Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Вишнева Е.М. 1 Евсина М.Г. 1 Богословская Л.В. 1 Кутепов С.М. 1
1 ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Формирование эффективного клинического мышления и практических навыков является важной и актуальной проблемой как в процессе обучения студентов медицинских специальностей, так и в рамках формирования профессионального опыта на рабочем месте молодых специалистов. Обучение на лечебно-профилактическом факультете предполагает не только освоение студентом теоретических знаний, но и умение работать руками, общаться с пациентом, клинически мыслить. При прохождении производственной практики основная цель – это самостоятельная работа студента, что способствует овладению культурой мышления, способности в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций. В связи с этим необходимо особое внимание уделять практическим навыкам и умениям студентов.
клиническое мышление
производственная практика
практические навыки
1. Ангеловский А.А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) / А.А. Ангеловский // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. – С. 7–13.
2. Артамонов Р.Г. О клиническом мышлении [Электронный ресурс]. / Р.Г. Артамонов. // Medreferat.ru. – Режим доступа: http://medreferat.ru/referat/new/9999/2154?phrase_id=421571.
3. Бащинский С.Е. Клиническое мышление и наука [Электронный ресурс]. О необходимости научно-обоснованной медицинской практики./ С.Е.Бащинский // Источник: Evidence-Based Medicine и Международный журнал медицинской практики. – Режим доступа: Медицинская информационная сеть. http://medicinform.net/gyn/gyn_spec5.htm.
4. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие для системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских и фармацевтических вузов / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко». – Воронеж, 2011. (2-е изд.) – 483 с.
5. Назифуллин В.Л., Насретдинова Л.М., Аглямова Д.В. Профессиональная адаптация студентов в условиях производственной практики – составляющая профессионализма будущих медицинских работников / В.Л. Назифуллин, Л.М. Насретдинова, Д.В. Аглямова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – № 5–2. – С. 376–377.

Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации медицинской деятельности. В этих условиях на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к процессу производства. Решить все эти вопросы можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития системы образования в подготовке будущих специалистов.

Необходимость повышения качества подготовки врачей приобретает все большую актуальность в современной жизни. Немаловажным является формирование с первых лет обучения способности собирать клинические сведения, анализировать их, синтезировать полученные сведения в виде нового знания: синдромного и нозологического диагноза, прогноза, построения плана индивидуального лечения. Формирование данной способности требует не только достаточного объема знаний, но и определенного практического опыта, который начинает приобретаться в процессе курации пациентов в условиях учебного заведения в рамках производственной практики и продолжается в процессе всей последующей профессиональной деятельности [1].

Качество подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования находится в прямой зависимости от глубины полученных учащимися знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков, полученных знаний в процессе производственного обучения и производственной практики, в том числе на предприятиях. Клинические базы, в свою очередь, играют одну из главных ролей в подготовке и быстрой адаптации студентов-специалистов. В настоящее время мы все больше сталкиваемся с такой проблемой, что в больницах предпочтение отдается работникам, имеющим опыт работ, нежели новоиспеченным студентам, имеющим усовершенствованные знания, но, к сожалению, не умеющим применять их на практике.

При вступлении молодежи на рынок труда сложились особенно жесткие условия в связи с ее низкой конкурентоспособностью. Это обусловлено действием следующих факторов: недостатком профессиональных знаний, умений и навыков; необходимостью предоставления молодым людям дополнительных льгот; трудовой нестабильностью молодежи, несоответствием психологических, мыслительных, поведенческих качеств студентов требованиям, предъявляемым к молодым специалистам. Все это создает молодым людям (будущим специалистам) значительные трудности. Повысились, причем значительно, профессиональные требования к кандидатам на вакантные должности. Кроме того, существующая система образования не отвечает современным требованиям, что значительно уменьшает шансы трудоустройства выпускников вузов на престижные вакансии, оставляя для них рабочие места, не соответствующие полученному высшему образованию.

Важной формой в подготовке и становлении будущего врача являются учебная и производственная практики, призванные обеспечить формирование практических навыков работы будущих специалистов, закрепить полученные в университете теоретические знания.

В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере производства. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения. Они имеют возможность активно включиться в целостный процесс. А также учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса. Способность собирать информацию о больном, анализировать ее, проводить медицинскую диагностику, планировать лечебно-профилактические мероприятия традиционно обозначается как клиническое мышление. Клиническое мышление – это «профессиональное, творческое решение вопросов диагностики, лечения и определения прогноза болезни у данного больного на основе знания, опыта и врачебной интуиции» [2, 3].

Основной алгоритм практической реализации клинического мышления состоит в изучении симптомов заболеваний на первом этапе (сбор жалоб, анамнеза и физикальное обследование); предварительном заключении о сущности патологии, заболевания в конкретной ситуации; назначении диагностических тестов для верификации и уточнения диагноза; интерпретации всех полученных фактов в виде развернутого клинического диагноза и прогноза; планирование лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий [4].

Специалист, выходящий из стен вуза, должен быть хорошо подготовлен к работе. Именно производственная практика, позволяющая студенту непосредственный контакт с пациентом, медицинской документацией, и возможность выполнения манипуляций под руководством врача способствуют формированию первого врачебного опыта [5].

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

? обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных ситуационных задач; формирование навыков, умений;

? развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления; коммуникативные и психологические способности;

? воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;

? диагностическую – проверка уровня профессиональной подготовки. Он должен быть достаточно компетентный, знающий, уметь применять на практике полученные знания.

Летняя производственная практика 2014–2015 учебного года «Помощник врача стационара» 4 курса лечебно-профилактического факультета УГМУ проходила в 2 потока в период с 30.07 2015 по 29.08.2015 г. Всего производственную практику проходили 202 студента (20 групп): в 1 потоке 103 студента (из них 60 – помощник врача терапевтического стационара, 73 – помощник врача хирургического стационара, 76 – помощник врача акушерско-гинекологического стационара); во 2 потоке – 94 студента (55 – помощник врача терапевтического стационара, 67 – помощник врача хирургического стационара, 65 – помощник врача акушерско-гинекологического стационара). Часть студентов проходила производственную практику по 2 видам. 100 % студентов были допущены к практике по результатам медосмотра.

Производственная практика ЛПФ проходила на нескольких базах: ГКБ № 40, ГКБ № 27, ЦГБ № 1. Явка студентов и дисциплина во время прохождения практики не вызывала нареканий у преподавателей. Студенты были прикреплены к лечащим врачам отделений преподавателями, ежедневно курировались преподавателями. Еженедельно проводились семинары, в рамках которых обсуждались вопросы ведения первичной документации, тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами заболеваний, современные рекомендации.

Особенное внимание уделялось освоению студентами практических навыков обследования пациентов, формированию коммуникативных навыков. Студенты выполняли задания по санитарно-просветительской работе среди пациентов: беседы с пациентами в отделениях по подготовленным и заверенным руководителем практики материалам, самостоятельно разрабатывали и тиражировали листовки-брошюры для раздачи пациентам (диеты, правила послеоперационного поведения, общую информацию о заболеваниях и т.д.). Помимо практических работ, уделялось внимание и учебно-исследовательской работе студентов: проводились научно-практические конференции; студенты решали ситуационные задачи, создавали стенгазеты, учебные презентации.

По итогам прохождения практики средний балл составил 90,15 при максимальном – 100. При этом результат первичной сдачи зачета составил 92 %, а 56 % студентов были аттестованы в режиме «автомат» по результатам набранной сумы баллов.

Для сравнения, средний балл по факультетской терапии на этом же курсе в 2014–2015 учебном году с учетом экзамена составил 62,8 при максимальном 100. Первичный допуск к экзамену получил 91 % студентов, а неудовлетворительную оценку при первой сдаче 25 %.

Возможно, такие различия были связаны с различной степенью вовлеченности студентов в практическую работу с больными на занятиях и производственной практике, а именно практическая работа вызывает у студентов живой интерес.

Так, по результатам анкетирования студентов при прохождении производственной практики большинство из них высказали удовлетворенность и ее организацией, и доступностью информации, и работой в клинических отделениях, и возможностью приобретения практических навыков, и общением с руководителями практики (табл. 1). Довольно высоко оценили студенты и степень своей готовности к выполнению освоенных манипуляций. Удовлетворительно оценена работа с муляжами, поскольку она доступна не во всех отделениях (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов по качеству проведения производственной практики

Условия

Средний балл

Организация производственной практики

4,1

Достаточность и доступность информации в пособии по практике представлена

4,3

Работа в отделении понравилась

3,9

Дополнительное использование муляжей, фантомов на практике

3,2

В ходе практики умениями и навыками Вы овладели

4,2

Степень Вашей готовности к самостоятельной работе

4,1

Личностное общение с базовым руководителем

4,5

При этом основная масса студентов (49 %) оценила прохождение практики на отлично.

Часть студентов проходили практику в больницах по месту жительства (11 %, 45 студентов). Результаты анкетирования врачей оказались весьма положительными (табл. 2). При прохождении производственной практики на местах документация, подготовленная студентами, соответствовала всем требованиям.

Таблица 2

Результаты анкетирования врачей отделений клинических баз производственной практики

Условия

Средний балл

Уровень активности и инициативности студентов

4,5

Теоретическая подготовка студентов

4,5

Практическая помощь студентов в работе отделения

4,75

Студенты общаются с коллегами

4,75

Студенты общаются с пациентами

5,0

Врачи ЛПУ активно помогали студентам в проведении производственной практики. Большая благодарность всему коллективу акушерско-гинекологической службы ГКБ № 40. Студентам понравилось прохождение практики в Областном перинатальном центре и 2 акушерском стационаре Городского перинатального центра. В рамках производственной практики проводились осмотры «трудных» больных со студентами с обсуждением тактики ведения пациентов.

Оценка руководителей практики от лечебных учреждений, которые являются потенциальными работодателями наших выпускников, профессиональной подготовки студентов в условиях реальных рабочих мест медицинских работников достаточно высока. Именно руководители практики студентов – профессионалы активно формируют систему знаний о содержании деятельности по их специальности, способах и методах ее осуществления, а также помогают практикантам получить практический опыт.

Преподаватель должен уметь раскрыть содержание учебного плана и взаимосвязь всех учебных занятий в вузе, учебной и производственной практики, показать роль практики в формировании мировоззрения современного специалиста; ознакомить студентов с их правами и обязанностями, правилами внутреннего распорядка больницы; дать студентам рекомендации об их участии в семинарских и практических занятиях; изложить основы работоспособности, режима самостоятельной работы и отдыха; ознакомить студентов с основными правовыми вопросами их будущей деятельности. Студенческие годы – это период, когда особенно интенсивно, как бы ускоренными темпами, происходит развитие и воспитание, становление личности, профессиональная подготовка будущих специалистов. Это период для развития интеллекта, пересмотра и обработки системы ценностей, укрепления здоровья и физических сил. Преподаватели, работающие в вузе, должны хорошо представлять себе особенности и возможности данного периода в жизни студентов, в их профессиональном и гражданском становлении, а также свою роль в этих процессах, в частности, в решении задач производственной практики. Важно поддерживать инициативу студентов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что правильная организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

Заключение

Основной задачей образовательной системы должно являться предоставление обучающимся ситуаций, способствующих формированию не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Поскольку формирование врачебных компетенций связано не только с приобретением знаний, но формированием сочетанных навыков: коммуникативных, аналитических, навыков обследования пациента, способности принять решение в сложной ситуации, следует уделять производственной практике не меньшее внимание, чем обучению в семестре. Производственная практика дает обучающимся возможность применить весь комплекс полученных знаний, умений и навыков в профессиональной обстановке, а значит, оценить свой уровень профессиональной готовности к работе.

Применение знаний на практике, контакт с пациентами и возможность выполнения манипуляций формируют у студентов чувство сопричастности с профессиональным сообществом, что повышает их интерес к изучению теоретического материала. Заинтересованность студентов в практической работе следует использовать при организации обучения на кафедрах при подготовке специалистов по специальности «Лечебное дело».


Библиографическая ссылка

Вишнева Е.М., Евсина М.Г., Богословская Л.В., Кутепов С.М. РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 480-483;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35297 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674