Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления. Но продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? У каждого учителя ответ на этот вопрос свой. Опытные педагоги предлагают различные технологии обучения, позволяющие создать условия, которые будут побуждать самих учащихся к получению знаний.
В практическом овладении татарским языком и литературой велико значение использования инновационных технологий. Это создает благоприятные условия и для речевой практики, и для пробуждения и поддержания пробудившегося интереса у учащихся к изучению языка, расширяет их лингвистический кругозор, помогает более прочному и углубленному усвоению изучаемого материала, повышает грамотность и речевую культуру школьников. Разумеется, успех этой работы зависит, в первую очередь и главным образом, от содержания и качества используемых технологий обучения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности как учащихся общеобразовательных школ, так и студентов, является технология критического мышления, разработчиками которой являются американские методисты Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл. Эта технология появилась в России в конце 1990-х годов и сразу же получила признание среди учителей, потому что всем ясно, что многие нетрадиционные технологии эффективны лишь тогда, когда у учащихся развито критическое мышление.
Всем известно, что критическое мышление – это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах данного мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения, независимо от остальных. Никто не может критически думать за кого-то другого. Каждый делает это исключительно для себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно имеет индивидуальный, самостоятельный характер. А это невозможно без любопытства, пытливости, интеллектуальной жажды самого ученика. Значит, самое элементарное в этой технологии – научить ребенка задавать вопросы, научить его проявлять интерес [1: 447].
Учитель должен создать такие условия, чтобы ученик мог думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные задачи. Критически мыслящий человек задает себе следующие вопросы: что я знаю? что я узнал нового? что я буду делать с новыми знаниями? Зачастую школьнику очень трудно выделить из объема информации самую главную, сопоставить ее с уже имеющимися знаниями. На помощь приходят приемы развития критического мышления. Учитывая, что восприятие информации проходит несколько этапов (подготовительный этап – стадия вызова; собственно восприятие нового – смысловая стадия (реализация смысла); присвоение информации – стадия рефлексии), урок также разрабатывается поэтапно.
Рассмотрим первую стадию. Вызов – это актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме. Чтобы ученики стали активными, нужно их заинтересовать. Для этой цели эффективен прием «От извесного – к неизвестному». Урок можно начать по-разному. Например, в 6 классе при изучении темы «Х?л фигыль» (Деепричастие) на доске учитель пишет небольшой текст на актуальную тему (т.е. текст должен заинтересовать учащихся, должен быть связан с их жизненным опытом): «Гимназиям! Заманча ?и?азландырылган уку б?лм?л?ре?не? ??ркайсы ?зен? тартып тора. Р?сем студиясенд?ге к?рг?зм?л?рне к?рс?к, с?нгатьне? кеше к??еленд?ге и? тир?н тармакларга ?теп кер?ен? га??пл?н?без. Гимназияг? бу манзара гад?ти – т?б?леп кара; омтыла ул ?аман алга, узганнар озата бара.» Ученики читают текст, осмысливают его, находят все известные им формы глаголов – это причастие, глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонений, вспоминают все, что знают о них.
На стадии вызова учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, высказывают предположения, систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели. Данная технология предлагает целый ряд приемов развития критического мышления, это и «Прогнозирование по ключевым словам», и «Корзина идей», и «Перепутанные логические цепи» и т.д.
Стадия осмысления и восприятия нового направлена на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение «от известного – к неизвестному». Например, при изучении той же темы «Х?л фигыль» (Деепричастие) после того, как ученики высказали все известные им формы глагола, возникает новая проблема: «Как называется форма глагола, которая выделена в тексте?». Этот прием и называется постановкой проблемы. Под руководством учителя поэтапно ученики узнают, что эта форма глагола в татарском языке называется деепричастием, что она имеет четыре вида, и каждый из них обозначает дополнительное по отношению к основному глаголу действие.
Стадия рефлексии – это логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового. Если вовлеченные в действие ученики усвоят немного больше, чем во время обычного урока – цель достигута. Главное, чтобы каждый запомнил ту информацию, которая для него оказалась актуальной, которая пригодится для него в дальнейшей жизни.
По технологии развивающего обучения, автором которой является ученый-психодидакт А.З. Рахимов, урок также делится на три этапа и включает в себя четыре компонента учебной деятельности [4:10].
I. Ориентировочно-мотивационный этап (постановка учебной задачи) занимает место традиционной проверки домашней работы. Структура его такова:
1. Проверка творческого домашнего задания, полученного на прошлом уроке. Обычно она дается на трех уровнях:
а) знание программного, обязательного для всех материала и готовность воспроизвести его;
б) применение усвоенных знаний, моделей, способов в стандартных ситуациях;
в) творческое использование знаний и умений в нештатных, личностно ориентированных заданиях. Например, изучив тему «Многозначные слова», ребенок с развитым образным мышлением может сочинить сказку на эту тему и отразить его в рисунках.
Обязательно для выполнения только задание первого уровня. Однако ребята, выбравшие творческую задачу и справившиеся с ней, могут репродуктивное упражнение не делать. По решению коллектива работы «лауреаты» включаются в специальный сборник, затем участвуют в творческом конкурсе по предмету и заносятся в творческую книжку ученика (по методу И.П. Волкова).
2. Выравнивание знаний учащихся. При традиционной системе обучения класс неизбежно расслаивается по успеваемости. Технология развивающего обучения позволяет получить на этом отрезке урока эффект выравнивания и развития. Учитель заранее продумывает ключевые вопросы для групповой и индивидуальной работы, обеспечивающие выполнение, корректировку, дополнение заданий. Ученики не просто повторяют изученный материал, но актуализируют те положения, которые необходимы для дальнейшей деятельности на уроке.
3. Посредством следующего логического ряда вопросов учитель подводит класс к ориентирам и мотивам ее изучения. Вводящим проблему является последний вопрос.
4. Завершающая часть этапа – самооценка школьниками своей работы.
II. Операционно-исполнительский этап урока, заменивший собой традиционное объяснение новой темы, отводится на решение учебной задачи и формирование соответствующих учебных действий.
Основная функция учителя заключается здесь в профессионально точном разделении учебной задачи на составляющие ее элементарные, простейшие задания, для того, чтобы всесторонне раскрыть внутреннюю структуру изучаемого понятия. Учащиеся в процессе умственно-практической деятельности постепенно, пошагово осваивают свойства объекта, графически моделируют их. На уроке используются индивидуальные и коллективные виды работы. Выполнение каждого шага – отдельного простейшего задания – сопровождается хоровым и индивидуальным проговариванием, которое затем переводится на уровень умственных операций.
Принципиально важна пошаговая самооценка ученика, утверждаемая учебной группой. Шаговая технология обеспечивает:
– ровное усвоение материала всеми учениками;
– осознанное выделение учебных действий и формулирование общего алгоритма решения задачи;
– оперативную обратную связь как механизм диагностики и регулирования процесса усвоения знаний [4: 13].
III. Рефлексивно-оценочный этап урока.
Технология развивающего обучения контрольно-оценочную функцию передает учащимся. На этом этапе занятия школьники осмысливают материал и дают самооценку. Это завершающее действие складывается из поэтапной рефлексии и шаговых самооценок.
Промежуточный и итоговый контроль и оценка, выравнивание знаний, пошаговый характер решения учебных задач, взаимообучение в группе гарантируют реализацию важнейшего педагогического правила – не расслаивать учеников на сильных и слабых. Наш многолетний педагогический опыт показывает, что нет учеников, не желающих учиться. Познавательные потребности ребят находятся в прямой зависимости от учебного успеха.
В современном процессе образования также широко используется метод проектов, который был введен в Россию в 20– 30-х годах прошлого столетия. Этот метод используется нами чаще всего при работе со студентами неязыковых факультетов при изучении татарского языка.
Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале.
Разработка проекта состоит из 4-х стадий. На первой стадии происходит погружение в проект: выбирается тема, каждый студент выбирает одну из них для себя, затем формируются творческие группы. Вторая стадия – разработка проекта (планирование и организация деятельности). На этой стадии подготавливаются материалы к исследовательской деятельности: формулируются вопросы, на которые нужно ответить, задания для групп, отбирается литература, планируется технологический процесс. В подгруппах, затем в группе обсуждаются план деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности.
На третьей стадии организовываются рабочие места, выполняются технологические действия. На четвертой стадии оформляются, защищаются, оцениваются результаты. Студенты – вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми формами. Затем делают доклад о результатах своей работы, демонстрируют их. Группы оценивают свою работу и работу оппонентов.
Метод проектов:
1) стимулирует мотивации студентов на приобретение знаний;
2) включает всех студентов в режим самостоятельной работы, они учатся самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;
3) способствует развитию аналитического, критического и творческого мышления;
4) развивает важнейшие компетенции для современной жизни:
– способность брать на себя ответственность;
– участвовать в совместном принятии решения;
– регулировать конфликты ненасильственным путем;
– делать свой выбор;
– владеть устным и письменным общением [2: 444].
На занятиях татарского языка на неспециальных факультетах мы часто работаем по проектной технологии. Целесообразно изучение темы «Республика Татарстан, ее экономические, политические и культурные связи с другими регионами и странами» по проектной технологии, так как эта тема очень обширна. На первом этапе группа делится на подгруппы и каждой их них дается отдельная тема, исходя из программного материала. Например, «Культура Татарстана», «Экономика Татарстана», «Государственные символы Татарстана» и т.д. Каждая группа знакомится с теоретическим материалом, проделывает практическую часть и составляет презентацию на свою тему. На итоговом уроке каждая подгруппа защищает свою тему, где каждый участник выполняет свою отведенному ему работу.
Таким образом, проектная технология дает студенту возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, достигнутая на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод крылатым выражением: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Эти слова стали нашим педагогическим девизом. «Ветер перемен» коснулся и образования. В эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства формируется новый тип мышления, меняются требования к личности. Соответственно меняется и учебно-воспитательный процесс. Современному ученику, и тем более студенту, уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации являются учебники и учитель. Преподаватель сможет решить эту задачу, используя в своей педагогической деятельности инновационные технологии, каждый из которых несет в себе огромный потенциал.
Библиографическая ссылка
Харисова Г.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 565-568;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35316 (дата обращения: 22.11.2024).