В психолого-педагогической науке установлено, что социальное содержание окружающего мира, которое осваивается ребёнком в виде норм, правил, требований, внутренне переосмысливается им и проявляется в самовыражении, самоотношении, переживании индивидуальной значимости. Такое понимание сущности социально-личностного развития делает актуальной проблему индивидуализации процесса дошкольного образования, и, на наш взгляд, требует смещения акцента в теоретических исследованиях и педагогической практике в сторону обеспечения целостности процесса социализации-индивидуализации. К сожалению, проблема целостной социализации-индивидуализации детей в условиях дошкольного образования и семейного воспитания до конца сегодня не решена. И как результат, в исследованиях Д.И. Фельдштейна отмечается, что у 25 % современных выпускников дошкольных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетентности, неспособность к взаимодействию со сверстниками, наблюдается беспомощность в принятии самостоятельных решений в простейших жизненных ситуациях [4]. На наш взгляд, в разрешении вышеперечисленных проблем недостаточно реализуются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности. А ведь она, по своей сути, является жизнеобеспечивающей, пронизывает всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении и семье, создает предпосылки для позитивной социализации-индивидуализации растущего человека, интегрированному формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств.
Несмотря на то что психологические механизмы и педагогические условия целостности социализации-индивидуализации представлены в работах Е.Б. Весны [1], B.C. Мухиной [6], А.Н. Хузиахметова [7], Д.И. Фельдштейна [5] и др. и термин «социализация-индивидуализация» введен исследователями в науку, проблема целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности остается изученной недостаточно. Отметим, что на сегодня еще не разработаны вопросы обеспечения целостности социализации-индивидуализации в ежедневной физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольной организации; отсутствуют адекватные образовательные технологии, обеспечивающие целостность социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности; педагоги дошкольного образования в большей степени ориентированы на реализацию групповых стратегий в организации физкультурно-оздоровительной деятельности, нежели индивидуальных. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов физического воспитания и развития ребенка в практике затрудняется по ряду объективных причин (переполненности групп, нацеленности педагогов на групповые стратегии физического воспитания, отсутствие конкретных методических рекомендаций по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов).
Цель исследования
Разработать и теоретически обосновать структурно-функциональную модель целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, педагогическое моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Метод моделирования широко используется в педагогических исследованиях, так как, по мнению В.В. Краевского, позволяет наглядно представить педагогическую деятельность и увидеть логические взаимосвязи ее структурных компонентов [2].
Разработанная нами структурно-функциональная модель процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя сочетание концептуального, содержательного, процессуального и оценочно-критериального блоков (таблица).
Модель формирования процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности
Концептуальный блок |
|||
Цель: обеспечение целостности процесса социализации-индивидуализации дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности |
|||
Методологические подходы: системно-деятельностный, культурологический, компетентностный, субъектный, личностно ориентированный, рефлексивный |
|||
Принципы: природосообразности, научности, целостности, индивидуализации, субъект-субъектного взаимодействия, активности, прогностичности, диалогичности |
|||
Педагогические условия |
|||
разработка модели целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности |
обоснование технологии сопровождения процесса целостной социализации-индивидуализации |
структурирование пространства социальной среды с позиции: педагог-дети, родители-дети, дети-дети |
|
Содержательный блок |
|||
Аксиологический компонент – формирование ценностного отношения в физкультурно-оздоровительной деятельности, осознания ее значимости жизни человека |
Когнитивный компонент – формирование знаний, представлений, суждений о здоровом образе жизни и индивидуальном стиле здорового поведения |
Деятельностный компонент – овладение способами здоровой жизнедеятельности, социальным опытом в двигательной, игровой, коммуникативной и др. видах деятельности, интегрированных в физкультурно-оздоровительную; развитие личностных качеств, интересов, активности, самостоятельности в физкультурно-оздоровительной деятельности |
|
Процессуальный блок – технология целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности |
|||
Диагностико-проектировочный этап |
Мотивационно-деятельностный этап |
Рефлексивно-оценочный этап |
|
Функции: диагностическая, целеполагающая, проектировочная |
Функции: мотивационная, формирующая, развивающая, воспитательная, координационная, коррекционная |
Функции: аналитическая, прогностическая, коррекционная |
|
Оценочно-критериальный блок |
|||
Критерий целостности содержания, процесса, условий и результатов социализации-индивидуализации дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности |
Критерий продуктивности целостной социализации-индивидуализации в физкультурно-оздоровительной деятельности |
||
Уровни социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности |
|||
оптимальный |
допустимый |
недостаточный |
|
Результат: позитивная социализация-индивидуализация дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности |
Основу концептуального компонента модели составляют цель, задачи, подходы, принципы, функции, педагогические условия процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности.
При разработке модели мы ориентировались на следующие концептуальные подходы – системно-деятельностный, культурологический, компетентностный, субъектный, личностно ориентированный, рефлексивный.
На основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме социализации-индивидуализации дошкольников нами были выделены принципы, которые были положены в основу моделирования процесса и обеспечивали реализацию методологических подходов: принцип природосообразности, принцип научности, принцип целостности, принцип индивидуализации, принцип субъект-субъектного взаимодействия, принцип активности, принцип прогностичности, принцип диалогичности.
Принцип природосообразности. Данный принцип предполагает, что процесс социализации-индивидуализации должен происходить своевременно, постепенно и систематически. Отобранные средства и методы физкультурно-оздоровительной деятельности должны развивать активность, инициативу, самодеятельность ребенка, создавать условия для постепенного переноса усвоенных в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности знаний и умений на другие виды детской деятельности.
Принцип научности. Процесс целостности социализации-индивидуализации в физкультурно-оздоровительной деятельности должен опираться на подлинные научные знания, факты, явления, закономерности, создавая, в свою очередь, у дошкольников целостную реалистическую картину мира, отражающую опыт социального взаимодействия и способствуя тем самым развитию познавательной активности, творческого мышления.
Принцип целостности. Этот принцип позволяет учитывать уровень процесса целостности социализации-индивидуализации ребенка и обеспечивает взаимосвязи между педагогическим воздействием и взаимодействием, между формируемыми представлениями ребенка и их реализацией в физкультурно-оздоровительной деятельности, между личностным и социальным развитием ребенка, между методами и приемами формирования процесса социализации-индивидуализации.
Принцип индивидуализации. Данный принцип предполагает включение ребенка в физкультурно-оздоровительную деятельность с учетом его особенностей, интересов, реальных и потенциальных возможностей и позволяет определять индивидуальные траектории развития каждого ребенка,.
Принцип субъект-субъектного взаимодействия. Направлен на создание в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности партнерских взаимоотношений взрослого и ребенка, в которых учитываются детские интересы и переживания, склонности к различным видам деятельности. В атмосфере доверия, комфортности создаются условия для активного формирования личности ребенка, имеющей собственную позицию в партнерских отношениях, умеющей действовать не только в ключе «сама по себе», но и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Принцип активности. Нацеливает педагогов на необходимость проектирования и создания условий в физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающих проявление и развитие у детей внешних и внутренних потребностей, стимулирующих у них желание приобретать знания и представления, социальный опыт, стать субъектами индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности, выработку индивидуального стиля здорового поведения.
Принцип прогностичности. Данный принцип основывается на осознанности дошкольниками своих поступков и действий в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в физкультурно-оздоровительной деятельности, умении аргументировать их.
Принцип диалогичности. Исходит из того, что общение позволяет не только раскрыть внутреннюю сущность участников диалога – взрослого и ребенка, но и способствует развитию способностей к сотворчеству, уважительному отношению друг к другу в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Содержательный блок модели формирования процесса целостной социализации-индивидуализации представляет собой совокупность аксиологического, когнитивного, деятельностного блоков. Реализация содержательного компонента связана с применением парциальных программ «Я и мир вокруг меня» (К.Е. Панасенко, Л.Н. Волошина), «Играйте на здоровье!» (Л.Н. Волошина, Т.Н. Курилова), как части основной образовательной программы, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса.
Использование педагогическими работниками средств физкультурно-оздоровительной деятельности, представленных в этих программах (спортивные игры, подвижные игры с элементами спорта, игровые упражнения и ситуации и др.), способствует развитию у дошкольников быстроты, точности, координации движений, тактильных и осязательных ощущений, двигательного анализатора, скоростно-силовых способностей, развивает волевые качества, дисциплинированность, позволяет ребенку почувствовать ситуацию успеха и тем самым способствует целостной социализации-индивидуализации личности.
Процессуальный блок модели отражает особенности использования приемов, методов, средств и форм обучения. Процессуальный блок предполагает реализацию диагностической, мотивирующей, формирующей, развивающей, рефлексивной функции.
Диагностическая функция ориентирована на изучение индивидуальных интересов, потребностей, мотивов и уровня сформированности социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Для этого подбирается необходимый диагностический инструментарий, применяются специальные методы и методики, определяются формы взаимодействия взрослых и детей, направленные на социально-личностное развитие дошкольников. Реализация данной функции позволяет сочетать индивидуальные и групповые стратегии организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Мотивирующая функция позволяет осознать субъектами физкультурно-оздоровительной деятельности значимость процесса социализации-индивидуализации, способствует развитию мотивов и потребностей субъектов в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Формирующая функция. Обеспечивая проектирование индивидуальных маршрутов развития и укрепления здоровья, осуществляется разработка мероприятий по профилактике физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных проблем; системная индивидуализация коррекционно-развивающей и оздоровительной работы; консультирование субъектов образовательного процесса; разрабатываются и внедряются рекомендации по организации здоровьесберегающей предметно-пространственной среды.
Развивающая функция направлена на всестороннее развитие личности дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности: осознанное отношение к нравственным нормам поведения, знание о применении социально-нравственных норм и правил в межличностном взаимодействии дошкольников, передаче информации в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности при помощи вербальных и невербальных средств общения, реализации навыков общения.
Рефлексивная функция позволяет осуществлять оценку эффективности процесса целостной социализации-индивидуализации в физкультурно-оздоровительной деятельности и сравнить их с запланированными. Реализация данной функции дает возможность осуществить обратную связь с субъектами образовательного процесса, понять причины успехов и неудач, спланировать работу для улучшения результатов.
При разработке показателей и критериев оценки уровней сформированности процесса целостной социализации-индивидуализации мы определяли уровень сформированности социально-личностных качеств. При этом мы опирались на критерии индивидуального развития дошкольников Е.Д. Файзуллаевой [3], задачи образовательной деятельности, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и результаты освоения дошкольниками образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», представленные в примерных общеобразовательных программах дошкольного образования («Детство», «Истоки», «От рождения до школы»). Для изучения уровня сформированности выделенных показателей был использован диагностический инструментарий (метод наблюдения, метод беседы, тестирование).
Выводы
Таким образом, представленная структурно-функциональная модель процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности отражает современные тенденции развития дошкольного образования: модель процесса социализации-индивидуализации дошкольников включает в себя концептуальный, содержательный, процессуальный и критериально-оценочный блоки. Предложенная модель позволяет с позиций целостности процессов социализации-индивидуализации проектировать и реализовывать групповые и индивидуальные стратегии физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании, решать в единстве задачи социально-личностного и физического развития растущего человека. Мы полагаем, что реализация модели формирования процесса целостной социализации-индивидуализации в практической деятельности будет способствовать решению задач дошкольного образования, выдвинутых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой системы условий социализации и индивидуализации детей» [8].
Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10569 «Социализация-индивидуализация детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности».
Библиографическая ссылка
Волошина Л.Н., Панасенко К.Е., Галимская О.Г. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЦЕЛОСТНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 855-859;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35384 (дата обращения: 21.11.2024).