Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК ОДИН ИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кочетова Т.Ф. 1 Пахомова Р.А. 1 Маркелова Н.М. 1 Василеня Е.С. 1 Карапетян Г.Э. 1 Марцева А.П. 1
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ
В статье представлен обзор литературы по ораторскому искусству. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. В статье отображены сущность ораторского искусства и его виды. Представлены сущность публичного выступления в профессиональной деятельности педагога. Детально разобрана организация работы педагога. Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Приведен алгоритм построения успешной публичной лекции. Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция. При подготовке к выступлению оратору необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным и обоснованным.
ораторское искусство
медицинский вуз
1. Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005.
3. Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973. – 162 с.
4. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 1977. – 222 с.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: «Высшая школа», 1980. – 336 с.
7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: «Логос», 2003. – 432 с.
8. Граудина Л.К. Культура русской речи. – М.: «Норма», 2000. – 560 с.
9. Занков Л.В. Внимание. – М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. – 198 с.
10. Истомина З.М. Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
11. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. – М.: Владос, 1991. – 145 с.
12. Максимов В.Н. Русский язык и культура речи. – М.: «Гардарики». 2004. – 416 с.
13. Михайличенко Н.А. Риторика. – М., 1994.
14. Медведев А.В. Основы риторики. – М., 2000.
15. Роговин М.С. Проблемы внимания. – М.: Высшая школа, 1966. – 186 с.
16. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания. – Абакан: АГПИ, 1991. – 37 с.

Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое по происхождению слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Оратору необходимы и специальные способности, такие как развитое мышление, наблюдательность, творческое воображение, речевые способности и др. [1, 3, 6, 16, 18].

Педагогика – одна из сфер «повышенной речевой ответственности». Современная наука говорит о субъект-субъектном педагогическом общении. В авторитарной педагогике коммуникация идет по однонаправленной схеме: «Слушай, что говорит учитель!» На этой схеме основана масса педагогических мифов. Так, считается, что основным качеством преподавателя является его способность «навести порядок», нужно, чтобы ученики «слушали и слушались преподавателя» [2, 4, 5, 12, 17].

Вторая обязательная сторона диалога: ученик понимает и действует – упускается. Педагогический совет для реализации данного принципа гласит: личность ученика формируется личностным отношением к нему и личностным отношением учителя к своему предмету [8, 10, 13, 15].

Условия гармонизирующего диалога: диалогичность речи, направленность на аудиторию, близость (контакт), конкретность, совместная динамика речи, эмоциональность и эмоциональное «заражение», удовольствие. Условия эффективного общения, по Аристотелю (говори то, что важно; говори правду; говори ясно) и по Х. Грайсу (информативность, истинность, правильность способов выражения: краткость, последовательность, ясность). Принцип коммуникативного сотрудничества, по Р. Лакофф («не навязывайся, выслушай собеседника, будь дружелюбен») [7, 9, 12, 13].

Ораторская деятельность педагога – это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании [8,14, 17, 20].

Технологическая картина обеспеченности педагогического ораторского искусства: «Тезис – аргумент – иллюстрация» [8, 11, 17].

Конструирование содержания базируется на формуле «тезис – аргумент – иллюстрация». Тезис – суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис содержит в себе личностный элемент, поскольку отражает точку зрения оратора или другого автора, определяемого оратором.

Аргумент – это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться (или не соглашаться) с оратором. Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Тезис и аргумент нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретного явления.

План рассмотрения

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисленных вопросов: что? зачем? где? когда? как?

Определение ключевого понятия

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет и оратору, и слушателям размышлять об одном и том же предмете. Привычным для преподавателя должно быть обращение к словарю, к научной литературе, для четкой формулировки ключевых понятий (одного или нескольких). Оратор особо, с акцентом на данное слово, с опорой на гласные звуки, с артикулярной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской произносит ключевые слова.

Организация работы оратора-педагога

Организация работы складывается из нескольких блоков:

1 – обустройство – подготовка места работы, расположение подготовленного наглядного материала;

2 – пластический образ – свободная, открытая расположенность к слушателям. Доброжелательная мимика, некоторый наклон оратора в сторону слушателей;

3 – предъявление к демонстрации наглядного материала;

4 – работа с доской и графическое изображение рассматриваемого материала.

Художественные средства

Использование художественных образов для создания образной картинки явления, эпитет; метафора; фрагмент художественного произведения, научной публикации.

Взаимодействие со слушателями

Технология взаимодействия со слушателями предполагает педагогическую инструментовку совместной работы (общая позиция – МЫ; риторические вопросы; вопросы и ответы); просьба о помощи и оказание помощи в случае необходимости. Поло-ролевая дифференциация слушателей (при обращении, при задавании вопросов и т.д.); соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых в современной культуре (правило одного голоса, тишина в аудитории, чистота в аудитории, исключение дополнительных видов деятельности); этика взаимодействия со слушателями (обращение и приветствие, положительный настрой в адрес слушателей); сведения об авторе – включая в текст высказывания авторов, непременно следует сопроводить имя некоторыми сведениями о нем; финально – аккордная часть – завершается выступление итоговой благодарностью (спасибо); подведением итогов совместной работы; выяснением, не осталось ли неясных вопросов; прощание.

Роль психофизического аппарата педагога в профессиональной деятельности

Тело педагога – его профессиональный инструмент. Телодвижения сообщают окружающим о состоянии, намерениях и даже о характере. Педагогическая техника – профессиональное владение педагогом собственным психофизическим аппаратом в процессе профессиональной деятельности как средством осознанного педагогического воздействия. Педагог-профессионал сознательно выстраивает внешние характеристики своих телодвижений. Формирование профессионального имиджа педагога, призванного оказать эмоционально-психологическое воздействие на слушателя. Педагогическая и физическая свобода педагога. Физическая свобода обеспечивается снятием физической зажатости мышечной системы, а психическая – предполагает отсутствие закрепощенности (релаксация).

Голос преподавателя как инструмент воздействия

Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебаний связок, находящихся в его горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Принципиально новым в педагогике и воспитании является переход с административно-должностной позиции «педагог-слушатель» на позицию «человек-человек», где взаимоотношения выстраиваются в иной психолого-педагогической плоскости. Гуманистическое отношение к слушателю – обязательное условие любой образовательной системы, любого образовательного учреждения. Признание человека наивысшей ценностью предполагает приоритет социальной роли человека, уважительное отношение к человеку, признание его интересов.

В ораторской деятельности можно выделить три основных этапа: докоммуникативный (до встречи с аудиторией), коммуникативный (сам процесс выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления после встречи) [6, 16, 19].

Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция.

При подготовке к выступлению оратору необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным и обоснованным.

И при подготовке, и при проведении выступления оратор нуждается в психологических знаниях, которые помогают устанавливать контакт со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.

Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога помогает оратору владение культурой речи.

Навыки оратора – это усвоенные в результате многочисленных повторений интеллектуальные, двигательные и сенсорные действия, исполнение которых не требует значительного напряжения памяти и внимания, то есть выполняется почти автоматически. Это навыки анализа явлений действительности, изучения литературы, составления выписок, распределения внимания во время выступления, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени [2, 5, 9, 19, 21].

Кроме того, к коммуникативным навыкам, необходимым оратору, относят профессиональную наблюдательность, владение мимикой и жестами, способность выражать свои эмоции и управлять ими.

Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков и позволяют ему решать сложные творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, – соразмышление с аудиторией, когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей [7, 16, 18].

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается.

В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «Как делать» или «Что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать?», т. е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

– официальные документы;

– научная, научно-популярная литература;

– справочная литература: энциклопедия, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, таблицы, библиографические указатели;

– художественная литература;

– статьи из газет и журналов;

– передачи радио и телевидения;

– результаты социологических опросов;

– собственные знания и опыт;

– личные контакты, беседы, интервью;

– размышления, наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д.

Алгоритм построения успешной публичной лекции:

подготовка к выступлению за несколько дней: у педагога должно быть время осмыслить все, что он намерен рассказать;

структурирование будущего выступления по тематическим блокам;

осмысление вступления и заключения: известно, что начало и окончание лекции запоминаются лучше всего и несут наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными. Их нужно сформулировать, записать и неоднократно отрепетировать;

представление особо важной информации в начале или в конце выступления (эффект края), чтобы она лучше усвоилась. Для незаинтересованной или критически настроенной аудитории такую информацию лучше сообщить в самом начале выступления;

включение в лекцию убедительных фактов и цифр, которые произведут на слушателей впечатление (например, статистики, цитат по теме, высказываний экспертов и пр.);

обеспечение «резервных знаний»: знать нужно гораздо больше того, что будет использовано в лекции, это придаст выступающему уверенность и авторитетность;

прогнозирование вопросов и замечаний аудитории, подготовка возможных ответов;

разработка плана-конспекта выступления: экспромт хорош, когда он хорошо подготовлен;

не заучивание текста наизусть, а опора на план-конспект, благодаря чему выступление выглядит естественнее и лучше воспринимается;

продумывание приемов удержания внимания аудитории.


Библиографическая ссылка

Кочетова Т.Ф., Пахомова Р.А., Маркелова Н.М., Василеня Е.С., Карапетян Г.Э., Марцева А.П. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК ОДИН ИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 679-682;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35350 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674