Качество подготовки водителей транспортных средств в образовательных организациях, как и в целом ситуация с аварийностью на автомобильных дорогах, представляет актуальную проблему социальной политики РФ. Во исполнение поручения Президента РФ по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России Правительством РФ подготовлен и в августе 2015 года утвержден план мероприятий по снижению смертности населения от ДТП, а Минобрнауки РФ составлены методические рекомендации для организаций, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств [3].
Действующая в настоящее время ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» ставит целью сокращение случаев смерти в результате ДТП к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 %) по сравнению с 2012 г. Отметим, что главная задача предыдущей программы (2006–2012 гг.) – сокращение количества погибающих в результате ДТП в 1,5 раза в 2012 году по сравнению с 2004 годом – осталась недостигнутой. По официальным данным ГИБДД РФ [5], в 2004 г. на дорогах страны погибло 34 506 человек, а в 2012 г. – 27 991. И хотя позитивные изменения произошли в 2008 г. (снижение смертности с АППГ на 10,1 %) и 2009 г. (на 7,6 %), однако, последние 5–6 лет ситуация не улучшается.
После проверки состояния и получения заключений региональных управлений ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям образовательные организации приступили к реализации новых программ подготовки водителей. В учебных планах программ изучаемые предметы объединяются в базовый, специальный и профессиональный циклы. При этом «предметы базового цикла по желанию обучающегося могут не изучаться при наличии права на управление транспортным средством любой категории (подкатегории)» [3]. К базовым относится предмет «Основы законодательства в сфере дорожного движения», имеющий принципиальное значение в подготовке водителя. На его изучение в новых программах количество аудиторных часов сокращается до 42, тогда как в предыдущих программах отводилось 48 часов.
Поставленные государством высокие требования к качеству профессиональной подготовки водителей транспортных средств, разработанные нормативные требования и рекомендации по созданию методической документации для выполнения учебных программ и организации образовательного процесса могут быть эффективно реализованы в ходе интенсивного обучения.
Цель исследования
Определение эффективности реализации новых программ профессиональной подготовки водителей категорий «В» и «С» на основе интенсивного обучения.
Материалы и методы исследования
Установлена эффективность интенсивного обучения кандидатов в водители активизацией познавательной деятельности и стимулированием осознанного усвоения учебного материала. Качественной подготовке водителей способствуют применение обобщающих конструкций (блок-схемы, таблицы, сжатые тексты), блочных тестов, дополнительных заданий для самостоятельного выполнения, а также анализ видеоматериалов с практических занятий по управлению учебным автомобилем. Всего экспериментом охвачено 14 специалистов и 162 водителя и кандидата в водители, из которых 104 прошли обучение и 58 обучаются в настоящее время по новым программам.
Осуществлен анализ нормативной и психолого-педагогической литературы; обобщен педагогический опыт; проведены беседы и тестирование; изучены продукты деятельности обучающихся; применены экспертная оценка, моделирование, наблюдение, качественный и количественный анализ фактического материала. В качестве экспертов выступили преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей, а также сотрудники ГИБДД. Материалы обсуждались на региональных и Всероссийских педагогических конференциях.
Результаты исследования и их обсуждение
Ведущими составляющими интенсивного обучения кандидатов в водители транспортных средств рассматриваем активизацию познавательной деятельности и стимулирование осознанности при усвоении учебного материала.
Существуют различные подходы к активизации процесса учения (А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, Т.А. Кудрявцев, А.К. Маркова, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская и др.) и повышению осознанности присваиваемых знаний (В.М. Аллахвердов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, В.П. Узнадзе и др.). Поскольку профессиональная подготовка водителей отличается особыми требованиями к формированию умений безопасности и сравнительно короткими сроками для реализации развивающих задач, необходимая активность и осознанность учебной деятельности могут быть достигнуты созданием мотивации с учетом избирательности познавательной активности, регулированием направленности непроизвольных ассоциаций, включением образных и символических компонентов, использованием понятийного мышления [6, 7, 9].
Повышение мотивации учебно-познавательной деятельности и понимания изучаемого материала возможно на основе дидактически адаптированных принципов инженерии знаний (knowledge engineering), которая объединяет процессы а) присвоения (извлечения) знаний, их организации и систематизации; б) практического применения (внедрения) знаний [10]. По источнику получения информации различают две группы методов извлечения знаний: коммуникативные и текстологические [4]. Коммуникативные методы охватывают способы и процедуры фронтального или группового взаимодействия участников диалога, а текстологические методы касаются работы с литературой и документами (учебники, пособия, справочники и т.п.).
Кроме того, изучаемый учебный материал может быть классифицирован по структурированности знаний (степени и сложности теоретического осмысления, выявления основных закономерностей и принципов):
а) хорошо структурируемый – с ясной аксиоматизацией, устоявшейся терминологией; четкой структурой, широкими возможностями для формализации и схематизации,
б) среднеструктурируемый – с понятной терминологией, прослеживаемыми взаимосвязями, но вызывающий определенные затруднения детализации в наглядном или сжатом представлении;
в) слабоструктурируемый – со сложными определениями, скрытыми взаимосвязями, богатой эмпирикой, с большим количеством сомнений и разночтений.
Структурирование содержания учебной информации начинается с выделения основных учебных элементов и установления связей между ними. Учебный элемент представляет логически законченную часть информации и в каждом конкретном случае считается условно неделимым. При этом любой учебный элемент является носителем собственной информации, отсутствующей в других учебных элементах [4]. В зависимости от конкретного содержания учебной информации в качестве учебного элемента могут быть определение, факт, явление, процесс, закономерность, принцип, способ действия, характеристика объекта, вывод или следствие. Структура учебной информации создается всей совокупностью учебных элементов, включенных в определенные связи: взаимодействие, порождение, преобразование, строение, управление и функциональные связи. Часто связь сама выступает как учебный элемент, то есть как информация, подлежащая усвоению.
В целях обеспечения качества профессиональной подготовки водителей автотранспортных средств на наших занятиях в ходе совместной деятельности преподавателя и обучающихся учебный материал преобразуется и представляется в виде обобщающих конструкций: блок-схема, алгоритм, таблица, сжатый текст и т.п. [8]. При этом допустимо и даже эффективно создание альтернативных вариантов таких конструкций, опирающихся на специфические особенности разных видов мышления, например, схема и таблица. В результате у кандидатов в водители появляется возможность выбора на основе личных предпочтений оптимального способа присвоения учебной информации.
В качестве примера представим блок-схему по теме «Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств», в которой содержится алгоритм принятия водителем решения о возможности движения транспортного средства (см. рис. 1). Выполнение пяти основных условий, связанных с исправным состоянием а) тормозной системы, б) рулевого управления, в) сцепного устройства, г) фар и задних габаритных огней, д) стеклоочистителя со стороны водителя, – разрешает движение. Вместе с тем неисправности сцепного устройства, фар и задних габаритных огней, стеклоочистителя со стороны водителя не всегда запрещают движение (см. дополнительные условия). Три возможных решения водителя:
Рис. 1. Блок-схема принятия водителем решения о возможности движения транспортного средства
а) движение запрещается,
б) устранить неисправность либо двигаться к месту стоянки (ремонта) с соблюдением мер предосторожности,
в) движение разрешается – выделены характерными цветами – красным, желтым и зеленым, что повышает восприятие информации.
Педагогическую эффективность представляет также разработка и применение в обучении кандидатов в водители блочных тестов, то есть тестов, вопросы которых объединены в блоки. В нашем случае в блоки сгруппированы пары вопросов: первые вопросы требуют ответов-фактов, а вторые вопросы – ответов-аргументов.
Практика разработки и апробация многих тестирующих систем в обучении кандидатов в водители автомобиля показала, что оптимальными возможностями для создания блочных тестов обладает тестовый Конструктор (автор А.Н. Комаровский). Он разработан с помощью макросов на основе редактора PowerPoint, входящего в офисный пакет Microsoft Office. Программа сохраняет все аудиовизуальные возможности создания полноценной презентации и обладает многочисленными настройками процедуры тестирования. Это позволило нам анимировать работу приборов сигнализации (указатели поворотов), специальных сигналов (маячки, сирены) и средств регулирования дорожного движения (светофоров), что приблизило тестовые задания к реальным дорожным условиям.
В качестве примера приведем слайд блочного теста по теме «Проезд регулируемых перекрестков» (см. рис. 2). Изображения, первые вопросы блоков и ответы к ним заимствованы из билетов теоретического экзамена. Ответы на вторые вопросы («Потому что …») составлены нами и допускают выбор как одного, так и нескольких вариантов. Мы настроили программу таким образом, что за правильный ответ только на первый вопрос блока компьютер назначает один балл, а за правильные ответы на первый и второй вопросы блока – четыре балла. На последнем слайде отражаются результаты тестирования: количество правильных ответов и набранных баллов; номера слайдов с ошибочными ответами для последующего анализа; итоговая оценка.
Рис. 2. Пример слайда блочного теста
Создание и использование обобщающих конструкций, применение блочных тестов с анимацией подкрепляются дополнительными заданиями для самостоятельного выполнения [8, 10]. Например, вызывающая большие затруднения тема «Регулирование дорожного движения» в части сигналов регулировщика включает всего 15 экзаменационных вопросов, из них требуют анализа изображений только 11. Для формирования необходимых умений нами разработан тренирующий тестирующий комплекс, включающий 75 ситуационных задач. Ни одно из предложенных заданий не совпадает в точности с вопросами теоретического экзамена. Изменения касаются положений регулировщика дополнительно включенными дорожными знаками и разметкой. Кроме того, кандидатам в водители предложена оригинальная методика решения задач с регулировщиком.
В целом средства интенсификации теоретической подготовки водителей нацелены на формирование и развитие статических и динамических визуальных образов безопасного движения транспорта. В этом отношении исключительной пользой обладают просмотр и разбор видеофрагментов, записанных во время учебного вождения автомобиля, что обеспечивает формирование представлений и умений оценивания и прогнозирования развития дорожной ситуации, а также аргументации и принятия решений [1, 2, 8].
Заключение
Результатом нашей экспериментальной работы по реализации программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий «В» и «С» на основе интенсивного обучения в КОГОАУ СПО «Яранский государственный технологический техникум» и НОУ УЦ «Лидер» посредством активизации познавательной деятельности и стимулированию осознанного усвоения знаний с применением блок-схем, алгоритмов, таблиц, сжатых текстов, блочных тестов с анимацией, с использованием дополнительных заданий для самостоятельного выполнения, анализом отснятого видеоматериала по управлению учебным автомобилем являются объективные показатели качества обучения. Так, в 2014 и 2015 годах теоретический экзамен в МРЭО ГИБДД с первого предъявления сдали все прошедшие обучение кандидаты в водители (100 %), а с учетом практического этапа число сдавших составило 80 %.
Библиографическая ссылка
Чибаков А.С., Крылов Д.А., Комелина В.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 753-757;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35366 (дата обращения: 21.11.2024).