Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованный процесс формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья способен предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала социального развития общества, а для значительной части лиц с инвалидностью обеспечить возможность включения в общественную жизнь (интеграция) на различных этапах возрастного развития.
Для успешного формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья важной становится разработка педагогических и организационных условий включения будущих педагогов и родителей в реализацию модели формирования толерантного отношения к лицам данной категории. Практическое воплощение данного условия было осуществлено Региональной общественной организацией инвалидов «Сильные Активные Молодые Инвалиды» (Москва, Россия), которая разработала пилотную программу дисциплины по выбору: «Формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью», успешно реализованную в тестовом режиме с февраля по май 2015 г. в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова. В обучающих мероприятиях приняли участие 23 студента и трое преподавателей с инвалидностью.
Актуальность разработки учебной программы. Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет и потребности социального заказа: необходимость междисциплинарного, межведомственного и комплексного подхода к решению проблем здоровья, развития и воспитания, обучения и социализации детей и взрослых с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает в том числе, формирование толерантного социального окружения, подчинения его новым целям общества без барьеров и включение в него всех людей, для чего необходимо: повышение информированности будущих педагогов, студентов организаций высшего образования о правовых, социальных, психолого-педагогических аспектах инвалидности; включение в содержание высшего образования информации о правах, потребностях и проблемах людей с инвалидностью способствует формированию позитивного подхода к инвалидности среди обучающихся; создание условий для формирования и развития устойчивой коммуникации между педагогическими работниками, представителями общественных объединений и специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов и др., осуществляющими комплексное сопровождение лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и их семей, реализующих услуги по лечению, реабилитации, социальной и правовой защите населения; введение учебного курса, направленного на совершенствование представлений у будущих педагогов, студентов об инвалидности, способствует формированию органов студенческого самоуправления, общественных объединений волонтеров-тьюторов из числа студентов для оказания повседневной помощи лицам с инвалидностью в процессе совместного обучения и жизнедеятельности (помочь открыть дверь, преодолеть порог и т.п.); установление партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, общественными объединениями инвалидов.
Цель учебной программы: теоретическое обоснование, разработка и внедрение модели процесса формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Объект учебной программы: процесс формирования профессиональных компетенций, знаний и навыков у будущих работников сферы образования, здравоохранения и социальной защиты в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при их комплексном сопровождении.
Предмет учебной программы: содержание учебного курса, обеспечивающего овладение обучающимися профессиональными компетенциями, знаниями и навыками в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Задачи учебной программы: овладение обучающимися представлениями об основах законодательства Российской Федерации в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; овладение обучающимися профессиональными компетенциями в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; овладение обучающимися содержанием и технологиями формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Научная новизна и практическая значимость разработки учебной программы обусловлены острой необходимостью в подготовке будущих специалистов к процессу формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Методология разработки на основе определения общеметодологических и конкретно-научных подходов. Начиная с 90-х годов XX века целью государственной социальной политики в области инвалидности является создание общества, открытого и доступного для всех. Существующие в настоящее время определенные социальные «болевые точки», такие как неготовность образовательных организаций высшего образования к приему лиц с инвалидностью для осуществления инклюзивного образования; отсутствие преемственности в психолого-педагогическом сопровождении и трудоустройстве после обучения; трудности в реализации безбарьерного досугового общения существенно препятствуют формированию нравственно-психологической основы для построения гуманного и толерантного современного общества.
В связи с принятием и внедрением в России модели инклюзивного образования в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования, активно проводится поиск адекватной модели социальной политики, включающей комплекс мер по адаптации, культурной трансформации общества и установлению равенства всех членов общества, независимо от ограничений по здоровью, возрасту. Действующая в образовательном процессе система психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью, заимствуя опыт некоторых западных стран, опирается на отечественные теории о создании общества, предоставляющего равные права для всех, возникшие на протяжении XX–ХХI века (С.В. Алехина, И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко, О.Н. Смолин, Е.А. Ямбург и др.). Однако изучение практики процесса формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья позволяет прийти к выводу о ее ограниченной роли в системе образования в современной России. Инклюзивное (включающее) образование предполагает развитие системы общего образования, доступного для всех, приспособленного к различным образовательным потребностям обучающихся и обеспечивающего равные возможности для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Совместное обучение охватывает глубокие социальные процессы современной образовательной организации: создается правовая, идеологическая, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого обучающегося. Такую среду можно организовать лишь при тесном взаимодействии различных категорий обучающихся, всех участников образовательного процесса. Идея инклюзивного образования заключается в том, что многообразие потребностей обучающихся лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья требует создания такой образовательной среды, которая не имеет ограничений («безбарьерная среда»). В организациях, реализующих модель инклюзивного образования необходимо создать благоприятные условия для всех обучающихся, а не только для лиц с инвалидностью, где все обучающиеся обеспечены поддержкой, позволяющей им быть успешнее, ощущать комфорт, безопасность и заботу [2; 3].
Основная проблема функционирования инклюзивного образования связана с тем, что образовательная организация, будучи социальным институтом, ориентирована на обучающихся, способных к усвоению нового учебного материала в темпе, предусмотренном Федеральными государственными образовательными стандартами, в условиях фронтального обучения. Общее образование, опирающееся на традиционную модель обучения, консервативную концепцию, заключающуюся в создании однородных по возрасту, степени подготовки, успешности учебных групп, с установкой нормативного оценивания учения и межличностного сравнения, создает затруднения в реализации идеи инклюзивного образования [4]. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования установлены требования к личностным качествам обучающихся, включающим «уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать».
Уже на начальных этапах развития инклюзивного образования обращает на себя внимание неготовность обычных обучающихся к общению с лицами с особыми образовательными потребностями, наличие психологических барьеров и негативных стереотипов, среди которых страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, нежелание изменяться, психологическая неготовность к взаимодействию с «особыми» людьми [1]. Для преодоления подобных отрицательных явлений обучающиеся нуждаются в получении специализированной информации от представителей общественных объединений инвалидов, специалистов в области дефектологии, коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Известны негативные причины, препятствующие совместному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников – это:
1) психологическая и методическая неготовность педагогов, не владеющих специальными знаниями о причинах возникающих нарушений и путях их преодоления, отсутствие представлений о характере коррекционно-развивающего образовательного процесса;
2) отсутствие необходимого материально-технического оснащения (звукоусиливающая аппаратура, тифлотехника, приспособления, рабочие учебные места для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, облегчающие мобильность таких обучающихся, лаборатории, производственные мастерские, обеспечивающие профильную профессионально-трудовую подготовку);
3) отсутствие в образовательных организациях адаптированных основных образовательных программ;
4) отсутствие специальных требований к организации образовательного процесса;
5) психологическая неготовность обычных обучающихся к принятию и совместной деятельности с обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Последняя причина является ключевой, поскольку коллективное взаимодействие выступает в роли ведущего фактора успешной социализации всех обучающихся. Данное положение обосновывает проведение специальной работы по формированию у всех обучающихся ценностного отношения к инвалидности и отклонениям в развитии в виде терпимости и толерантности. Работа в данном направлении проводится уже несколько лет Е.А. Ямбургом в школе № 109 города Москвы, который утверждает, что чем раньше у детей будет возможность сотрудничать между собой (младший, старший дошкольный возраст), тем успешнее формирование толерантности к наиболее негативно воспринимаемым обществом лицам с инвалидностью и отклонениями в развитии [5].
Установление гуманных межличностных отношений в коллективе обучающихся способствует развитию толерантности обучающихся по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Ратификация Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006) обусловливает необходимость воспитания восприимчивости к правам инвалидов; поощрение позитивных представлений об инвалидах и более глубокое понимание их обществом; воспитание у всех обучающихся, начиная с раннего возраста, почтительного отношения к инвалидам; создание воспитательных и ознакомительных программ, посвященных правам инвалидов. Данное положение обосновывает введение специального учебного курса и организации внеучебной работы по формированию у обучающихся ценностного отношения к инвалидности и отклонениям в развитии в виде терпимости и толерантности. Чем раньше у детей будет возможность сотрудничать между собой (младший, старший дошкольный возраст), тем успешнее формирование толерантности к лицам с инвалидностью и отклонениями в развитии.
Создание атмосферы взаимопомощи, понимания проблем сверстников с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, ответственности, готовности практического применения приобретенных правовых понятий и представлений в реальных ситуациях взаимодействия, ненавязчивой шефской помощи способствует достижению наиболее значимых результатов в формировании толерантного отношения к лицам с инвалидностью. Накануне проходивших в Сочи Паралимпийских игр, одним из наследий которых стало создание безбарьерной среды, распространяемой на всей территории России, с обучающимися-волонтерами обсуждались различные проблемные ситуации взаимодействия с лицами с инвалидностью, разыгрывались ролевые игры о возможных вариантах действий волонтеров в рамках Паралимпийских игр. Модель формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью позволяет значительно снизить степень социальной напряженности в коллективе обучающихся, достичь максимально возможного для обучающегося уровня профессионального и личностного развития.
В содержание дисциплины по выбору «Формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», рассчитанной на 36 часов, вошли четыре темы.
Тема 1. Основы законодательства Российской Федерации в области образования и социальной защиты лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
1.1. Международные и государственные законодательные акты, регламентирующие толерантное отношение к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Конвенция о правах инвалидов. Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза. Закон об обязательном социальном страховании. Инклюзивное образование в России: понятия, цели проблемы. Трудоустройство инвалидов. Трудовой кодекс о защите прав инвалидов. Обустройство рабочего места для инвалидов. Динамика занятости инвалидов. Оплата труда инвалидов. Проблемы межличностного общения на работе. Квотирование рабочих мест.
1.2. Региональные законодательные акты в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Программы трудоустройства инвалидов. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Доступная среда. Основные направления организации доступной среды. Нормы и правила. Программа «Доступная среда». Реализация доступной среды.
1.3. Анализ нормативного обеспечения моделей обучающих мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Тема 2. Актуальные проблемы образования и социальной защиты лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Виды и формы инвалидности. Определение инвалидности. Инвалиды с физическими нарушениями. Инвалиды с ментальными нарушениями. Особенности различных видов инвалидности.
2.2. Реабилитация инвалидов. Сущность, понятие, основные виды. Роль педагогических и социальных работников в реабилитации инвалидов. Технические средства реабилитации инвалидов в России. Социально-культурная реабилитация инвалидов. Роль общественных организаций в реабилитации инвалидов. Арт-терапия как форма психологической реабилитации инвалидов. Спорт в системе реабилитации инвалидов.
2.3. Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни. Интеграция инвалидов через спорт. Методы физического воспитания инвалидов. Основные средства и формы физического воспитания инвалидов.
Тема 3. Современные технологии процесса формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
3.1. Особенности взаимоотношений с лицами с нарушениями слуха. Особенности взаимоотношений с лицами с нарушениями зрения. Культура межличностного общения. Становление современного стандарта межличностного общения. Нормы, правила и рекомендации межличностного общения. Национальные особенности межличностного общения в России.
3.2. Особенности взаимоотношений с лицами с нарушениями двигательной сферы. Особенности взаимоотношений с лицами со сложными недостатками развития.
3.3. Особенности взаимоотношений с лицами с ментальными нарушениями. Особенности взаимоотношений с лицами с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Особенности взаимоотношений с лицами с нарушениями речевого развития.
Тема 4. Современные модели формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
4.1. Цели, задачи, организационные и теоретико-методологические основы модели формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и к их семьям.
4.2. Цели, задачи и содержание комплексной модели помощи лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Модель формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в паре «мать – ребенок».
4.3. Программа формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и к их семьям.
Библиографическая ссылка
Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев В.М. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЦАМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 492-496;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35300 (дата обращения: 22.11.2024).