Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Афанасьева К.С. 1 Баранова О.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Патриотическое воспитание становится приоритетным направлением в современной начальной школе. В работе рассматривается возможность формирования патриотизма учащихся начальных классов в региональном аспекте, в частности на уроках кубановедения. Определены направления формирования патриотизма на уроках кубановедения: учебно-просветительское, научное, социальное, воспитательное. Показана возможность формирования патриотизма учащихся начальных классов по параметрам: эмоционально-чувственный, мотивационно-потребностный, поведенческо-волевой, понятийный компоненты. Описаны диагностические методики для определения сформированности патриотизма младших школьников по обозначенным параметрам. Предложены и структурированы средства формирования патриотизма на уроках кубановедения, разработан комплекс средств формирования патриотизма, включающий темы уроков кубановедения, планируемые результаты, формируемые компоненты патриотизма и воспитательные результаты. Воспитательные результаты рассмотрены на трёх уровнях формирования. В статье представлены фрагменты разработанного комплекса средств формирования патриотизма младших школьников на уроках кубановедения.
формирование патриотизма
компоненты патриотизма
комплекс средств
кубановедение
начальная школа
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы http://www.gospatriotprogramma.ru/
2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: практ. пособие для учителей и классных руководителей, студ. средних и высших пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина. – Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 2001.
3. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 2003. – 512 с.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
5. Харламов И.Ф. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Актуальность исследования обусловлена приоритетностью патриотического направления в воспитательной работе современной начальной школы в соответствии с принятой государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [1]. В педагогической практике недостаточно изучен вопрос возможностей использования региональных образовательных программ, в частности, возможностей курса «Кубановедение» для воспитания патриотизма у учащихся младшего школьного возраста. Проблема исследования заключается в противоречии между потребностями социума и практики воспитания патриотизма, начиная с младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью педагогических средств, которые обеспечивают формирование патриотизма младших школьников в региональном аспекте.

Цель исследования

Целью проведённого исследования стало выявление средств формирования патриотизма младших школьников, разработка и экспериментальное апробирование комплекса средств формирования патриотизма младших школьников на уроках кубановедения.

Материалы и методы исследования

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что, если на уроках кубановедения будет целенаправленно и систематически реализовываться комплекс средств формирования патриотизма младших школьников, то, возможно, это будет способствовать положительной динамике формирования патриотизма учащихся начальных классов по параметрам: эмоционально-чувственный, мотивационно-потребностный, поведенческо-волевой, понятийный компоненты, применялись следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические – естественный педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование; методы математической обработки результатов исследования.

Анкетирование, направленное на выявление уровня патриотизма у младших школьников, проводилось по двум диагностическим методикам:

1) «Я – патриот» (для выявления уровня проявления интереса младших школьников к «малой Родине» и ее истории, частоты проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности (определение уровня патриотизма по мотивационно-потребностному критерию) и для выявления уровня овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой Родине» (определение уровня патриотизма по поведенческо-волевому компоненту);

2) «Мое отношение к малой Родине» (для выявления сформированности патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой Родине» (определение уровня сформированности патриотизма по эмоционально-чувственному компоненту)).

Кроме того, для выявления сформированности понятийного компонента патриотизма у младших школьников применялся тест, направленный на выявление уровня представлений учащихся начальной школы о качествах человека, которые характеризуют чувство патриотизма.

Результаты исследования и их обсуждение

В теоретической части исследования было рассмотрено понятие «средство», данное различными авторами, описана классификация средств в педагогике. В рамках данного исследования мы придерживались понимания педагогического средства в трактовке П.И. Пидкасистого: «Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний» [4]. Также было рассмотрено понятие «патриотизм» в трактовке разных авторов, описаны задачи формирования патриотизма у младших школьников. В рамках данного исследования мы опирались на определение патриотизма, данное Ф.И. Харламовым: «Патриотизм – это взаимосвязанная совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающая любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними» [5].

Были описаны и проанализированы основные содержательные линии предмета «Кубановедение»: «Береги землю родимую как мать любимую», «Земля отцов – моя земля», «Жизнь дана на добрые дела». Также в исследовании были определены особенности данного учебного курса: ярко выраженный интегративный характер; соединение знаний об истории и природе в обществе; предоставление возможности ученику получить представление о географических, исторических, культурологических особенностях Краснодарского края. Были описаны задачи, которые призвана решать данная учебная дисциплина: воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия своего края; развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира; формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ученика, толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий. Были выявлены и описаны ценностные ориентиры курса «Кубановедения»: нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию народа; активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивное изменение окружающего мира; труд и творчество как отличительные черты духовной и нравственной личности; семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. Также были описаны воспитательные результаты и условия их достижения на трех уровнях в рамках данного курса. Первый уровень направлен на приобретение учащимися социальных знаний: о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; об основных исторических событиях, памятных местах; персоналиях; о природных, климатических условиях Краснодарского края; об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани (на этом уровне особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми – учителями, родителями – как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта: предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию). Второй уровень предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию (на этом уровне особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ученик получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень предусматривает получение обучающимися самостоятельного опыта изучения своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе (на этом уровне имеет значение взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, открытой общественной среде).

Были определены направления формирования патриотизма: учебно-просветительское (расширение кругозора ученика, формирование у него познавательного интереса), научное (расширение знаний об окружающем мире и о самом себе), социальное (социализация учеников в современной среде Краснодарского края), воспитательное (формирование гражданской позиции и патриотизма). На основе проделанной работы выявлен большой потенциал для формирования патриотизма у младших школьников средствами курса «Кубановедение».

На констатирующем этапе эксперимента был определен уровень патриотизма младших школьников с помощью анкетирования и тестирования по следующим критериям: эмоционально-чувственный, мотивационно-потребностный, поведенческо-волевой, понятийный. Данные, полученные в ходе анкетирования и тестирования учащихся, показали необходимость целенаправленного педагогического влияния на процесс формирования чувства патриотизма младших школьников, что послужило основой для организации комплексной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников на уроках кубановедения.

На формирующем этапе эксперимента были определены компоненты патриотизма: эмоционально-чувственный, мотивационно-потребностный, поведенческо-волевой, понятийный компоненты; обосновано их содержательное наполнение, включающее основные качества патриотизма: любовь к Родине, труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и традициям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины. Все перечисленные качества были структурированы в соответствии с компонентами, предлагаемыми диагностической методикой Е.В. Федотовой, а именно: эмоционально-чувственный компонент – это любовь к Родине; любовь к родным местам, мотивационно-потребностный компонент – это бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; уважение и следование семейным традициям и ценностям, поведенческо-волевой компонент включает активный труд на благо Родины; следование и умножение трудовых традиций народа; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее воинскую храбрость, мужество и самоотверженность), понятийный компонент – это уровень сформированности представлений о моральных качествах, которые включает в себя патриотизм.

Выявлены и структурированы средства формирования патриотизма в рамках учебного курса «Кубановедение». На уровне урока можно выделить такие идеальные (по классификации В.И. Смирнова [3] и С.В. Кульневича [2]) средства, как нетрадиционные формы проведения уроков – урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина, урок-игра; на уровне учебного предмета – спортивно-массовые мероприятия, уроки-экскурсии; на уровне всего процесса образования – поисково-исследовательская работа (создание стелы памяти), шефская работа, работа с Советом ветеранов, создание кубанского уголка.

Был разработан комплекс средств формирования патриотизма младших школьников на уроках кубановедения в соответствии с темой урока, планируемыми результатами, формируемыми компонентами патриотизма и воспитательными результатами.

Приведем фрагмент разработанного комплекса средств формирования патриотизма на уроках кубановедения в начальной школе.

Тема урока: «Край, в котором я живу».

Планируемые результаты: формирование основ российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре.

Средства формирования патриотизма: идеальные средства – нетрадиционная форма урока (урок-экскурсия), материальные средства – (компьютер, проектор, электронная презентация, учебник, рабочая тетрадь).

Формируемые компоненты: эмоционально-чувственный компонент (любовь к Родине; привязанность и любовь к родным местам).

Воспитательные результаты первого уровня: приобретение учащимися социальных знаний о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; о природных климатических условиях Краснодарского края; об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.

Тема урока: «Промыслы и ремёсла на Кубани».

Планируемые результаты: осознание свое этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Средства формирования патриотизма: идеальные средства – нетрадиционная форма урока (урок-путешествие), организационно-координирующая деятельность учителя; материальные средства – компьютер, проектор, электронная презентация, изделия кубанских ремесленников, произведения устного народного творчества.

Формируемые компоненты: поведенческо-волевой компонент (активный труд на благо Родины)

Воспитательные результаты второго уровня: получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию.

Разработанный и экспериментально апробированный комплекс содержит 15 разработанных занятий по формированию патриотизма младших школьников на уроках кубановедения.

На контрольном этапе эксперимента диагностика показала положительную динамику формирования патриотизма учащихся экспериментального класса по всем обозначенным параметрам: эмоционально-чувственный компонент, мотивационно-потребностный компонент, поведенческо-волевой компонент, понятийный компоненты.

Выводы

1. Формирование патриотизма младших школьников осуществляется по параметрам: эмоционально-чувственный (любовь к Родине; любовь к родным местам), мотивационно-потребностный (бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; уважение и следование семейным традициям и ценностям), поведенческо-волевой (активный труд на благо Родины; следование и умножение трудовых традиций народа; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее воинскую храбрость, мужество и самоотверженность), понятийный (уровень сформированности представлений о моральных качествах, которые включает в себя патриотизм) компоненты.

2. Комплекс средств формирования патриотизма младших школьников составлен в соответствии с темой урока кубановедения, планируемыми результатами, формируемыми компонентами патриотизма и воспитательными результатами и содержит следующие элементы: нетрадиционные формы уроков, олимпиады, конкурсы, поисково-исследовательская работа (создание стелы памяти), работа с Советом ветеранов, шефская работа, создание кубанского уголка.

3. Разработанный комплекс средств способствует положительной динамике уровня формирования патриотизма младших школьников на уроках кубановедения по параметрам: эмоционально-чувственный, мотивационно-потребностный, поведенческо-волевой, понятийный компоненты.


Библиографическая ссылка

Афанасьева К.С., Баранова О.И. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 467-470;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35294 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674