Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Вялкина Т.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет Министерства образования и науки России»
Проблема развития выносливости является одной из важнейших в физическом воспитании. Представлены методические подходы к проведению занятий в высшем учебном заведении по физической культуре со студентами с ослабленным здоровьем. Планомерное и систематическое развитие выносливости рассматривается в контексте физиологических основ и закономерностей повышения качества работы отдельных систем организма. Подробно описывается методика определения допустимого уровня нагрузки в зависимости от возраста, уровня тренированности и состояния сердечно-сосудистой системы. Разработанная программа по развитию и совершенствованию выносливости в оздоровительных целях у студентов с ослабленным здоровьем основана на индивидуальном подборе оптимального двигательного режима. Развитие выносливости в оздоровительных целях способствует массовому укреплению здоровья молодёжи, повышению физической и умственной работоспособности и противостоянию неблагоприятным факторам окружающей среды.
выносливость
методы развития выносливости
допустимый уровень нагрузки
методические подходы к физической культуре в вузе
1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пособие для техникумов. – М.: Высш. Шк., 1986. – 255 с.
2. Вялкина Т.Г. Ритмическая гимнастика для студентов юридического и экономического факультетов: Метод. пособие. – Волгоград, 1997. – 15 с.
3. Калинина Н.Е., Марушкин В.Д., Гульцова Л.А., Савич Т.В. Физическая и умственная работоспособность человека. Методы определения (учебное пособие). – Волгоград: ВолгГАСУ, 2005. – 25 с.
4. Купер К. Новая аэробика. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 224 с.
5. Мандриков В.Б., Царапкин Л.В., Краюшкин А.И., Перепелкин А.И. Теория и практика профилактики и реабилитации опорно-двигательного аппарата. – Волгоград: Изд. ВолГМУ, 2009. – 202 с.
6. Переверзева И.В. Технологии проведения занятий в специальном медицинском отделении: учебно-методическое пособие для студентов УлГТУ специального медицинского отделения. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 58 с.

В настоящее время эффективная просветительно-образовательная деятельность высшей школы, физкультурных организаций и медицинских учреждений способствует увеличению числа молодёжи, ведущей здоровый образ жизни, регулярно занимающейся физической культурой и спортом.

Вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студенческой молодёжью направлена на снижение неблагоприятных воздействий окружающей среды, укрепление здоровья, повышение адаптации к профессиональной деятельности, поддержание высокой работоспособности человека.

Задачи, методы и организация исследования

Занятия в высшем учебном заведении по физическому воспитанию организованы в соответствии с состоянием здоровья учащихся [5].

Для студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, особо важны регулярные умеренные физические нагрузки, так как физические упражнения оздоровительных занятий способствуют развитию и совершенствованию функции дыхания, укреплению сердечно-сосудистой системы, развитию правильной осанки, улучшению телосложения.

Оздоровительные занятия по физической культуре проводятся в два периода: в подготовительный (вводный) и основной. Основная задача в подготовительном периоде – преодолеть сниженную адаптацию к физической нагрузке. В основном периоде основная задача – увеличить интенсивность и объём физических упражнений для дальнейшего восстановления и укрепления здоровья [6].

Одной из главных особенностей занятий со специальными медицинскими группами является принцип сочетания: напряжение – расслабление – дыхательные упражнения!

Щадящий режим нагрузки на организм обеспечивается пиками и спадами её активности. Занятие по физической культуре должно начинаться с 5–8 минутной разминки и заканчиваться 5-минутной «заминкой». Распределение учебного материала должно быть таким, чтобы физиологическая кривая воздействия нагрузки на организм имела бы наибольший подъём в середине занятия.

Занятия полагается проводить на свежем воздухе или в спортивном здании со встроенной приточно-вытяжной вентиляцией, с помощью которой обеспечивается поступление необходимого чистого наружного воздуха и удаление запылённого воздуха. При выполнении упражнений следует научить учащихся дышать через нос, сочетая вдох и выдох сдвижением. В процессе занятия, после окончания выполнения упражнений и восстановления дыхания, рекомендуется включать 3–4 паузы по 1–2 минуты для отдыха в положении «сидя».

По типу физической нагрузки следует отдавать предпочтение аэробным упражнениям, которые выполняются организмом в устойчивом состоянии в течение длительного времени и способствуют совершенствованию систем, отвечающих за транспорт кислорода. Ответ организма при выполнении многообразных аэробных упражнений называется тренировочным эффектом или позитивными сдвигами:

– в связи с увеличением общего объёма крови организм легче приспосабливается к транспорту кислорода в течение длительного времени, что способствует развитию выносливости;

– объём лёгких увеличивается при выполнении аэробных упражнений;

– сердечно-сосудистая система укрепляется, лучше обеспечивая организм кровью.

Оздоровительное влияние занятий реализуется благодаря физической тренировке, в основе которой лежит элементарный факт усиления восстановительных процессов под влиянием процесса утомления. После физической нагрузки, интенсивно протекающие процессы восстановления энергетических мощностей тканей поднимают мышечную работоспособность на более высокий, чем в исходном положении, уровень. Дальнейшее повторение нагрузок приводит к последовательному росту мышечной работоспособности.

Введение в занятия упражнений циклического характера (дозированная ходьба, наклоны, повороты, махи, подскоки и т.д.) достаточно невысокой интенсивности способствует постепенному развитию физических качеств и возможностей [2].

Во время дозированной ходьбы путём размеренного чередования напряжения и расслабления укрепляются мышцы, улучшаются дыхание, кровообращение и обмен веществ, что положительно сказывается на общем состоянии организма.

Адаптационная программа дозированной ходьбы предусматривает постепенное ритмичное увеличение нагрузки в течение 3 недель, сочетаемое с недельным сходом физической активности [3].

Программа ускоренной ходьбы является обязательной для студентов, имеющих низкий уровень физической подготовки. Данная программа предусматривает постепенное увеличение дистанции и скоростного режима при стабильном временном интервале.

На занятиях физической культурой по субъективным и объективным показателям ведётся контроль над состоянием организма занимающихся.

К субъективным показателям относятся потоотделение, боли в мышцах, общее самочувствие, желание заниматься, умственная и физическая работоспособность студента.

Объективными показателями реакции организма на физическую нагрузку являются частота сердечных сокращений (ЧСС), изменение артериального давления, пробы с задержкой дыхания Штанге (на вдохе), Генче (на выдохе), индекс Руфье, вес тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), максимальное потребление кислорода (МПК) и др.

Единой мерой, верным показателем реакции организма на физические упражнения является частота сердечных сокращений, отражающая степень утомления, деятельность различных физиологических систем, процессов и, таким образом, состояния организма в целом. ЧСС зависит от ряда факторов: внешней среды, возраста и пола. У мужчин студенческого возраста в состоянии покоя она составляет 60–80 уд/мин. У женщин пульс обычно на 5–10 ударов в минуту чаще. В специальных медицинских группах с участием в динамической работе 60–70 % всех мышечных групп величина интенсивности нагрузок определяется по формуле 180 минус возраст. Когда во время занятий ЧСС меньше, то тренировочного эффекта не будет. Если она больше, то происходит перетренировка и может наблюдаться нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы. Замеры пульса во время и сразу после занятия позволяют сделать вывод о реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и скорости восстановительных процессов. Если спустя 5 мин отдыха частота пульса более 120 уд/мин, то нагрузка для организма была излишней. Если через 10 мин отдыха пульс будет менее 100 уд/мин, то нагрузка соответствовала возможностям организма.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) считается одним из объективных методов определения состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ЖЕЛ зависит от массы тела, возраста, пола, тренированности и вычисляется по формуле:

для мужчин ЖЕЛ = vylk01.wmf (л);

для женщин ЖЕЛ = vylk02.wmf (л),

где L – рост человека, см.

Таблица 1

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (мл)

 

Отл.

Хор.

Удов.

Неуд.

Оч. пл.

Муж.

> 4000

3600–3999

2800–3599

< 2800

 

Жен.

3000

2999–2500

2100–2499

2100

 

Примечание. Среднее значение жизненной ёмкости лёгких в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 2900 мл, 2910 мл; у юношей – 3795 мл, 3800 мл.

Жизненный индекс позволяет оценить развитие легких. Этот индекс определяется отношением ЖЕЛ к массе тела.

Таблица 2

Жизненный индекс (мл/кг)

 

Отл.

Хор.

Удов.

Неуд.

Оч. пл.

Муж.

> 60

50–60

41–49

< 40

 

Жен.

> 60

50–60

41–49

< 40

 

Примечание. Среднее значение жизненного индекса в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 50 мл/кг, 55 мл/кг; у юношей – 50 мл/кг, 55 мл/кг.

О физиологических резервах организма для выявления состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспеченности тканей кислородом можно судить по пробам с задержкой дыхания.

Таблица 3

Проба Штанге (с)

 

Отл.

Хор.

Удов.

Неуд.

Оч. пл.

Муж.

> 60

50–60

40–49

35–39

< 35

Жен.

> 50

44–49

32–40

28–31

< 28

Примечание. Среднее значение показателей пробы Штанге в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 40 с, 45 с; у юношей – 45 с, 50 с.

Таблица 4

Проба Генче (с)

 

Отл.

Хор.

Удов.

Неуд.

Оч. пл.

Муж.

> 50

45–49

38–44

32–44

< 32

Жен.

> 45

38–44

34–37

27–33

< 27

Примечание. Среднее значение показателей пробы Генче в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек –30 с, 34 с; у юношей – 30 с, 36 с.

Для наблюдения за тренированностью применяется проба Руфье.

Таблица 5

Проба Руфье

 

Отл.

Хор.

Удов.

Неуд.

Оч. пл.

Муж.

< 7,5

7,6–10

10,1–14,0

14,1–18

> 18

Жен.

< 8–10

10,1–12

12,1–15

15,1–18,0

> 18

Примечание. Среднее значение показателей пробы Руфье в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 11,68 ед., 11,5 ед.; у юношей – 9,75 ед., 9,3 ед.

Для определения физической подготовленности устраивается 12-минутная ходьба на как можно большее расстояние.

Таблица 6

Тест К. Купера (м)

 

Отл.

Хор.

Удов.

Неуд.

Оч. пл.

Муж.

> 1550

1400–1549

1350–1399

< 1300

< 1200

Жен.

>1400

1350–1399

1349–1300

< 1300

< 1100

Примечание. Среднее значение дозированной ходьбы в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 1380 м, 1400 м; у юношей – 1495 м, 1500 м.

Максимальное потребление кислорода (МПК), является объективным показателем реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, зависит от пола, возраста, физической подготовленности, массы тела и точно показывает физическую работоспособность организма.

Таблица 7

Максимальное потребление кислорода (МПК) в мл/кг по Геселевичу

 

Отл.

Хор.

Удов.

Неуд.

Оч. пл.

Муж.

46–54

42–45

38–41

30–37

< 30

Жен.

46–50

40–45

35–39

28–34

< 28

Примечание. Среднее значение максимального потребления кислорода в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 40 мл/кг, 44 мл/кг; у юношей – 41 мл/кг, 45 мл/кг.

Выводы

Анализ полученных данных показал, что занятия физическими упражнениями в специальных медицинских группах имеют оздоровительную направленность: устранение приобретенных вследствие болезни нарушений, предупреждение рецидивов заболевания, а также возможных осложнений болезни, поддержание достигнутых результатов реабилитации, восстановление и укрепление здоровья. Эффективность занятий со студентами с ослабленным здоровьем определяется по результатам последующих медицинских осмотров и по числу учащихся, переведенных в подготовительную группу (в среднем около 12 %). Кроме того, отмечается значительное повышение уровня знаний студентов специальной медицинской группы в области «Физическая культура и спорт», их умение контролировать своё самочувствие и дозировать нагрузку в процессе занятий.

Из вышеизложенного становится очевидно, что такие занятия направлены на то, чтобы добиться полного выздоровления и обеспечить хорошую подготовленность учащихся к предстоящей трудовой деятельности.


Библиографическая ссылка

Вялкина Т.Г. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 88-91;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35498 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674