Категория «пространство» используется в различных контекстах – экономическом, географическом, экологическом, политическом, информационном, культурном, образовательном, воспитательном. С формальных позиций – это множество объектов, между которыми установлены специфические отношения, определяемые расстоянием между ними, а также функциональные особенности этих отношений. Пространство всегда амбивалентно, оно обладает протяженностью, объемом, фрагментарностью, ритмом, непрерывностью (континуальность) и прерывностью, отношениями (найти ссылку). Часть пространства, которая объективно или субъективно воздействует на личность, рассматривается нами как среда.
Для определения сущности исследуемого явления рассмотрим понятие «образовательное пространство вуза».
В отличие от образовательной среды образовательное пространство, в широком смысле, понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред. В некоторых работах (Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю.) отмечалась близость понятий «пространство» и «среда», но их несинонимичность [8, с. 19–25].
Таким образом, студенты, оказываясь в образовательном пространстве вуза, каждый по-своему, индивидуально, воспринимают и организуют из него свою образовательную среду, поскольку образовательное пространство обладает только объективными характеристиками, даже когда в него «вкладывается» субъект, а среда обладает субъективностью, зависящей от качественной и количественной отлаженности пространства в деятельности и самосознании субъекта.
Следовательно, в образовательной среде принципиально невозможно реализовать весь образовательный потенциал пространства вуза, хоть в силу единовременного воздействия всех его компонентов.
По мнению С.В. Кривых, под образовательным пространством понимается комплекс явлений, сочетающий в себе взаимодействие и взаимовоздействие различных социальных факторов, действующих на конкретной территории. В упрощенном варианте под образовательным пространством подразумевается территория, рассматриваемая исключительно с образовательной точки зрения. Система образования выступает на такой территории в качестве лишь одного компонента более сложной социальной системы.
Под образовательным пространством профессиональной и квазипрофессиональной деятельности понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие его личности, индивидуальности. Строго говоря, любая просоциальная и культуротворческая деятельность человека имеет образовательный потенциал в отношении его личности и профессиональных позиций. В рамках образовательного пространства реализуется формирование социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, выращивание человеческого капитала. Таким образом, образовательное пространство выступает как потенциальность, некоторая возможность для социокультурной среды.
Субкультура как социокультурный феномен также рассматривается нами в качестве образовательного пространства, способного к воздействию на личность, поведение, деятельность, структуру мышления и самосознание. В силу совместимости феноменологии молодежной субкультуры и образовательного пространства вуза возникает требование к проектированию последнего в целях самореализации каждого субъекта во всем своеобразии его социкультурных проявлений.
В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей молодого человека – выстраивание образа «Я». Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для подростков и молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение старшеклассника. Анализ социологической, культурологической и психологической литературы дает основание в качестве важного элемента неофициальных субкультур выделить социокультурные контексты: «радикально-силовой» (скинхеды, футбольные фанаты), «либеральный» (хиппи, ролевики), «радикально-протестный» (панки) и другие. Здесь можно говорить о наличии резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти объяснение своего состояния. Так, эмоциональная неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым контекстом субкультур.
Эмоциональная привлекательность «неформального» (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у воспитанника опыта самопонимания и самоопределения. Кроме этого, у старшеклассников – представителей неофициальных юношеских субкультур – возникают осложнения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, вызываемые как провоцирующим имиджем, так и некомпетентностью в общении. Рассогласования в сфере общения усиливаются после того, как школьник начинает предъявлять себя как представитель субкультуры.
Наряду с источником влияния юношеской субкультуры можно условно выделить три вероятностных последствия для социализации:
– позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования),
– социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни),
– индивидуально-негативная (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизма – «бегства» от социальной реальности) [5].
В зарубежных исследованиях (Я.И. фон Искюль, М. Хейдеметс, Д.Ж. Маркович, К. Маклафин, Д.Ж. Гибсон) образовательная среда определяется как социальная система в терминах «эффективности школы»; эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества образовательно-воспитательного процесса.
Переходя от рассмотрения объективных характеристик образовательного пространства и пространтсва молодежной субкультуры к субъективно воспринимаемым, мы сталкиваемся с понятием «образовательная среда». В отечественных исследованиях (В.А. Серов, В.А. Ясвин, Е.А. Климов и др.) это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Современные трактовки понятия «пространство» определяются контекстом. Д.Ж. Маркович, П.А. Сорокин и другие рассматривают его в социологическом аспекте синонимично понятию «среда»: «Совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении» [6]; «социологическое многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов, определенным образом иерархизированных, где есть возможность социального перемещения индивидов в горизонтальном и вертикальном направлениях. Чем меньше в обществе «предписанных» ролевых позиций, тем больше перемещений. Ряд индивидов оказывается способным группироваться в многочисленные и самые разнородные системы взаимодействия группы [6].
В психологических исследованиях выделяют следующие подходы и модели в структурировании образовательной среды:
– эколого-личностная модель (В.А. Ясвин) рассматривает образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном пространственно-предметном окружении»;
– коммуникативно ориентированная модель (В.В. Рубцов). Согласно данному подходу, образовательная среда основана на коммуникативном сотрудничестве субъектов образовательного процесса;
– антропно-психологическая модель (В.И. Слободчиков) базируется на совместной деятельности субъектов образовательного процесса и вариативности, динамичности образовательной среды;
– психологическая модель образовательной среды (В.П. Лебедев, В.А. Орлов, В.А. Ясвин) определяется принципами личностно-ориентированного подхода в образовании, порождая в образовательном пространстве субъект-субъектные отношения;
– экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Автор определяет понятие образовательной среды как «систему педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для проявления уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации» [7].
Современная философия отрицает детерминированность образования личности социумом, в том числе средой, т.е. рассматривает среду как важный, но не единственный фактор индивидуального развития, представляя ее как сложную систему, включающую человека, который в своей деятельности активизирует, строит те или иные элементы среды и тем самым эмпирически создает ее для себя. Акцент делается на выделении более сложной, многообразной, противоречивой, взаимозависимой и, что очень важно, не плоскостной, а пространственно-объемной связи индивида с окружением.
Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении требования их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач в рамках определенной территории, выступает образовательная система, построенная на принципах здоровьесберегающей, безопасной для жизнедеятельности и здоровья, единой образовательной политики и образовательной деятельности (Н.А. Склярова, И.В. Плющ) [4].
Образование зависит от пространства, в котором протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия, мировоззрения. Спроектированное и реализованное пространство вуза становится средой, в которой они не только взаимодействуют, но и создают элементы среды, комфортной для самореализации.
Социальный характер образовательного пространства, его насыщенность результатами деятельности человека образуют мир человеческой культуры, который порождается отношениями между средой и человеком, и является органической частью этого единства. При этом человек рассматривается как деятель в среде, он является носителем, представителем этого пространства и субъектом взаимодействия в нем. При этом необходимо учитывать активность пространства, которая не ждет пассивно, пока человек ее освоит и преобразует, она сразу оказывает обратное влияние на него.
Таким образом, пространство оказывает влияние на человека, на его ценностные ориентиры, установки, убеждения.
В прикладной социологии среда, пространство рассматриваются в рамках социальной микросреды – объективной социальной реальности, представляющей собой совокупность материальных, политических, идеологических, социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизнедеятельности и оказывающих на нее активное влияние. Микросреда при этом является специфическим проявлением общей социальной макросреды и одним из составных элементов системы «макросреда-микросреда-личность».
В.П. Лебедева, В.А. Орлов и В.И. Панов, связывая оценку образовательной среды, образовательного пространства с развивающим эффектом, свойственным данному феномену, обращают внимание на технологический уровень ее реализации и оценки. В качестве фундаментальных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм «существенных показателей», выделенных В.В. Давыдовым. К ним относятся следующие показатели: каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования; обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности; в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику процесса.
По нашему мнению, пространство в целом и профессионально-образовательное пространство, в частности, как социокультурный феномен рассматривается применительно к отношении к человеку. Следовательно, профессионально-образовательная среда, профессионально-образовательное пространство всегда охватывает комплекс факторов: природных, социально-педагогических и пр., которые мгновенно или долговременно оказывают влияние на жизнь, здоровье, деятельность, становление личных и профессиональных качеств обучаемых.
Библиографическая ссылка
Арифулина Р.У., Белогорская Л.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ПРОСТРАНСТВА ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 841-844;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35381 (дата обращения: 21.11.2024).