Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др.
Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах исследователей В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной и др. В работах Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Р.М. Чумичевой раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребенка. Недостаточно сказать, что интеграция – это соединение. Важно понять, как именно это соединение происходит. Понятие интеграции должно давать знание метода, в соответствие с которым организуется дидактический процесс в интегрированной системе. Интегрированный подход в дошкольном образовании заключается в осуществлении содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также установления связей во взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция), в синтезе детских видов деятельности (деятельностностная интеграция), интеграции разных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Об этом пойдет речь в нашей статье.
В Федеральных государственных стандартах дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Новый нормативный документ активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры – с другой стороны. В дошкольной организации № 39 города Ставрополя с 2006 года педагогический коллектив занимается изучением региональной культуры, где у дошкольников, воспитателей и родителей формируются патриотические чувства. Качество образовательных услуг, предоставляемых дошкольной организацией, напрямую зависит от уровня компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В рамках эксперимента «Формирование художественных ценностей у детей дошкольного возраста через синтез искусств региональной культуры» (автор программы Литвинова Р.М.) созданы две парциальные образовательные программы, которые апробируются и успешно используются в практике работы дошкольных организаций Ставропольского края. Сегодня в условиях эксперимента ведется большая работа по созданию вариативной программы региональной направленности. Известно, что содержание и объем регионального компонента (40 %) согласно ФГОС ДО в данной дошкольной организации определяется культурным своеобразием региона: знакомство с достопримечательностями, художественными ценностями, известными людьми края, создающими региональную культуру [2].
Систематизация подачи знаний детям дошкольного возраста представлена на рисунке.
Если рассматривать первый блок «Музейная педагогика», то следует отметить, что он довольно успешно отработан не только на экспериментальной площадке в городе Ставрополе, но для расширения объема информации привлечен опыт и других дошкольных организаций Ставропольского края. Итогом этой работы стал выпуск учебно-методического пособия для преподавателей вузов и других категорий дошкольных работников. Учебно-методическое пособие «Ставрополье в солдатской шинели» выпущено к 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и уже успешно используется во всех дошкольных учреждениях Ставропольского края.
Второй блок образовательной программы – «Знакомство с культурой и искусством народов», проживающих на территории Ставропольского края – русских, чеченцев, дагестанцев, карачаевцев, осетин и других народностей – более сложен и требует дальнейшей тщательной разработки [2]. Исследования показали, что воспитатель дошкольной организации затрудняется в отборе художественных произведений для работы с детьми. Мы размышляем о том, как использовать принципы отбора произведений искусства для детей старшего дошкольного возраста, как строить педагогический процесс приобщения их к живописи, какие при этом использовать произведения искусства и стихи, какие методы использовать для решения задач эстетического воспитания в дошкольной организации.
Приобщение дошкольников к миру искусства средствами региональной культуры
Практика свидетельствует, что успех художественного воспитания детей, введение их в мир большого искусства напрямую зависит от правильности подбора произведения. При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности, выраженный в жанровой живописи природного социального явления. Вышеназванный принцип отбора произведений – по содержанию [4] соответствует живописи ставропольского художника П.М. Гречишкина. Его картины «Цветущая степь», «Поляна Бучинка», «Лето», «В Домбае», «Маки», «Весенний день», «Зимний лес», «Ставропольский лес» и многие другие вдохновляют поэтов к написанию стихов. К примеру, известный на Ставрополье поэт И.В. Кашпуров написал стихи, где отображены времена года: весенний, летний, зимний сонеты, которые помогают детям воспринимать просыпающуюся природу весной и благоухающую летом.
Интеграция искусства с поэзией способствует более глубокому пониманию художественной ценности картин. В картинах присутствует необходимое единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), то есть формы произведения. В отборе произведений по форме, учитывается принцип разнообразия, используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
Далее учитывается колористическое решение. Отбираются картины, выполненные художниками в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте: яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные или размытые краски.
Кроме того, имеет значение композиционное решение. В связи с этим воспитатели отбирают картины, в которых художественные образы расположены по кругу, треугольно, асимметрично, симметрично, по центру, статично, динамично [4]. Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы, с четко выраженной идеей, замыслом художника. В картинах Н.А. Ярошенко «Вид на Пятигорск», «Красные камни», В.Г. Кленова «Лошади на водопое», П.М. Гречишкина «Гроза в степи», «Простор», «Цветущая степь» и других, отображена тема необыкновенной красоты Ставропольского края. Рассматривая художественные образы, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому. Освоить язык эмоций – это сложная работа, поскольку в современном обществе преобладают эмоции агрессивности, причиняя нравственную боль личности ребенка и самоуничижение. Помогает в этом интеграция.
Какие же формы и стихи должны использоваться при интеграции искусств в образовательном процессе? При организационной интеграции занятий остается невостребованным то основное, без чего искусства не может быть, именно: его игровой характер, «чувственное отражение мира»; творчество, фантазийная трансформация жизненных впечатлений; уникальность личности, создающая художественные образы, индивидуальность ее взглядов. Наиболее эффективными, являются такие формы, как: сквозная, спиралевидная, контрастная, взаимопроникающая [4].
Суть сквозной формы состоит в том, что ребенок познает какую-либо ценность, например, эстетическую – «красоту». Он воспринимает ее в различных произведениях искусства и самостоятельно или вместе с педагогом реализует в собственной художественно-творческой деятельности – в рисовании, лепке и других видах деятельности.
Особенность спиралевидной формы в том, что познание ценности, например, нравственной – «чуткости», происходит в разных видах деятельности двумя возможными путями. Первый – от частного к общему: педагог рассказывает о поступках детей и просит на основе произведений искусства, игровой деятельности, собственного жизненного опыта определить, как называется это качество, в чем оно проявляется. Второй – от общего к частному: педагог дает детям определенную установку. Например, спрашивает, что такое чуткость, о ком говорят «чуткий человек». В различных видах деятельности, просит обращать внимание именно на это качество личности и на то, как оно проявляется в жизни и в искусстве.
Контрастная форма отличается тем, что познание какой-либо ценности осуществляется «от противного» (например, осознание, «любви» как ценности в жизни и искусстве в сравнении с «ненавистью»). При данной форме очень важно помнить о мотивационном принципе: ребенок должен почувствовать и осознать, почему ценность, познаваемая им на контрасте, вызывает уважение у людей и собственную положительную самооценку [1].
Взаимопроникающая форма характеризуется как вспомогательная, то есть когда вмешиваются другие виды деятельности. Например, детям дается свобода в организации самостоятельных игр. Наблюдая за ними, педагог поставила цель: «сформировать у детей понятия о мужественности и женственности». В ходе игры дети познакомились с женскими и мужскими портретами разных художников. При организации обсуждения образов, на примере портрета племянницы Н.А. Ярошенко в картине «Уснула» дети, связав увиденное с игрой, отмечают детскость, нежность и болезненность уснувшей девочки.
Для развития творчества используется новый метод – эстетическая игра. Ее структурные компоненты строятся по законам искусства: композиция, выбор персонажей, завязка, развитие событий, смена построения и пластики персонажей, контраст, творчество, импровизация. При организации такой эстетической игры необходимо учитывать создание мнимой ситуации, факт перевоплощения, соотнесение переживаний, рождение художественного образа, создание собственной художественной работы. В процессе формирования личностного отношения дошкольников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине и подобрать соответствующее стихотворение: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение? Какое стихотворение подойдет к картине?». Нами также использовались такие дидактические игры, как: «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку», «Жанры живописи». Наиболее востребованными стали игры по мотивам мифов и легенд, это многотрудная подготовка с большим количеством реквизита и оборудования; психокоррекционные сказки с элементами изображения героев, которые требуют также большой подготовки, но эффект заметный; игры по литературным произведениям, любимые детьми, особенно с легкими рифмами в стихах; игра в картины – оживление картин с интересными или непонятными персонажами. Например, картина «Хор» художника Н.А. Ярошенко. Здесь показано, что, крестьянские дети и учитель пения разучивают новую песню, стараясь донести до зрителей все эмоции, которыми они переполнены. На картине видно, как на слышимую песню собрались «зеваки», которые также стали «частью картины». К данной картине дети подобрали не только стихи, но и наиболее популярные народные песни в рамках интеграции искусств.
Особого внимания заслуживают занятия-беседы при рассматривании картин, которые затем превращаются в детские описательные рассказы. Структура искусствоведческого рассказа состоит из сообщения названия картины, фамилии художника. Далее следуют вопросы: «О чем написана картина?», «Что самое главное в картине?»; «Как изображен цвет, построение, расположение?»; «Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали?»; «Что красивого показал своим произведением художник?»; «О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину?». Например, рассматривая картину В.Г. Кленова «Лошади на водопое», дети помимо ответов на вопросы, узнают место, где была написана картина. Рассказ ребенка, о чем картина: о том, что лошади паслись на лугу в жаркий, знойный день и захотели пить. В центре картины художник изобразил лошадей, стоящих в воде. Недалеко от пастбища протекала речка, где лошади не только утолили жажду, но и даже выкупались. Об этом свидетельствуют мокрые, блестящие тела животных, выстроенные как будто для позирования художнику. На картине красиво все – природа, речка, блестящие бронзовые тела лошадей, которые очень довольны, что стоят по колено в воде и наслаждаются прохладой.
Детям задают вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизируют творческое воображение и эмоции, возникающие при восприятии изображенного на полотне. Вопросы подробные и конкретные. Вышеприведенный рассказ детей подготовительной группы свидетельствует о том, что в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию событий картины. Мысленное «перенесение» в картину в процессе восприятия в эстетике рассматривается как средство воспитания чувств и эстетических качеств людей. Применение этого приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с так называемыми установками на выразительное рассказывание. Прием-рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине используется на первом этапе ознакомления с живописью. Рассказ имеет определенную структуру. Содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями. Структура рассказа-образца повторяет предыдущий формат: нужно обязательно рассказать, что особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину [4].
Формирование творческой личности начинается ещё в дошкольном возрасте, при знакомстве детей с произведениями региональных художников в дошкольной организации. Дети во время просмотра картины и последующего обсуждения, воспринимают ее целиком. Это свидетельствует о развитии у них восприятия и появляющихся ассоциаций.
Ю.Н. Хижняк в своих работах выделил задачи, стоящие перед педагогом при ознакомлении детей с региональным искусством: посещение музеев, знакомство с подлинниками шедевров региональной живописи; специально организованные занятия по ознакомлению детей с картинами; рисование наиболее запомнившихся образов природы [3].
Сегодня мы остановились лишь на некоторых разделах экспериментальной образовательной программы по интеграции искусств. Апробированные методы и приемы позволяют рекомендовать и использовать имеющийся опыт, приобщать детей дошкольного возраста к искусству живописи в интеграции с поэзией и музыкой: игровые приемы, рассматривание картин, «вхождение» в картину, музыкальное и стихотворное сопровождение детей-экскурсоводов. Наши наблюдения в процессе эксперимента свидетельствуют о том, что «тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливым других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогом» [3]. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве, поэзии и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, систематически развивать эмоциональные и познавательные процессы.
Библиографическая ссылка
Литвинова Р.М. ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЭТОВ И ХУДОЖНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 138-142;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35509 (дата обращения: 23.11.2024).