Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кротова Е.А. 1 Макшеева А.И. 1
1 ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье исследуется проблема формирования опыта творческой деятельности обучающихся средствами технологии проектного обучения на основе универсальных учебных действий, реализующей современные тенденции общественного развития и требования Федерального государственного стандарта общего образования. Раскрываются подходы к определению понятий «творчество», «творческая деятельность», «опыт творческой деятельности». Рассматриваются особенности и условия развития творческой деятельности. Анализируются результаты исследования отношения и готовности учителей к использованию проектного обучения для развития творческой деятельности школьников. Авторы обосновывают педагогическую ценность технологии проектного обучения для формирования творческой деятельности. Описываются активные методы и способы творческой деятельности (анализ, оценка, прогнозирование, моделирование, проектирование), лежащие в основе проектного обучения. Устанавливается взаимосвязь этапов реализации технологии проектного обучения с уровнями творческой деятельности. Обсуждаются критерии и оцениваются уровни сформированности творческой деятельности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный.
личностно-деятельностная педагогическая технология
проектное обучение
творчество
творческая деятельность
опыт творческой деятельности
творческие методы обучения
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. – Казань: Изд-во Каз. ун., 1996. – 73 с.
2. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 35–41.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 534 с.
4. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 157 с.
5. Кротова Е.А. Проектная технология в изучении экологических ситуаций России: Монография. – Н. Новгород: НГПУ. – 104 с.
6. Макшеева А.И. Экологическое обучение студентов вуза: Монография. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012.  – 156 с.
7. Макшеева А.И. Гузикова М.С. Интерактивные технологии обучения при реализации курса «Основы экологической культуры» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-20284 (дата обращения: 03.07.2015).
8. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Проблемы формирования опыта творческой деятельности обучающихся // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 312–315.
9. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 101–108.

Процессы модернизации современного образования, закрепленные законом «Об образовании в Российской Федерации», обусловили необходимость формирования активной личности обучаемых, способной к самостоятельному творческому решению стоящих пред обществом проблем. Потребность в увеличении доли творческой деятельности обучаемых в образовательном процессе актуализировала поиск методов, педагогических технологий, направленных на ее формирование.

Анализ научной литературы (Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Я.А. Пономарев, В.Г. Разумовский. Л.С. Рубинштейн) позволил выявить характеристики категорий «творчество», «творческая деятельность», «опыт творческой деятельности».

Н.А. Бердяев под творчеством понимал нравственный долг, назначение человека на Земле, его задачу и миссию. В его философских работах проходит антропологическая идея значимости творчества как силы, которая освобождает человека и которая дает смысл его существованию [6].

Отечественными психологами и педагогами творчество рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию и как глубинная сфера психологических процессов индивидуума, т.е. основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов – восприятие, внимание, память, мышление, воображение (Л.С. Выготский) [3]. В исследованиях Л.С. Рубинштейна, творчество определяется как деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что потом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.» [9]. Творчество есть выход за пределы заданного (Д.Б. Богоявленская) [2].

В психолого-педагогических исследованиях выявлены характеристики творчества, которыми являются новизна получаемого продукта, исключительность, трудность, внезапность открытия и случайность догадки.

В организации творческого развития учащихся целесообразно ориентироваться на зоны актуального, ближайшего и потенциального развития, выделенные Л.С. Выготским [3]. Для того чтобы обучение вело за собой развитие, необходимо определить исходный, начальный уровень развития, с которого начинается изучение учебного материала. Зона актуального развития – разность уровней актуального и начального развития – включает усвоение знаний, умений, а также психические свойства. В ней формируются мотивационные и познавательные структуры, которые используются в самообучении. Наибольшее значение для учащихся в процессе самостоятельной работы приобретает уровень и зона потенциального развития и саморазвития, включающая усвоение способов решения творческих заданий, основанных на использовании новой информации. В процессе изучения нового материала, полученная информация становится понятной учащимся, хотя еще не освоенной в действии. Таким образом, материал переходит из зоны потенциального развития и саморазвития в зону ближайшего развития и саморазвития, а после усвоения – в зону актуального развития личности. В процессе познавательной деятельности внешняя информация зоны потенциального развития постепенно сливается с прежним, имеющимся опытом – внутренней информацией. Произошедшая интериоризация обеспечит обогащение опытом посредством новых знаний и умений, что будет способствовать творческому развитию личности.

Большинство ученых среди условий, стимулирующих развитие творческой деятельности, подчеркивают погружение в ситуацию незавершенности или открытия; разрешение и поощрение множества вопросов; создание и разработку приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельные разработки, наблюдения, обобщения, сопоставления.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют три качественных уровня творчества: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный [2]:

Однако, несмотря на многообразие подходов, авторы сходятся во мнении, что опыт творческой деятельности является необходимой личностной структурой, которая должна быть сформирована у каждого учащегося. В этой связи особой значимостью отличаются личностно ориентированные педагогические технологии, направленные на усиление личностного, деятельностного и творческого компонентов образования.

Личностно ориентированной педагогической технологией, способствующей формированию опыта творческой деятельности, является проектное обучение, поскольку проектирование связано с целенаправленным изменением действительности, ориентированным на поиск нового, на творчество, самостоятельность и ответственный выбор. Согласно ФГОС основного общего образования, проектная деятельность является средством достижения личностных, предметных и метапредметных результатов в учебном процессе. Проектное обучение служит уникальным инструментом развития творческих способностей личности (В.С. Леднев).

Вместе с тем, потенциал проектного обучения для развития творческой деятельности в педагогической практике недостаточно реализован, что подтвердили результаты социологического исследования среди учителей географии, экологии, биологии, химии Нижегородской области. Более половины учителей (69 %) уделяют достаточное внимание формированию опыта творческой деятельности. Однако, только 17 % респондентов используют для этого технологию проектного обучения, 31 % – ролевые и деловые игры, 20 % в качестве метода используют дискуссию, 13 % – исследовательский метод, по 3 % применяют модульную технологию, технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления. Причем 43 % учителей используют технологию проектного обучения в своей школьной практике, но лишь 46 % из них связывают данную технологию с формированием опыта творческой деятельности учащихся.

В целом, исследование показало, что практически все учителя считают необходимым развитие творческой деятельности обучаемых, но испытывают трудности в отборе и структурировании содержания, выборе образовательной технологии. Требуется поиск педагогических условий, способствующих использованию проектного обучения как средства развития творческой деятельности школьников.

В качестве условия развития творческой деятельности школьников нами рассматривается включение технологии проектного обучения в учебный процесс. Наш выбор обусловлен тем, что, будучи личностно ориентированной педагогической технологией, проектное обучение направлено на:

– творческую созидательную деятельность школьников сообразно гармонии личностных интересов учащихся и социальных запросов в условиях формирования экогуманизма, культуры, коэволюционных отношений;

– включение учащихся в систематическую самостоятельную проектную деятельность, которая учит реально оценивать сложившуюся ситуацию, обсуждать ее причины и следствия, прогнозировать альтернативные пути развития в условиях неопределенности, моделировать и проектировать направления ее оптимизации, что позволяет обеспечить успешность будущего самоопределения учащихся;

– интеграцию естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний и способов творческой деятельности, личных эмоционально-ценностных позиций, методов и организационных форм, объединенных в единый функционально-проектный цикл, за счет чего достигается баланс когнитивных, аффективных и волевых аспектов;

– технологичность в формировании целей, их ориентацию на результат, этапность проектной деятельности, диагностику учебных достижений после каждого этапа и возвращение к вопросам, вызвавшим затруднения, создающих благоприятный психологический климат, положительную мотивацию к дальнейшей работе; сочетание фронтальной индивидуальной и групповой форм работы, способствующих широкой коммуникации, рефлексии и развитию учащихся.

Педагогический потенциал проектной деятельности усиливает ее деятельностная основа, ориентирующая целевые установки на достижение запланированного результата. Учебный проект, по мнению В.В. Николиной, позволяет обучаемым, погружаясь в проблему, мысленно проживать весь путь ее решения: от возникновения до получения конечного продукта [4].

Таким образом, доминирующей целевой установкой технологии проектного обучения являются способы творческой деятельности, а ее главная ценность состоит в развитии опыта творческой деятельности учащихся.

Реализация технологии проектного обучения предполагает овладение учащимися способами творческой деятельности, такими как: анализ, оценка, прогнозирование, моделирование, проектирование.

Анализ предполагает способность учащихся выявлять и характеризовать признаки, факторы формирования, виды, особенности объектов и явлений. Оценка состоит в способности учащихся давать обоснованную оценку изучаемым процессам и базируется на способности анализировать, способствует формированию личного отношения школьника к изучаемой проблеме и навыка обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

Прогнозирование заключается в способности учащихся рассматривать возможное будущее развитие проблемы и включает качественный и количественный прогноз.

Моделирование предполагает исследование на основе построения моделей пространственного взаимодействия природы и общества. Моделирование благодаря знаково-графической системе является эффективным учебным приемом, обеспечивающим быстрое и осознанное усвоение материала, формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала. Проектирование заключается в составлении проектов, например, рационального размещения отдельных территориальных объектов и организации целостной территории различного назначения [5].

Таким образом, технология проектного обучения включает в себя многие методы и способы активного обучения, творческие по своей сути, например: исследовательский, поисковый, проблемный, метод мозговой атаки, эксперимент, ролевые игры.

Технологической особенностью проектного обучения является его этапность. Рассмотрим сопряженность этапов проектной деятельности с формируемыми уровнями творческой деятельности.

Первый этап – мотивационно-ознакомительный, предполагает осознание учащимися личностно значимой проблемы, лежащей в основе проектной деятельности, например, актуальности изучения экологических ситуаций для безопасной жизнедеятельности в стране, в своей местности. Происходит погружение в проектную деятельность, формирование уверенности в успехе предстоящей проектной работы и создание «ситуации успеха». Главный акцент на этом этапе делается на мотивацию познания, рассматриваемую как установку на деятельность. Формирующийся стимульно-продуктивный уровень творческой деятельности характеризуется работой учащихся в заданном режиме и алгоритме с получением позитивного продукта – проекта. Соревновательность учащихся и выполнение социально значимых ролей в игровых проектах активизирует аффективную сферу, коммуникативность, социализацию личности. Проекты выполняются энергично, добросовестно, в рамках заданного алгоритма.

Второй этап – информационно-оценочный, направлен, в основном, на когнитивную сферу и предполагает формирование опорных знаний преимущественно комплексного обобщающего характера, освоение творческих оценочных, прогностических способов деятельности, что позволяет школьникам мыслить модельно. Деятельность учащихся отличается большей самостоятельностью в использовании анализа и оценки экологических ситуаций, представлением материала в разной форме. Работа школьников по прогнозированию, моделированию, проектированию характеризуется нарастанием систематичности по мере прохождения этапа. Успешное завершение этапа сопровождается переходом учащихся на эвристический уровень творчества, для которого характерно осознание потребности в усовершенствовании уже освоенных способов творческой деятельности, поиск новых путей решения частных проблем, ситуативность моделирования.

Третий этап – конструктивно-деятельностный, предполагает развитие, наряду с аффективной и когнитивной, волевой сферой сознания личности. На данном этапе формируется креативный уровень творчества. Школьники самостоятельно осуществляют целеполагание, формулируют задачи и программу работы, отбирают методы и разрабатывают пути решения поставленных задач; осознанно и систематически применяют анализ, оценку, прогнозирование, моделирование, проектирование. Практико-ориентированные проекты могут быть основаны на краеведческом материале и способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся на основе решения реальных жизненно-важных проблем.

Этапы иерархически соподчинены друг с другом. Переход учащихся на последующий этап достигается после освоения предыдущего. Последовательное прохождение этапов и восхождение учащихся от стимульно-продуктивного к эвристическому и креативному уровням творческой деятельности обеспечивает формирование опыта творческой деятельности учащихся [8].

Оценка опыта творческой деятельности учащихся учитывала сформированность творческих способов деятельности: анализ, оценку, проектирование, моделирование, прогнозирование, которые проверялись исходя их трех уровней творческой деятельности: стимульно-продуктивного, эвристического и креативного.

Стимульно-продуктивный уровень творчества предполагал работу учащихся в рамках заданного алгоритма с получением запланированного результата – проекта; овладение способами сбора и обработки информации, поиском убедительных доказательств, аргументацией полученных выводов, освоением приемов анализа и оценки. Эвристический уровень характеризовался отработкой заданного алгоритма, осуществлением переноса и совершенствованием освоенных способов (анализа и оценки) в новых условиях, представлением материала в разной форме. Включение учащихся в работу по прогнозированию, моделированию, проектированию, характеризовалось нарастанием самостоятельности школьников по мере прохождения этапа. Однако данные способы деятельности носили ситуативный характер.

Креативный уровень отличался самостоятельным характером деятельности, успешным осознанным и систематическим применением анализа, оценки, прогнозирования, моделирования, проектирования в новых ситуациях. Предполагал самостоятельную разработку исследования, включающую постановку целей и задач, подбор и структурирование материала, демонстрацию поддержки, средств презентации. Учащиеся успешно осуществляли анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Изучение уровня творческой деятельности учащихся определялось также по активности их участия в выполнении проектов, по решению заданий в ходе выполнения проекта и диагностических заданий контрольного «среза», а также на основе педагогических наблюдений, экспертных оценок. Полученные результаты по сформированности опыта творческой деятельности свидетельствуют, что использование в образовательном процессе технологии проектного обучения позволило значительно снизить количество учащихся, оставшихся на стимульно-продуктивном уровне с 58 % до 21 %. В то же время увеличилось с 38 % до 53 % число учащихся, перешедших на эвристический уровень. На четверть увеличилось число школьников, перешедших на креативный уровень творчества.


Библиографическая ссылка

Кротова Е.А., Макшеева А.И. ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 120-123;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35505 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674