровню эмпатии с детьми между девушками и юношами, обучающимися на 5 курсе: уровень эмпатии к детям у девушек несколько ниже, чем у юношей (среди девушек больше доля испытуемых с низким и очень низким уровнем эмпатии, φ* = 2,36, α < 0,01, и меньше – со средним уровнем, φ* = 2,24, α < 0,05). У представителей 6 курса уровень эмпатии с детьми, по данным нашего исследования, примерно одинаковый. По данным Л.И. Михайловой [6], низкий уровень эмпатии свидетельствует о формировании в современном обществе соответствующего типа личности, с низким уровнем эмпатии и высоким уровнем враждебности и агрессии. Проявления агрессивных тенденций во многом обусловлены глубоким имущественным расслоением и усилением в связи с этим антисоциальных процессов. К снижению уровня эмпатии ведет тенденция к индивидуализации общества, в связи в которой усиливаются индивидуалистические, эгоистические проявления личности, блокирующие альтруизм.
При анализе ответов испытуемых по шкале «Эмпатия с героями художественных произведений» нами установлено, что девушки проявляют большую, по сравнению с юношами, эмпатию к героям художественных произведений (t = 7,60, α < 0,01). И на 5, и на 6 курсах среди девушек, по сравнению с юношами, больше испытуемых со средним уровнем эмпатических тенденций (φ* = 3,99, α < 0,01 и φ* = 4,19, α < 0,01 соответственно) и меньше – с низким и очень низким уровнем (φ* = 4,08, α < 0,01 и φ* = 4,19, α < 0,01 соответственно). Таким образом, девушки в большей степени склонны сопереживать героям художественных произведений, вживаться в события, описываемые в книгах или фильмах.
По шкале «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми» различий между представителями 5 и 6 курсов, а также между девушками и юношами в ходе исследования не выявлено. У испытуемых преобладает средний уровень эмпатических тенденций (90,1 % респондентов).
Согласно полученным данным, большинство респондентов в своих ответах демонстрируют средний, «нормальный» уровень эмпатии по соответствующим шкалам, что является благоприятным, с прогностической точки зрения, признаком.
Заключение
По результатам исследования, у студентов – будущих медиков, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», преобладает средний уровень эмпатии. Мы предполагаем, что данный уровень эмпатии у будущих врачей соответствует профессиональным особенностям врачебной деятельности, поскольку как низкий, так и высокий уровни могут неблагоприятно сказываться на деятельности врача.
Существенные различия по уровню эмпатии у студентов разных медицинских специальностей наблюдались только в отношениях с родителями. При этом наибольшая эмпатия с родителями отмечена у студентов специальности «Лечебное дело», наименьшая – у студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». Выявленные различия могут объясняться большей эмоциональной привязанностью и наличием семейных традиций, профессиональной семейной преемственности в семьях студентов, выбравших специальность «Лечебное дело». По наиболее значимым, на наш взгляд, для прогноза успешности профессиональной медицинской деятельности шкалам «Эмпатия со стариками», «Эмпатия с детьми» и «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми», так будущим врачам предстоит взаимодействовать в рамках своей специальности именно с данным контингентом людей – с незнакомыми и, в частности, с пожилыми людьми существенных различий у студентов разных медицинских специальностей не выявлено. Таким образом, для данной выборки можно сделать вывод о том, что уровень эмпатии у будущих врачей достаточен для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Группу испытуемых с низким уровнем развития эмпатии, объединяющих лиц женского и мужского пола, трактовать однозначно не представляется возможным: не исключается, что они являются результатом личностных особенностей, либо своеобразной психологической защитой в условиях экспериментального исследования, либо отражением соответствующего типа личности современного общества. Данный аспект ставит задачу перед преподавательским составом в реализации соответствующих программ развития и формирования личности, а также перед самими студентами-медиками по развитию данного личностного свойства, поскольку оно является одним из ведущих профессиональных качеств врача, либо данной категории респондентов необходимо компенсировать низкий и очень низкий уровень эмпатии развитием других профессиональных навыков и умений. Можно рассмотреть данную категорию респондентов с позиции корреляции эффективности профессиональной деятельности с уровнем развития эмпатии. Для терапевтов эмпатия является профессионально важным качеством и чем выше эмпатия, тем выше эффективность их деятельности. Для хирургов характерна обратная зависимость: чем меньше эмпатия, по сравнению с терапевтами, тем выше эффективность их деятельности, что не позволяет считать эмпатию профессионально важным качеством хирурга [1]. Поэтому группа лиц с низким уровнем развития эмпатии может быть расценена нами как будущими врачами хирургического профиля разных специальностей. Наше исследование подтвердило данные о том, что эмпатийность не зависит от возраста субъекта.
У представительниц женского пола уровень эмпатии в целом выше, чем у мужчин. На наш взгляд, данное обстоятельство связано с общепринятым мнением о том, что женщины более склонны к эмпатийным проявлениям, нежели мужчины. Здесь играют большую роль особенности воспитания и менталитета, а также социальные стереотипы. Мальчиков с детства учат сдержанности, а девочек – сопереживанию. Возможно, это служит главной причиной того, что женщины способнее в плане проявления эмоций и сопереживания.
По-прежнему актуальны сегодня слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, ободрить, проявить сострадание».
Библиографическая ссылка
Плотникова И.Е., Юргелас Ю.Н., Юргелас И.В., Фролов Р.Н. ЭМПАТИЯ КАК ИНДИКАТОР СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 168-176;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35515 (дата обращения: 10.12.2024).