Целью исследования является анализ неполной семьи как социального института, установлены методы поддержки со стороны специалистов. В научной литературе неполная семья представляет собой присутствие одного родителя с одним или несколькими детьми. Однако современную неполную семью считают и такую, которая не выполняет (или по некоторым причинам не может выполнять) свои функции, т.е. в семье присутствуют два родителя, но свои воспитательные функции они не реализуют. Неполной семьей считаются также и семьи, в которых родители выступают в роли приемных или опекунов, где родители не родные, а приёмные или опекуны. В логике исследуемого вопроса нас будет интересовать неполная семья, в которой родитель один воспитывает ребенка, ведь вышеперечисленные семьи имеют свои определенные методы помощи и поддержки. Успешность социализации ребенка определяется различными условиями и факторами: возрастом, индивидуально-психологическими особенностями, отношениями ребенка с микросредой, внутриличностными и межличностными конфликтами, адаптивными способностями юного человека и состоянием его здоровья [3, с. 98]. Изменение социальных связей, стереотипов, ценностных ориентаций и установок вызывает социально-психологическую напряженность, и поэтому в протекании процесса социализации возникают трудности и проблемы, которые ребенок не может самостоятельно преодолеть. Но порой проблемы, возникающие в процессе социализации, могут быть связаны и с семьей и особенностями семейного и социального воспитания. Когда неполная семья испытывает социально-педагогические трудности, тогда и процесс социализации не всегда бывает успешным.
Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, Правительство России предпринимает серьезные шаги по объединению усилий государства, общества и бизнеса вокруг семьи как социального института. Самое главное, по мнению Президента, – это способность выработать в нашей стране новую философию взаимоотношений между семьей, государством и обществом, ведь и сама логика государства – результат долгосрочной политики государства, направленной на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе. Такое внимание со стороны государства, несомненно, актуально, ценно, потому что в трудной жизненной ситуации ребенок в неполной семье получит разноплановую социально-педагогическую и социально-психологическую поддержку. Но многое зависит от взаимоотношений социальных педагогов с ребенком, от педагогических взаимодействий ребенка и членов семьи. Все это созвучно с заявленной нами темой, связанной с социально-педагогической поддержкой ребенку, который воспитывается в неполной семье.
Современная неполная семья, являясь социальным институтом, испытывает сегодня те же социально-экономические, нравственные потрясения, которые свойственны нашему обществу. Дисфункциональность, рассогласованность взаимодействия неполной семьи очевидна – часты случаи в практике профессиональной деятельности социальных педагогов, когда неполная семья не только не является психологической защитой для ребенка, а фактически представляет собой место психологического и физического насилия для ее отдельных членов. В связи с этим основная задача всех психосоциальных работников – найти наилучшие способы оптимизации взаимоотношений между неполной семьей и социальным окружением через поиск позитивного потенциала внутри семьи. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возрастных особенностей. В связи с этим в пубертатном возрасте взаимоотношения ребенка со взрослыми приобретают свои исключительные психологические характеристики. Порой именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности подростка, закладывает фундамент базовых качеств, а дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Помочь детям и взрослым в совместной деятельности устанавливать гуманистические детско-родительские отношения, устранять дефицит общения, можно лишь постоянно находясь среди своих клиентов, чувствуя их настроение, интересы, проблемы, трудности, реально оценивая возможности личности, влияние микросреды, групп сверстников, и особенно семьи.
Семейное воспитание происходит в процессе жизни – во взаимоотношениях и взаимодействиях с микросредой. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных ценностей воспитывается твердость характера, гуманизм, доброта, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. К.Д. Ушинский подчеркивал, что именно семья формирует «человека в человеке». «Сами родители, – учит он, – должны готовить человека к труду, к жизни, т.е. семья способствует созданию внутренней направленности молодого человека. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы» [1, с. 81].
Характерной особенностью социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка является поддержка в виде оказания помощи ему в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Одним из направлений такой работы может служить организация взаимодействия всех членов неполной семьи на основе диалога.
Объектом воздействия в неполной семье может быть не только ребенок, но и взрослые члены семьи, и сама неполная семья, в целом, как коллектив.
Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и с полной, включает три основных уровня социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.
Образовательный уровень включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления.
Психологический уровень социально-педагогической помощи включает в себя также два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, (оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства), приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.
Посреднический уровень социально-педагогической помощи заключается в следующем: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др.
Семья для социального педагога не только источник знаний о ребенке. Она сама по себе объект воздействия и помощник. Социальный педагог в доме – исполнитель важнейшей функции повышения педагогической культуры семьи, формирования социально значимых ценностей самих родителей. Работа с детьми и родителями в местах их проживания – источник роста воспитательного потенциала семьи. В процессе реализации образовательного, психологического и посреднического компонентов социально-педагогической помощи специалист, осуществляющий работу с семьей, использует такие формы работы, как консультативная беседа.
Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги [2, с. 154]. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющими детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей.
Ребенок живет в других измерениях, чем взрослые, поэтому ему намного сложнее: мир воображаемый, мир детского коллектива и мир взрослых людей. Включиться в это состояние ребенку не столь просто. Поэтому на помощь должен прийти его внутренний потенциал – многообразные формы защиты, которые способствуют снижению эмоционального напряжения и тревожности, заботясь о сохранении психического здоровья. К факторам, негативно влияющим на психическое здоровье ребенка, можно отнести, прежде всего, неблагоприятную оценку взрослыми, дефицит родительской любви, отсутствие с ними эмоционального контакта. Все это приводит к снижению адаптивных возможностей детской психики и организма в целом. Поэтому социально-педагогическая помощь может осуществляться и в арт-терапии, в частности, изотерапии. Использование рисунка в психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы эти возможности использовать.
Рисунок сделал себе быструю карьеру как фактор, оказывающий дополнительную помощь в диагностике, обогащающий коммуникацию и социальный репертуар личности. Рисунок не отнимает много времени, не пробуждает в ребенке страх, поэтому его легко «прописать», и он дает обширный материал для интерпретации. Он чаще всего может дополнять такие проективные методики, как тест Роршаха и ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест). Рисунок применяется в процессе изучения ребенка, а также существенно помогает и в процессе самой психокоррекционной работы [5, с. 30].
Рисунок – это форма, в которой проявляют себя страхи, желания и фантазии, это также конкретное выражение психотерапевтических целей. Он помогает получить контроль над фрустрациями и импульсами, которые появляются в процессе развития коммуникационных способностей, укрепляя чувство самооценки.
В период знакомства с ребенком можно использовать «свободный рисунок», где тема зависит исключительно от него самого. Задания такого типа вводятся главным образом для того, чтобы получить информацию о проекциях или укреплении творческого самовыражения. Иногда сюда включают некоторые задания, во время которых социальный педагог накладывает определенные ограничения на рисующего ребенка, чтобы иметь возможность оценить его работу относительно некой стандартной или личной точки зрения. Например, задание скопировать паттерны, позволяющее оценить педагогическую запущенность или вероятность травмы у ребенка. В то же время рисунок на конкретные, заданные психологом темы помогает прояснить сферы эмоциональных контактов и ускоряет достижение терапевтических целей.
Инструкции, даваемые рисующему ребёнку, могут быть модифицированы таким образом, чтобы сконцентрировать ценность рисунка как коррелята личности. Такое использование рисунка относится к развитию чувства собственного «Я» у ребенка. Несмотря на то что, как в большинстве случаев проективных техник предлагаемые системы оценки, касающиеся гипотез и интерпретации рисунков, показали определенную неоднородность, использование рисунка как проекции внутреннего опыта личности пользуется огромной популярностью [4, с. 67]. Когда психологи и социальные педагоги начали повсеместно использовать эту практичную и не возбуждающую страхов методику получения необходимой информации о внутренних конфликтах, переживаниях, появились новые варианты тем для рисунков.
Таким образом, работа социального педагога с семьей строится на основе знания и учета особенностей каждой конкретной семьи, а не семьи вообще, закономерностей процесса общения с ее членами. Эффективность работы с родителями определяется также дифференциацией подходов к семье, выделением из всех семей определенных функций в соответствии с различным уровнем их знаний и умений, особенностей детей и кроме того, индивидуализацией, означающей ориентацию на культурный и образовательный уровень, особенности взаимоотношений, семейную атмосферу и т.д. Характер и результативность контактов с членами семьи во многом зависят от установок социальною педагога по отношению к ним, от понимания необходимости согласованных и целенаправленных воздействий на ребенка, а также от неформального, творческого подхода к работе с семьей. Успех определяется умением социального педагога учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взглядов на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию именно с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней, умением устанавливать контакты с родителями. Условием действенности семейной терапии выступает овладение навыками общения. Установить необходимую коммуникацию с членами семьи, добиться взаимопонимания социальный педагог может лишь тогда, когда процесс контакта строится сознательно и целенаправленно, с учетом конкретных ситуаций и особенностей ребенка. В число средств, вооружающих социального педагога этим умением, целесообразно включить серию коммуникативных игр, овладение методикой контактного взаимодействия, моделирование разного рода ситуаций общения.
Исходя из вышеизложенного, можно вывести заключение о том, что, социально-экономические, нравственные условия, в которых развивается современная российская семья, констатирует снижение своей базисной роли как социального института. Рассогласование, дисфункция в сфере семейных отношений отрицательно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, у которого наблюдается напряженность в отношениях с родителями. В связи с этим и ребенку и в целом семье необходима социально-педагогическая и психологическая помощь, проявляющаяся в форме консультативной беседы, тренинга, арттерапии. Использование этих методов способствует восстановлению нарушенных детско-родительских отношений.
Библиографическая ссылка
Кокоева Р.Т. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 875-878;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35388 (дата обращения: 21.11.2024).