В настоящее время эффективная просветительно-образовательная деятельность высшей школы, физкультурных организаций и медицинских учреждений способствует увеличению числа молодёжи, ведущей здоровый образ жизни, регулярно занимающейся физической культурой и спортом.
Вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студенческой молодёжью направлена на снижение неблагоприятных воздействий окружающей среды, укрепление здоровья, повышение адаптации к профессиональной деятельности, поддержание высокой работоспособности человека.
Задачи, методы и организация исследования
Занятия в высшем учебном заведении по физическому воспитанию организованы в соответствии с состоянием здоровья учащихся [5].
Для студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, особо важны регулярные умеренные физические нагрузки, так как физические упражнения оздоровительных занятий способствуют развитию и совершенствованию функции дыхания, укреплению сердечно-сосудистой системы, развитию правильной осанки, улучшению телосложения.
Оздоровительные занятия по физической культуре проводятся в два периода: в подготовительный (вводный) и основной. Основная задача в подготовительном периоде – преодолеть сниженную адаптацию к физической нагрузке. В основном периоде основная задача – увеличить интенсивность и объём физических упражнений для дальнейшего восстановления и укрепления здоровья [6].
Одной из главных особенностей занятий со специальными медицинскими группами является принцип сочетания: напряжение – расслабление – дыхательные упражнения!
Щадящий режим нагрузки на организм обеспечивается пиками и спадами её активности. Занятие по физической культуре должно начинаться с 5–8 минутной разминки и заканчиваться 5-минутной «заминкой». Распределение учебного материала должно быть таким, чтобы физиологическая кривая воздействия нагрузки на организм имела бы наибольший подъём в середине занятия.
Занятия полагается проводить на свежем воздухе или в спортивном здании со встроенной приточно-вытяжной вентиляцией, с помощью которой обеспечивается поступление необходимого чистого наружного воздуха и удаление запылённого воздуха. При выполнении упражнений следует научить учащихся дышать через нос, сочетая вдох и выдох сдвижением. В процессе занятия, после окончания выполнения упражнений и восстановления дыхания, рекомендуется включать 3–4 паузы по 1–2 минуты для отдыха в положении «сидя».
По типу физической нагрузки следует отдавать предпочтение аэробным упражнениям, которые выполняются организмом в устойчивом состоянии в течение длительного времени и способствуют совершенствованию систем, отвечающих за транспорт кислорода. Ответ организма при выполнении многообразных аэробных упражнений называется тренировочным эффектом или позитивными сдвигами:
– в связи с увеличением общего объёма крови организм легче приспосабливается к транспорту кислорода в течение длительного времени, что способствует развитию выносливости;
– объём лёгких увеличивается при выполнении аэробных упражнений;
– сердечно-сосудистая система укрепляется, лучше обеспечивая организм кровью.
Оздоровительное влияние занятий реализуется благодаря физической тренировке, в основе которой лежит элементарный факт усиления восстановительных процессов под влиянием процесса утомления. После физической нагрузки, интенсивно протекающие процессы восстановления энергетических мощностей тканей поднимают мышечную работоспособность на более высокий, чем в исходном положении, уровень. Дальнейшее повторение нагрузок приводит к последовательному росту мышечной работоспособности.
Введение в занятия упражнений циклического характера (дозированная ходьба, наклоны, повороты, махи, подскоки и т.д.) достаточно невысокой интенсивности способствует постепенному развитию физических качеств и возможностей [2].
Во время дозированной ходьбы путём размеренного чередования напряжения и расслабления укрепляются мышцы, улучшаются дыхание, кровообращение и обмен веществ, что положительно сказывается на общем состоянии организма.
Адаптационная программа дозированной ходьбы предусматривает постепенное ритмичное увеличение нагрузки в течение 3 недель, сочетаемое с недельным сходом физической активности [3].
Программа ускоренной ходьбы является обязательной для студентов, имеющих низкий уровень физической подготовки. Данная программа предусматривает постепенное увеличение дистанции и скоростного режима при стабильном временном интервале.
На занятиях физической культурой по субъективным и объективным показателям ведётся контроль над состоянием организма занимающихся.
К субъективным показателям относятся потоотделение, боли в мышцах, общее самочувствие, желание заниматься, умственная и физическая работоспособность студента.
Объективными показателями реакции организма на физическую нагрузку являются частота сердечных сокращений (ЧСС), изменение артериального давления, пробы с задержкой дыхания Штанге (на вдохе), Генче (на выдохе), индекс Руфье, вес тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), максимальное потребление кислорода (МПК) и др.
Единой мерой, верным показателем реакции организма на физические упражнения является частота сердечных сокращений, отражающая степень утомления, деятельность различных физиологических систем, процессов и, таким образом, состояния организма в целом. ЧСС зависит от ряда факторов: внешней среды, возраста и пола. У мужчин студенческого возраста в состоянии покоя она составляет 60–80 уд/мин. У женщин пульс обычно на 5–10 ударов в минуту чаще. В специальных медицинских группах с участием в динамической работе 60–70 % всех мышечных групп величина интенсивности нагрузок определяется по формуле 180 минус возраст. Когда во время занятий ЧСС меньше, то тренировочного эффекта не будет. Если она больше, то происходит перетренировка и может наблюдаться нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы. Замеры пульса во время и сразу после занятия позволяют сделать вывод о реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и скорости восстановительных процессов. Если спустя 5 мин отдыха частота пульса более 120 уд/мин, то нагрузка для организма была излишней. Если через 10 мин отдыха пульс будет менее 100 уд/мин, то нагрузка соответствовала возможностям организма.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) считается одним из объективных методов определения состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ЖЕЛ зависит от массы тела, возраста, пола, тренированности и вычисляется по формуле:
для мужчин ЖЕЛ = (л);
для женщин ЖЕЛ = (л),
где L – рост человека, см.
Таблица 1
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (мл)
Отл. |
Хор. |
Удов. |
Неуд. |
Оч. пл. |
|
Муж. |
> 4000 |
3600–3999 |
2800–3599 |
< 2800 |
|
Жен. |
3000 |
2999–2500 |
2100–2499 |
2100 |
Примечание. Среднее значение жизненной ёмкости лёгких в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 2900 мл, 2910 мл; у юношей – 3795 мл, 3800 мл.
Жизненный индекс позволяет оценить развитие легких. Этот индекс определяется отношением ЖЕЛ к массе тела.
Таблица 2
Жизненный индекс (мл/кг)
Отл. |
Хор. |
Удов. |
Неуд. |
Оч. пл. |
|
Муж. |
> 60 |
50–60 |
41–49 |
< 40 |
|
Жен. |
> 60 |
50–60 |
41–49 |
< 40 |
Примечание. Среднее значение жизненного индекса в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 50 мл/кг, 55 мл/кг; у юношей – 50 мл/кг, 55 мл/кг.
О физиологических резервах организма для выявления состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспеченности тканей кислородом можно судить по пробам с задержкой дыхания.
Таблица 3
Проба Штанге (с)
Отл. |
Хор. |
Удов. |
Неуд. |
Оч. пл. |
|
Муж. |
> 60 |
50–60 |
40–49 |
35–39 |
< 35 |
Жен. |
> 50 |
44–49 |
32–40 |
28–31 |
< 28 |
Примечание. Среднее значение показателей пробы Штанге в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 40 с, 45 с; у юношей – 45 с, 50 с.
Таблица 4
Проба Генче (с)
Отл. |
Хор. |
Удов. |
Неуд. |
Оч. пл. |
|
Муж. |
> 50 |
45–49 |
38–44 |
32–44 |
< 32 |
Жен. |
> 45 |
38–44 |
34–37 |
27–33 |
< 27 |
Примечание. Среднее значение показателей пробы Генче в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек –30 с, 34 с; у юношей – 30 с, 36 с.
Для наблюдения за тренированностью применяется проба Руфье.
Таблица 5
Проба Руфье
Отл. |
Хор. |
Удов. |
Неуд. |
Оч. пл. |
|
Муж. |
< 7,5 |
7,6–10 |
10,1–14,0 |
14,1–18 |
> 18 |
Жен. |
< 8–10 |
10,1–12 |
12,1–15 |
15,1–18,0 |
> 18 |
Примечание. Среднее значение показателей пробы Руфье в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 11,68 ед., 11,5 ед.; у юношей – 9,75 ед., 9,3 ед.
Для определения физической подготовленности устраивается 12-минутная ходьба на как можно большее расстояние.
Таблица 6
Тест К. Купера (м)
Отл. |
Хор. |
Удов. |
Неуд. |
Оч. пл. |
|
Муж. |
> 1550 |
1400–1549 |
1350–1399 |
< 1300 |
< 1200 |
Жен. |
>1400 |
1350–1399 |
1349–1300 |
< 1300 |
< 1100 |
Примечание. Среднее значение дозированной ходьбы в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 1380 м, 1400 м; у юношей – 1495 м, 1500 м.
Максимальное потребление кислорода (МПК), является объективным показателем реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, зависит от пола, возраста, физической подготовленности, массы тела и точно показывает физическую работоспособность организма.
Таблица 7
Максимальное потребление кислорода (МПК) в мл/кг по Геселевичу
Отл. |
Хор. |
Удов. |
Неуд. |
Оч. пл. |
|
Муж. |
46–54 |
42–45 |
38–41 |
30–37 |
< 30 |
Жен. |
46–50 |
40–45 |
35–39 |
28–34 |
< 28 |
Примечание. Среднее значение максимального потребления кислорода в подготовительном и основном периоде соответственно: у девушек – 40 мл/кг, 44 мл/кг; у юношей – 41 мл/кг, 45 мл/кг.
Выводы
Анализ полученных данных показал, что занятия физическими упражнениями в специальных медицинских группах имеют оздоровительную направленность: устранение приобретенных вследствие болезни нарушений, предупреждение рецидивов заболевания, а также возможных осложнений болезни, поддержание достигнутых результатов реабилитации, восстановление и укрепление здоровья. Эффективность занятий со студентами с ослабленным здоровьем определяется по результатам последующих медицинских осмотров и по числу учащихся, переведенных в подготовительную группу (в среднем около 12 %). Кроме того, отмечается значительное повышение уровня знаний студентов специальной медицинской группы в области «Физическая культура и спорт», их умение контролировать своё самочувствие и дозировать нагрузку в процессе занятий.
Из вышеизложенного становится очевидно, что такие занятия направлены на то, чтобы добиться полного выздоровления и обеспечить хорошую подготовленность учащихся к предстоящей трудовой деятельности.
Библиографическая ссылка
Вялкина Т.Г. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 88-91;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35498 (дата обращения: 10.12.2024).