На современном этапе развития Российской системы образования обширно разрабатываются и реализуются современные образовательные технологии. Для достижения высокого уровня функционирования данных технологий, необходимо учитывать характерные особенности каждого региона. Республика Саха (Якутия) является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации, в котором утверждены два государственных языка (язык саха, русский язык). В связи с этим система образования республики является билингвальной (двуязычной).
По данным Министерства образования Республики Саха (Якутия) в 2014–2015 учебном году в Якутии функционируют 649 общеобразовательных учреждений, обеспечивающих вариативность образования для 133 774 обучающихся. Из них по Федеральному государственному образовательному стандарту всего обучаются 59,1 тысячи учащихся, что составляет 44,3 % от общего количества школьников республики. В 160 школах по ФГОС основного общего образования в пилотном режиме обучаются 7 тыс. детей. На фоне внедрения ФГОС образовательная среда республики динамично развивается, и стоит задача проектирования педагогической технологии, обеспечивающей качество обучения в условиях функционирования двух государственных языков.
В период с 2012 по 2014 гг. Институтом национальных школ РС (Я) было проведено исследование особенностей организации билингвального образовательного процесса в общеобразовательных организациях. На основе результатов исследования была разработана модель формирования сбалансированного двуязычия с учетом социокультурной среды и организации билингвального образовательного процесса в начальной и основной школе. Данная модель послужила основанием для проектирования дидактической модели педагогической системы, обеспечивающей формирование метапредметных и предметных компетенций в условиях билингвального обучения.
Как отмечает Г.К. Селевко, понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология, частнопредметная педагогическая технология, локальная технология [4]. Понятие «педагогическая технология» мы будем употреблять на общепедагогическом уровне. Как и педагогическая система, она является совокупностью целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритмов деятельности участников образовательного процесса. Система билингвального образования также является педагогической системой, компоненты которой направлены на достижение образовательных целей и формирование сбалансированного двуязычия и диктуют алгоритм реализации педагогической технологии билингвального обучения в общеобразовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения. Далее изобразим модель технологии билингвального обучения на схеме (рис. 1).
Транспозиция языковой (лингвистической) компетенции с родного языка учащихся на русский язык является обязательным условием для перехода на билингвальное обучение и лежит в основе формирования метапредметной компетенции. В данной системе языковая компетенция формируется на родном и русском языке. В психолого-педагогических условиях, соответствующих билингвальной образовательной среде, языковая компетенция формируется посредством учебных предметов «Родной язык», «Русский язык» при освоении основных видов речевой деятельности. Кроме того, данная компетенция совершенствуется на материале других предметных знаний, например, при обучении математике. Обобщение материалов исследований специалистов в области билингвального образования и наших исследований приводит к выводу о том, что обучение родному языку лежит в основе обучения на билингвальной основе, далее билингвального типа обучения и билингвального образования в целом, где обучение родному языку является ядром системы билингвального образования [1, 3, 5]. Сказанные выше рассуждения отобразим на схеме (рис. 2).
Рис. 2. Система билингвального образования
Мы считаем, что необходимо уделить особое значение изучению и развитию родного языка, его взаимодействию с другими учебными предметами. На рис. 3 представим дидактическую модель обучения родному языку с учетом формирования метапредметных умений в условиях билингвального образования.
Рис. 3. Дидактическая модель обучения родному языку с учетом формирования метапредметных умений в условиях билингвального образования