Проблема формирования социальной успешности лиц с ОВЗ является актуальной в современном мире. Особый интерес представляет рассмотрение данного вопроса в ракурсе паралимпийского спорта. В соответствии с основными законодательными документами: положениями концепции «Образование для всех», «Законом об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. каждый обучающийся с ОВЗ имеет право на доступную форму инклюзии. «Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов…» [1, с. 17]. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», вступивший в силу с 30 марта 2008 года, позиционирует развитие адаптивной физической культуры и спорта людей с ОВЗ как государственный приоритет, что делает данное направление надежным условием формирования социальной успешности лиц с ОВЗ [5].
В настоящее время ведется масштабное изучение проблемы инклюзивного образования как отечественными, так и зарубежными учеными по различным направлениям: социально-педагогические аспекты проблемы рассматриваются Н.В. Борисовой, О.С. Кузьминой, В.С. Шиловой; вопрос профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию исследуется А. Де Боэр, С.-Дж. Пийл, А. Миннаэрт; психологическое отношение к феномену инвалидности у педагогов и детей изучается такими учеными, как Д.В. Зайцев, Н.М. Назарова, А.Ю. Пасторова, В.Ю. Иванова, Ю.В. Мельник, Ф.-С. Родкина, А.Я. Чигрина, Т.-В. Фармера, Р. Ван Эйкера, Р. Пиэрл, П. Федора и др.; научно-методическое обоснование организации образовательного процесса, удовлетворяющего потребностям различной категории обучающихся представлены в исследованиях Л.М. Шипицыной, И.В. Прищеповой, Л.А. Ясюковой, А.Д. Вильшанской; зависимость успеха инклюзии от комплекса психолого-педагогических, организационно-методических, медико-физиологических ресурсов, профессиональной компетентности специалистов рассматриваются Дж.-Р. Кимом, Т. Брендоном, Д. Чарлтоном, У. Янсоном; проблему специальной профессиональной готовности работников образования и их позитивный настрой на успешность результатов инклюзии исследовали Н.Н. Малофеев, Б. Кагран, Э.К. Наберушкина, Е.Р. Ярская-Смирнова, М. Шмидт и др. [2].
Паралимпизм как средство социальной адаптации и формирования успешности исследуется в работах таких ученых, как И.П. Татарчук, И.А. Лысенко, Г.Н. Бойко и др. Развитию позитивной Я-концепции у паралимпийцев посвящено исследование Сениолва Т.В. [5].
Вместе с тем следует отметить, что при достаточной многогранности вышеуказанных исследований в российской теории и практике инклюзии пока недостаточно разработан аспект психолого-педагогического, методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающего социальную адаптацию лиц с ОВЗ, необходимую для формирования их полноценной и успешной жизнедеятельности. Недостаточно раскрыт аспект проблемы конструирования системы целостного образовательного и тренировочного процесса, направленного на формирование социальной успешности обучающихся с ОВЗ средствами паралимпизма. Именно целесообразные двигательные нагрузки, физическая культура, спорт, художественная гимнастика и спортивная хореография, аэробика и др. формируют волевые качества личности, способствуют укреплению здоровья, выработке позитивной мотивации достижения, что ведет к ситуации самореализованности и социальной успешности личности с ОВЗ.
Актуальность данной проблемы обосновывается существующими противоречиями между потребностями общества в успешной реализации идей инклюзии, обеспечения равных прав всех категорий граждан на получение образовательных услуг, спорта, способствующих их социальной успешности, и отсутствием разработки целостного образовательно-тренировочного процесса для лиц с ОВЗ; между потребностями образования в разработке концептуальных основ конструирования целостной системы инклюзивного образования, спорта и недостаточной их разработанностью; между потребностью образовательного и тренировочного процессов в определении технологических аспектов формирования субъектной позиции лиц с ОВЗ, обеспечивающих их социальную успешность и отсутствием таковых способов.
Таким образом, анализ научной литературы, изучение практики решения данной проблематики является достаточным основанием утверждать, что проблема формирования социальной успешности у лиц с ОВЗ средствами паралимпизма является актуальной.
В Федеральном Законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [5], отмечается, что спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Паралимпийское движение в России развивает физическую культуру у лиц с ограниченными возможностями здоровья и способствует формированию социальной адаптации и успешности личности.
Целью исследования является обоснование, разработка педагогических условий формирования социальной успешности личности обучающихся с ОВЗ средствами паралимпизма. В основу исследования была положена гипотеза о том, что процесс формирования социальной успешности лиц с ОВЗ будет осуществляться эффективно, если будет разработано содержательно-технологическое обеспечение целостного образовательного и тренировочного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Важным в исследовании является посыл, что паралимпизм рассматривается не только универсальным средством адаптации лиц с ОВЗ в современном обществе, но и средством, способствующим формированию их социальной успешности.
Методологической основой исследования являются современные представления об общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в развитии личности человека с ограниченными возможностями здоровья; о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, системный подход; теоретические положения о сущности паралимпизма как социального явления и средства формирования социальной успешности лиц с ОВЗ.
Ключевым аспектом в рассмотрении данной проблематики выступает определение методологических подходов и принципов организации образовательно- тренировочного процесса (ОТП) обучающихся с ОВЗ. Представляется, что общенаучными подходами, позволяющими проектировать целостный образовательно-тренировочный процесс, являются системный и синергетический.
Основополагающими подходами организации образовательного процесса могут стать личностно ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Личностная ориентация подразумевает индивидуализацию развития учащихся с учетом их возрастных, психофизиологических, интеллектуальных, индивидуально-патологических особенностей, вариативность выполняемых по объему и сложности образовательных, спортивных и проч. программных материалов, доступных ребенку с ОВЗ; дифференциацию групп учащихся по физическим патологиям, спортивным возможностям и образовательным способностям; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности. Индивидуализация образовательно-тренировочного процесса также предполагает формирование у детей с ОВЗ личностных смыслов образовательной и спортивной деятельности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности.
С личностно ориентированным тесно связан личностно-деятельностный подход. Он предполагает специальную работу по формированию способов деятельности, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует от специалистов, педагогов, психологов, тренеров обучения ребенка с ОВЗ видеть отдаленные, перспективные и ближние цели, формулировать их, планировать деятельность, организовывать ее, регулировать, анализировать и оценивать результаты учебной и спортивной деятельности.
Проблема успешности всегда была в центре внимания ученых – представителей различных наук, в связи с этим обращение к исследованиям не может ограничиваться освещением только педагогического аспекта.
Изучение успешности, как основополагающего фактора социального становления личности, стало предметом исследования многих наук и, прежде всего, таких как: философия, социология, педагогика, психология и др.
Вышесказанное позволяет заключить, что изучение проблемы социальной успешности находится на стыке разных наук, поэтому содержание понятий и специфика подходов к её рассмотрению различны.
В рамках нашего исследования изучение социальной успешности осуществляется в педагогическом аспекте. При этом мы убеждены в том, что для полного и разностороннего освещения данной проблемы педагогическая наука не может ограничиваться только результатами своего исследования.
Следует отметить, что интерпретация понятия «успешность» обучающимися с ОВЗ имеет специфические особенности. Вообще «успешность» определяется как устойчивое качество личности, способность генерировать успех силой своего выбора благодаря своим личностным качествам. Эта категория универсальная и она касается основных областей человеческой жизни [2].
Решение вопроса разработки критериев успешности обучающихся с ОВЗ во многом предопределено специфичностью их жизненной ситуации, их патологии. Очевидно, что оценка критериев успешности у обучающихся с ОВЗ будет отличаться от оценки обучающихся без явных дефектов здоровья.
По результатам проведенного исследования среди слабовидящих обучающихся подростков (1 группа) и их сверстников без дефектов здоровья (2 группа) заметна разница в определении критериев успешности.
В анкете респондентам было предложено произвести ранжирование ценностей, которые определяют восприятие ими понятия «успешность» в порядке убывания.
Так, первая группа детей в качестве приоритетных критериев успешности выбрала следующие: здоровье (34 %); дружба со сверстниками, доверительные отношения со взрослыми (28 %); успешная учеба (25 %); победы в состязаниях (олимпиадах, соревнованиях) (5 %). К прочим критериям дети отнесли оказание помощи другу или животному (8 %).
Очевидно важной ценностью, отмеченной детьми с ОВЗ, остается здоровье. Дружба со сверстниками, со взрослыми, вероятно, объясняется зависимостью от старшего помощника. Хорошая учеба, обеспечивающая переживание успеха, также ценится подростками. Дети, нуждающиеся в помощи со стороны других людей, в качестве критерия успешности рассматривают собственную способность заботиться о других, помогать им.
Иначе проранжировали категории-ценности успешности подростки второй группы. Наиболее важными из них явились успешная учеба (38 %); хорошие отношения с друзьями (24 %) победы в районных и городских спортивных мероприятиях (12 %); хорошее здоровье (10 %).
К числу других важных ценностей 7 % подростков отнесли обладание дорогими вещами, обучение в престижных учебных заведениях. Показателями успешности частью респондентов были отмечены участие и победа во Всероссийских и Международных спортивных состязаниях (5 %), доверительные отношения со взрослыми (4 %).
Также респондентам было предложено дать собственное толкование понятия «успех» и дать комментарий к этому понятию. Приводим выборку ответов, отражающих типовые представления респондентов из первой группы: «слово «успех» произошло от слова «успеть». Успешным можно назвать того, кто успевает делать больше, чем другие», «успешный человек – здоровый, активный, умеющий делать то, что другим не под силу», «это более сильный, ловкий, быстрый» и т.д.
Во второй группе опрашиваемых ключевыми характеристиками понятия «успешность» были следующие: «обладать чем-либо престижным»; «отличиться чем-либо выдающимся», «иметь лидерские качества, уверенность в себе, целеустремленность, активность, харизматичность» и т.д.
Различия во взглядах и представлениях на то, что такое «успех», «успешность» в сознании обучающихся целесообразно учитывать в разработке, планировании, моделировании образовательного процесса, в выстраивании педагогического взаимодействия всех его субъектов.
При этом важно обеспечить результаты образовательно-тренировочного процесса, личностно значимые для подростков. Иными словами, создание условий для формирования Я-концепции от «выращивания» обучающимся адекватной самооценки до определения им своей жизненной стратегии и самореализации и последующей организации собственной образовательной, спортивной деятельности в соответствии с этой стратегией.
Существенным в рассмотрении основных методологических вопросов является определение принципов организации образовательного и тренировочного процессов. К числу ключевых мы относим следующие принципы:
1. Принцип системности и комплексности.
Представляется, что важным основанием концептуальных посылов является идея неделимой целостности учебно-тренировочного и воспитательного процессов подготовки субъектов паралимпийского движения. Процесс формирования социальной успешности лиц с ОВЗ средствами спорта предполагает разработку комплексного подхода к организации педагогических условий, обеспечивающих методическое, психолого-педагогическое, медицинское сопровождение образовательного процесса.
Организация учебно-воспитательного, тренировочного процессов лиц с ОВЗ требует грамотного подхода, что влечет необходимость теоретико-методологического осмысления данной проблемы и содержательно-технологического обеспечения процесса социальной адаптации и успешной самореализации такой категории лиц. Позитивные изменения в решении данной проблемы невозможны без научной разработки концептуальных основ конструирования единого образовательного, тренировочного процессов, в котором разработаны единая стратегия формирования цельной успешной личности, способной выстраивать и осуществлять индивидуальную траекторию успешной самореализации в спорте, профессии, личной жизни.
2. Уважение личности и прав всех категорий граждан, формирование у них чувства собственного достоинства.
Одним из основных условий формирования успешной личности выступает ее адекватная самооценка, что обеспечивается приятием человека самого себя, чувством собственного достоинства. Человек с ограниченными возможностями здоровья имеет физические или интеллектуальные недостатки, которые затрудняют достижение результатов, в том числе в спортивной подготовке, и зачастую являются причиной социальной неудовлетворенности и ситуации неуспешности. В связи с этим, использование дефиниции «ребенок-инвалид» мы считаем не совсем приемлемым, поскольку она снижает самооценку этих детей, как бы ставит точку в планах их жизненной самореализации. Негативное отношение к данному термину отметили 38,5 % опрошенных слабовидящих детей, 23,5 % – обучающихся-спортсменов с другими патологиями, в том числе опорно-двигательного аппарата. Также обидным для слабовидящих ребят кажется определение «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Интерпретация этой дефиниции распространяется на ограниченность вообще жизненных возможностей человека, сужая диапазон деятельности, личностных способностей (36 % опрошенных). И только для 2 % учащихся-спортсменов с различными патологиями является не существенным, как их называют. Для последних важно, каких успехов они добьются.
Действительно, подобная терминологическая определенность не отражает реальной картины, что было доказано, например, успешными выступлениями российских спортсменов на Паралимпийских Играх в Ванкувере в 2010 году, в Лондоне в 2012 году, в Сочи в 2014 г.
Представляется, что более жизнеутверждающей и четко обозначающей сущность в социуме звучит категория «дети с особенностями психофизического развития». Но и здесь проскальзывает более широкая, чем требуется, трактовка, в сравнении с категорией «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Не случайно категории «лицо с ОВЗ», «обучающийся с ОВЗ» уже стали общеупотребительными в законодательных документах, в научной литературе и в социальной практике.
3. Гуманистический характер ОТП, который предполагает обеспечение равных условий и возможностей, предоставляемых для всех категорий лиц с ОВЗ. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Формирование самостоятельной, самореализованной, успешной и, в конечном счете, счастливой личности с ОВЗ является действующим инструментом гуманизации общества.
4. Обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья в учебно-тренировочных занятиях, спортивных и спортивно-зрелищных мероприятиях.
Это предполагает, что целеполагание, планирование физической подготовки должны осуществляться с учетом имеющихся отклонений для предотвращения возможных осложнений, исключения рисков для здоровья. Существенным фактором является грамотная стратегия и тактика комплексной диагностики, медицинского сопровождения подготовки лиц с ОВЗ для участия в паралимпийских видах спорта.
Для нашего исследования важен тот факт, что в качестве составляющих работы педагогов-тренеров выделяется обеспечение сотрудничества обучающего и обучающихся, поставить перед лицами с ОВЗ сложную задачу, создать ситуацию для удачного достижения результата. Однако открытым остается вопрос о том, как именно обеспечить у людей данной категории веру в свой успех и повысить количество их усилий на достижение успеха, понимаемого как достижение личностью ожидаемого ею и обществом результата, сопровождающееся эмоциями радости, удовлетворения, повышением степени мотивации, степени самоуважения, самооценки, что, безусловно, влияет на эффективность формирования социальной успешности.
Библиографическая ссылка
Кашапова Л.М., Костарев А.Ю., Матвеева Л.М., Шеина Л.П., Шеин Ю.П. ПАРАЛИМПИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 870-874;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35387 (дата обращения: 21.11.2024).