Формирование культуры природопользования рассматривается как необходимое условие обеспечения экологической безопасности страны и перехода к устойчивому развитию. Актуальность этой проблемы связана с пониманием того, что современный уровень потребления природных ресурсов привёл к явлению глобального масштаба – экологическому дефициту превышения ёмкости природных экосистем. Природа имеет важное ресурсно-хозяйственное значение, а также создаёт и всю систему жизнеобеспечения. И чем интенсивнее человек хозяйничает на планете, приспосабливая природу к своим потребностям, тем более актуальным становится проблема формирования культуры рационального природопользования [5]. В исследованиях специалистов осознаётся регулятивная, программирующая функция культуры природопользования в создании будущего. ЮНЕСКО разработала индикаторы влияния культуры на развитие в целом, которые в настоящее время проходят апробацию в 12 странах мира. Вопрос об определяющей роли культуры в переходе к устойчивому развитию был чётко обозначен в 2012 году в Рио-де-Жанейро на юбилейной конференции ООН «Рио+20». В резолюции указанной конференции намечены контуры «будущего, которого мы хотим». Для достижения «желаемого будущего» признано целенаправленное изменение культуры современного общества в соответствии с идеологией устойчивого развития, рациональности и эффективности ресурсно-хозяйственной деятельности. Важным шагом в становлении культуры, созидающей «желаемое будущее», стала международная конференция ЮНЕСКО «Культура: ключ к устойчивому развитию», состоявшаяся в мае 2013 года в г. Ханчжоу (Китай). По итогам конференции была принята Ханчжоуская декларация «Культура и устойчивое развитие», в которой содержится призыв сделать культуру основой политики устойчивого развития [5].
Сейчас общепризнано, что среди конкретных задач перехода к устойчивому развитию приоритетное место занимает формирование культуры природопользования и соответствующей системы образования.
Цель исследования
Между тем имеется ряд проблем, решение которых позволит более эффективно осуществлять формирование культуры природопользования в образовании:
– культура природопользования как эколого-ориентированная деятельность должна опираться на научные основы изучения человековключающих объектов социоприродной среды, в том числе городского ландшафта, однако сопряженность научных и методических аспектов в контексте заявленной проблемы не раскрыта;
– важным условием формирования культуры природопользования при изучении городского ландшафта является разработка целостной методической системы, включающей теоретические и методические аспекты, что остается в практике образования слабо разработанной проблемой;
– необходимо программно-методическое сопровождение, обеспечивающее формирование культуры природопользования при изучении городского ландшафта, и фрагментарность методических рекомендаций по данной проблеме [1].
Данная статья направлена на решение этих проблем, предполагая рассмотрение методологических оснований формирования культуры природопользования с целью мотивации и ориентации в заявленной теме; раскрытия научно-географических и методических аспектов формирования культуры природопользования в соответствующих разделах. Особую роль имеет геоэкологический практикум, который можно рассматривать как методический «тренажер», обеспечивающий становление культуры природопользования на основе включения учащихся в конкретную геоэкологическую деятельность в городской среде.
Материалы и методы исследования
Культура природопользования понимается нами как личностное и социально значимое качество личности. Она рассматривается как способ, мера, результат познания, оценки и деятельности по культурно-хозяйственному освоению человеком природно-ресурсного потенциала территории различной масштабности в направлении их устойчивого развития. Особенно актуальна проблема формирования культуры природопользования в условиях города, когда происходит отчуждение «техногенного» человека от природных основ жизни. Высшей ценностью для человека становится скорейшее удовлетворение материальных потребностей, растет агрессивность, жестокость, притупляется чувство личной ответственности за состояние окружающей среды. Наблюдается тотальная социальная апатия городских школьников, которые считают, что от них ничего не зависит в улучшении городских ландшафтов. В этой связи является актуальной реализация идеи личности как субъекта жизнедеятельности в городском ландшафте, которая комплементарна образовательным парадигмам, в контексте которых происходит формирование культуры природопользования [8]. В современных условиях человеку как субъекту жизнедеятельности важно воспринять, осознать и оценить взаимоотношения с реальным социоприродным окружением на основе коэволюционных идей. Коэволюционные идеи обеспечивают становление нового образа мира, предполагают осознание управленческой роли и ответственности человека за сохранение жизни на Земле, базируются на утверждении гармоничного, партнерского со-бытия человека и природных основ жизни. В конечном счете коэволюционные идеи предполагают сопряженное взаимообусловленное изменение человеческих качеств и качеств вмещающего ландшафта в целях устойчивого co-развития и повышения качества жизни [3].
Новые мировоззренческие ориентации коэволюционного характера за исторически короткий срок должны стать основой жизнедеятельности населения. Поэтому сегодня в образовании должны быть востребованы и реализованы новые жизненно-смысловые модели образования, которые способствуют превращению учащихся из сторонних наблюдателей и зрителей в реально действующих субъектов, строящих отношения с окружающей действительностью на основе партнерства, толерантности, ответственности. Доказано, что учащимся важно осознать экологическую ситуацию целостно, перейти от фрагментарности восприятия окружающего мира к целому (синкретичному) образу [4]. Городской ландшафт как геоэкосоциосистема обладает целостностью. Качество городского ландшафта определяется единством качества системы жизнеобеспечения человека и качеств самого человека, выраженных в результатах его деятельности. Следовательно, сама содержательная сущность городского ландшафта отражает идею события, сотворчества человека и природы [3].
Руководствуясь выявленными методическими основаниями реализации профильности обучения, а также теоретико-методологическими положениями, связанными с формированием культуры природопользования в условиях городских ландшафтов, нами разработана и апробирована программа геоэкологического практикума «Культурный ландшафт: формирование и уход». Поэтому считаем целесообразным в рамках данной статьи раскрыть основные содержательные линии и соотношение теоретико – познавательного, коммуникативного и практического блоков, а в рамках практикума блока самостоятельных работ [2]. Актуальность введения данного практикума продиктована необходимостью вовлечения учащихся в решение геоэкологических проблем современности и формирование окружающего ландшафта на основе культуро- и природосообразной деятельности. Важнейшее назначение этого практикума – распознавание учащимися в окружающем ландшафте различных видов геоэкологических ситуаций и проблем, выявление их причин, следствий, путей решения. На этом этапе происходит, по мнению Н.Ф. Винокуровой, прочувствование геоэкологического содержания на локально-личностном уровне на основе восприятия, распознания, выявления и фиксации в сознании учащегося экологических проблем как жизненных противоречий бытия [3]. Данный геоэкологический практикум реализует культурно-экологический подход. Специалисты подчеркивают ряд особенностей реализации данного подхода: переориентация целей географического образования в контексте культуры с «человека знающего» на «человека культурного»; само содержание образования должно быть наполнено культурными значениями и смыслами; приоритетность проблемно-творческих технологий образования, а также технологий, отражающих общение, толерантность и эмпатию как черты современного этапа развития культуры; присвоение культурных значений и смыслов должно осуществляться на основе сочетания познавательного, коммуникативного и практико-ориентированной деятельности. В доказательство приведем мнение В.С. Преображенского о том, что география становится элементом культуры эпохи научно-технической революции, так что человеку не просто грамотному, а и культурному, прежде всего, необходимо твердое понимание того, что судьбы народов и человечества едины [6].
Программа практикума реализует идеи Б.Б. Родомана о том, что ландшафты воспитывают учащихся не столько потому, что они его посещают, созерцают, узнают, познают, сколько через осуществляемую в них деятельность [7]. В связи с этим, содержание геоэкологического практикума отражает идеи «деятельностного содержания». Учащиеся в процессе работы в рамках данного практикума вовлекаются в познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность. Усилия учащихся направляются на охрану, восстановление, уход и формирование отдельных компонентов культурного ландшафта и ландшафта в целом. В ходе вовлечения учащихся в различные виды деятельности они выполняют социально-востребованное и важное дело – улучшают городскую среду. Это очень важный момент в становлении личности и развитии отношений к реальному социально-природному окружению [1].
Цель курса: развитие субъектного опыта учащихся во взаимодействии с культурным городским ландшафтом города, формирование черт геоэкологического мышления на основе исторического, средового, экологического, территориального, комплексного подходов.
Задачи курса:
1. Развитие знаний учащихся о культурном городском ландшафте, его формировании и уходе.
2. Ознакомление учащихся с различными способами познания: оценки, моделирования на различных территориальных уровнях.
3. Формирование у учащихся умений осуществлять познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность.
4. Формирование ценностного отношения к реальному жизненному миру.
5. Совершенствование практических навыков по организации и проведении ландшафтных природоохранных мероприятий.
В содержании геоэкологического практикума нами выделены несколько содержательных которые линий, включают, в свою очередь, смысловые блоки:
1. Мои знания, ценности и деятельность в культурном ландшафте с опорой на жизненный опыт учащихся. В этом блоке разработаны тестирование «Я и ландшафт», беседа «Природное окружение в истории моей семьи», конкурс «Ближайшее окружение в красках, образах, мелодиях, словах» и т.д.
2. Формирование культурного ландшафта города, где рассматриваются общие представления о культурном ландшафте, история формирования культурного ландшафта, комфортность в окружающем ландшафте, формирование и обустройство культурного ландшафта. Разработана система заданий на оценку и исследование реального состояния окружающей среды около школы, разработаны вопросы для социологического опроса «Комфортно ли мне в городе?», знакомство с методикой «Психосоматическое восприятие ландшафта жителями различных районов города» и т.д.
3. Планирование и уход за культурными ландшафтами города, где учащиеся изучают архитектуру города, систему охраны памятников культуры и природы в городе, увеличение разнообразия типов культурного ландшафта города, знакомятся с методами формирования и ухода за культурными ландшафтами, особенностями ухода за близлежащими ландшафтами (на примере водоемов). Итогом изучения данного смыслового блока является создание и обсуждение проекта по благоустройству микрорайона школы, соответствующего требованиям культурного ландшафта. Учитель имеет возможность дифференцированно подойти к содержанию программы в зависимости от подготовки учащихся и профиля обучения.
Курс рассчитан на 34 часа учебного времени, из них треть учебного времени предлагается на изучение теоретических вопросов, а остальное время на коммуникативно-практические и самостоятельные работы, которые включают систему заданий творческого характера. Учитель имеет возможность дифференцированно подойти к содержанию программы в зависимости от подготовки учащихся и профиля обучения. Культурно-созидательная деятельность учащихся в городском ландшафте предполагает, с одной стороны, развитие представлений о культурном городском ландшафте как «сотворчестве» человека и природы в городе, как «диалог» культур прошлого и настоящего, а с другой стороны, приобщение учащихся к проектированию ближайшего окружения, планированию и уходу за культурными ландшафтами города. Данный практикум призван повысить активность учащихся, связанной с природоохранной деятельностью и созиданием в городском ландшафте [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Резюмируя вышеотмеченное, можно сделать вывод о том, что исключительную роль в формировании культуры природопользования и соответствующей модели образования имеет география в целом и ландшафтоведение в частности, т.к. настоящее овладение культурой невозможно только на основе специальных знаний, без целостного видения мира, без формирования целостной картины природы, общества, взаимоотношений между ними. Таким образом, происходит осмысление природы для личности учащихся, они включаются в процесс духовного освоения природы, «рисуя образ» ландшафта и свое место в нем.
Разработанная программа практикума прошла успешную апробацию в школах г. Н. Новгорода. Апробированная программа реализуют принцип культурно-экологического пространства, отвечают принципу комплементарности классной и внеклассной формы работы, что позволяет существенно обогатить целостное познание культурного городского ландшафта как особого вида эколого-образовательного пространства, основной функцией которого является обеспечение качества жизни на основе включения учащихся в разнообразную деятельность, в результате которой проявляются и развиваются личностные качества учащихся, а также развить ценностные отношения и практическую деятельность [9]. Юношеский возраст в данном случае характеризуется качественными изменениями в самосознании: появляется чувство «взрослости» – «я отвечаю за свое окружение», у школьников отмечается устремленность в будущее, связанное с выбором профессии, определением своего места и роли в обществе; интерес к реальным проблемам социоприродной жизни; желание самореализации, повышение самоконтроля и саморегуляции. В старшем школьном возрасте происходит развитие ценностных ориентаций учащихся, связанных с присвоением личных гуманистических смыслов. Учащиеся начинают использовать обобщенные естественно-научные и философские понятия: материя, истина, поле, среда и др. Характерная для школьника форма идеала – обобщенные образы как совокупность лучших, с их точки зрения, качеств личности. Учащиеся начали интересоваться проблемами, волнующими все человечество. Большинство школьников назвали в качестве наиболее значимой для них проблемы ландшафтную, а также проблему личной безопасности. Важной особенностью данного этапа является присвоение учащимися системы коэволюционных ценностей и их включение в мировоззренческие ориентиры личности. Результатом этого этапа является творческо-созидательная позиция, проявляющаяся в ответственных поступках.
Выводы
Таким образом, на сегодняшний день уже понятно, что для решения геоэкологических проблем востребована личность, которая должна проявить творчество, активность и деятельность в осуществлении культурных преобразований. Важно отметить, что в ситуациях принятия решений учащиеся выступают уже не только как объект, но и как субъект собственного развития, которые строят свои отношения с окружающей природой на основе толерантности и сотрудничества. Культурный городской ландшафт является основой консолидации местного населения, поскольку это та конкретная территория, на которой они проживают и которую они хотят сделать комфортной. Культурный городской ландшафт как гармоничное единство человека и его непосредственного окружения обретает большое практическое значение в становлении важнейших качеств и ценностных ориентиров учащихся. Программа геоэкологического практикума направлена на становление важных качеств личности учащегося: ответственность, патриотизм, гуманность, поскольку ландшафт в данном практикуме рассматривается как реальная эколого-образовательная среда, которая обеспечивает саморазвитие и самосовершенствование.
Библиографическая ссылка
Шевченко И.А., Каврижкина Д.А. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ «ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ: ФОРМИРОВАНИЕ И УХОД» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 573-576;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35318 (дата обращения: 22.11.2024).