Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Белошицкий А.В. 1 Мещеряков Д.В. 1 Фалилеев В.Ю. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Статья посвящена проблемным вопросам совершенствования образовательного процесса военного вуза, в условиях широкого применения средств информатизации и коммуникации. Высокая технологичность и динамичность современного информационного мира обуславливает противоречие между знаниями, полученными курсантами в информационно-образовательной среде военного вуза, о новейших информационно-коммуникационных технологиях и неопределенным сроком их применения в будущей военно-профессиональной деятельности. Пути разрешения противоречия актуализируют необходимость разработки теории и практики создания и оптимального использования учебно-методических и программно-технологических разработок, позволяющих оптимально применять их в информационно-образовательной среде военного вуза, в целях качественной подготовки будущих военных специалистов.
информационно-коммуникационные технологии
информационно-образовательная среда
организационно-педагогические условия
структура
подход
принципы
функции
1. Болотов В.А. / К вопросу об оценке качества инженерного образования / В.А. Болотов, Е.А. Карданова и др. // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 6. – С. 3–9.
2. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособ. Для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
3. Мещеряков Д.В. Реализация модели формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий, Д.В. Мещеряков // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т. 9, № 3.2. – С. 4–8.
4. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – М., 2012. – Режим доступа: www. garant.ru/ipo/prime.doc (дата обращения 10.11.2015).
5. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М. Магистр, 1997. – 224 с.

Интенсификация процесса информатизации современного общества, тенденции развития высшего военного образования обу словили новые требования к подготовке курсантов военного вуза, сконцентрированные на индивидуальной проектно-поисковой деятельности преподавателей и обучающихся с функциями эвристики, креативности, рефлексии, что обеспечит сокращение разрыва между развивающимися информационными технологиями и сложившейся практикой обучения в военном вузе.

Важнейшими компетенциями будущего офицера становятся: готовность осваивать новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); способность осуществлять поиск информации, анализировать и выделять ключевые положения, рефлексивно оценивать результаты своей деятельности и взаимодействия.

Информатизация образовательного процесса военного вуза направлена на обеспечение теории и практики создания и оптимального использования учебно-методических и программно-технологических разработок, позволяющих эффективно применять современные ИКТ в целях качественной подготовки военных специалистов.

Вопросы качества образования обсуждались на заседании Совета при Президенте по науке и образованию. Приоритетными направлениями определены оптимизация образовательного процесса и пути повышения эффективности подготовки специалистов [1].

Применение ИКТ в военном вузе позволяет повысить эффективность обучения будущих офицеров. Во-первых, за счет расширения доступа к глобальным информационным ресурсам. Во-вторых, за счет повышения самостоятельности курсантов при использовании электронных образовательных технологий.

Информационная среда, ее структура и содержание являются объектом исследования и проектирования (О.А. Козлов, И.В. Роберт, В.А. Ясвин и др.). Следует заметить, что однозначного определения понятия «информационная среда» до настоящего времени нет. Это обусловливается многообразием компонентов наполнения и неопределенностью границ содержания.

Рассматривая информационную среду во взаимодействии с образовательным процессом военного вуза, необходимо отметить их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность – единство целей и задач, принципы организации и управления, технологии проектирования, реализации и др. Целесо образным будет использовать интегрированное понятие – «информационно-образовательная среда».

Следовательно, целью статьи является раскрытие сущности, структуры и содержания информационно-образовательной среды (ИОС), научных принципов и подходов в ее построении и реализации в военном вузе.

Материалами для данной статьи послужили исследования отечественных и зарубежных ученых (С.Т. Атанасян, С.Г. Григорьев, И.Г. Захарова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына, Н. Вирт, Д. Грисс, П. Деннинг, Б. Хантер и др.).

Анализируя существующие определения информационно-образовательной среды (О.М. Бабанская, И.М. Осмоловская, И.В. Роберт и др.) и учитывая специфику военного вуза, под ИОС будем понимать целенаправленно созданную совокупность информационно-образовательных ресурсов и технологий их применения, обеспечивающих эффективное освоение обучающимися образовательных программ, формирование личностно-профессиональной компетентности для их дальнейшей успешной военно-профессиональной деятельности.

Актуальность создания ИОС в военном вузе задается не только потребностью свободного и оперативного доступа преподавателей и обучающихся к информационно-образовательным ресурсам, но и необходимостью реализации образовательной деятельности военного вуза [4].

Создание ИОС военного вуза позволит:

– повысить эффективность формирования личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров, как субъектов образовательного процесса обусловленной целями, мотивами и особенностями военно-профессиональной деятельности, связанной с выполнением воинского долга, представляющей собой совокупность личностных и профессиональных качеств, способность и готовность решать задачи военной службы в различных ситуациях на основе сформированных компетенций и жизненного опыта;

– разработать эффективные технологии обучения курсантов, гарантирующие высокий уровень учебной успешности;

– обеспечить качественную подготовку военных специалистов в сокращенные сроки обучения (по военному времени), а также в условиях интенсивной служебной деятельности;

– сформировать готовность и способность будущих офицеров к непрерывному образованию на весь период военно-профессиональной деятельности.

Структура ИОС включает организационный, технический и программный компоненты.

Организационный компонент содержит цели, задачи, механизмы реализации с функциями кадрового обеспечения и мониторинга. Важность организационного компонента обусловливается тем, что без разработанной стратегии развития ИОС дальнейшее ее совершенствование не представляется возможным в силу ограничений, накладываемых техническими и стоимостными показателями программного компонентов.

Технический компонент представлен множеством программно-аппаратных средств и систем.

Программный компонент – это комплекс программного обеспечения общего (Windows, Microsoft Office, Internet Explorer и др.) и частного назначения (МСВС 3.0 Linux МО РФ, ГИС «Карта 2011» и др.), применяемого для подготовки военных специалистов.

Понимая необходимость и важность создания ИОС в военном вузе, необходимо осуществлять профессионально-творческие подходы в разработке принципов управления и функционирования такой системы, обеспечить высокую профессиональную компетентность педагогического и инженерно-технического состава.

Вместе с тем следует заметить, что динамизм и высокая технологичность современного информационного мира будет непрерывно увеличивать разрыв между знаниями, полученными курсантами в военном вузе, о новейших ИКТ и их применением в будущей военно-профессиональной деятельности.

Проблемными вопросами развития ИОС в военном вузе являются:

– отсутствие системности в проектировании ИОС военного вуза;

– неразработанность единых правил, методик применения ИКТ;

– в отдельных случаях недостаточная оснащенность и отсутствие компетентных специалистов по эксплуатации программно-аппаратных средств и систем;

– недостаточность профессиональных интернет-сообществ, перенасыщенность интернет-ресурсов сайтами, не имеющих учебно-методической и научной направленности;

– ограничения использования курсантами и преподавателями интернет-ресурсов (в соответствии с требованиями ФЗ РФ «О государственной тайне»).

При этом для эффективного применения ИКТ в подготовке военных специалистов необходимо разработать методологические основы их реализации в ИОС военного вуза, определить принципы реализации, выявить условия (организационные, технические, педагогические и др.) эффективного применения.

Ведущими принципами построения ИОС военного вуза выступают диверсификация, функциональность, комплексность, полисубъектность.

Принцип диверсификации ИОС предполагает полинаправленность, вариативность развития и функционирования образовательного процесса военного вуза, расширения его внутренней структуры на основе многообразия реализуемых образовательных программ.

Принципы функциональности и комплексности определяют содержание всех информационных ресурсов и технологий их применения, позволяющих осуществлять целостное информационное обеспечение учебно-методических и научных направлений деятельности военного вуза по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также адъюнктуры и докторантуры.

Полисубъектность ИОС направлена на удовлетворение потребностей обучающихся, преподавателей и командиров в информационных ресурсах их доступности и простоты использования.

ИОС военного вуза реализует следующие функции:

1. Познавательная функция – получение новой информации о закономерностях и тенденциях развития науки, ее взаимосвязи с практикой образования, о методах оценки качества результатов исследовательской работы, путях, условиях и способах повышения эффективности учебной деятельности, научно-методического обеспечения образовательной деятельности.

2. Аналитическая функция позволяет обосновать необходимость совершенствования теории и практики, сократить разрыв между ними, в том числе между знаниями о современных ИКТ и их применением в практической деятельности.

3. Рефлексивная функция способствует осмыслению субъектами ИОС своей профессиональной деятельности.

Реализация этих принципов, функций и подходов обеспечит качественный отбор методов получения знаний, объединяя их в систему, позволяя классифицировать полученную информацию, выявлять закономерности, разрабатывать рекомендации и т.п.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) ориентирует на исследование учебной деятельности обу чающихся, профессиональной деятельности преподавателей и командиров, на определение их структур, условий развития, позволяя выявлять индивидуальные способности и возможности формирования личностных качеств, компетенций с непрерывным возрастанием субъектности участников образовательного процесса.

В контексте культурологического подхода (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев и др.) ИОС военного вуза позволяет представить теоретические и практико-ориентированные положения, направленные на создание условий для освоения знаний курсантами об истории, традициях Российской армии, на формирование высокого уровня профессиональной культуры офицера Вооруженных Сил России.

В рамках аксиологического подхода (Б.М. Бим-Бад, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.) ИОС позволяет:

– раскрыть систему общепринятых аксиологических ориентиров, целостность личностно-профессиональных ценностей;

– создать ценностное наполнение образовательного процесса с включением в него духовных и нравственных аспектов воспитания;

– выделять приоритеты образования, науки и культуры в целом, с минимизацией их ценностной состязательности, определяя тенденции развития [5].

Проектирование и реализация ИОС на основе компетентностного подхода (И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) обеспечит непротиворечивое сочетание деятельностно-практической и культурологической составляющих. Компетенции рассматриваются как главные целевые установки. Это позволит варьировать структуру и содержание учебных дисциплин, формы организации образовательного процесса, что существенно расширяет возможности ИОС военного вуза и профессиональные функции преподавателя в соответствии с требованиями повышения качества обучения будущих офицеров [2].

Компетентностный подход способствует саморазвитию курсантов в образовательном процессе военного вуза, путем формирования у них потребностей и умений использовать ИОС как инструмент для оперативного выявления и решения проблем. Дидактическая значимость определяется возможностью систематического изучения и учета индивидуальных особенностей формирования когнитивных, потребностно-мотивационных, эмоционально-волевых, коммуникативных регулятов, обеспечивающих самоореализацию обучающегося, как в образовательной, так и в дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

Реализация ИОС на основе компетентностного подхода, с присущей ему направленностью на практическую составляющую и конечные результаты обучения, будет способствовать разрешению проблем, возникающих между содержанием образовательных программ, объемом учебной нагрузки и требованиями к уровню военно-профессиональной готовности будущих офицеров [3].

Успешность поиска новых знаний и их трансляция отражает уровень методологической культуры субъектов ИОС и характеризуется умением проводить анализ, проектировать и моделировать процессы, протекающие в ИОС; творчеством и системностью профессиональной деятельности; знанием методологических подходов, концепций и теорий, особенностей их применения, прогнозированием результатов, умением их представить в виде проектов и т.д.

В педагогическом обеспечении ИОС военного вуза важным направлением является определение организационно-педагогических условий, способствующих достижению высоких учебных и научных результатов, интегрирующих в себе комплекс мер, обеспечивающих выполнение поставленных целей.

Принимая во внимание широкий контекст понятия «организационно-педагогические условия», рассматриваем то его содержательное наполнение, которое имеет существенное значение для создания и совершенствования ИОС военного вуза. В результате можно выделить следующие организационно-педагогические условия:

1. Индивидуализированный подход к развитию личностных и профессиональных качеств курсантов в ИОС военного вуза.

2. Дифференцированное педагогическое взаимодействие преподавателя и курсантов в ИОС военного вуза.

3. Оптимизация кадрового ресурса, создание творческой, конкурентоспособной ИОС.

4. Учет направленности выпускников военного вуза к определенному виду военно-профессиональной деятельности.

5. Самоактуализация личностного потенциала и адекватность самооценки курсанта.

6. Оптимальное использование учебно-материальной базы ИОС.

Реализация организационно-педагогических условий, представляющих взаимосвязанные теоретические основания и практико-ориентированные положения, обеспечит эффективное функционирование ИОС военного вуза.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: определение сущности, структуры и содержания ИОС военного вуза, принципов ее построения, функций обеспечит создание ИОС, направленной на повышение эффективности подготовки будущих офицеров в высшей военной школе.


Библиографическая ссылка

Белошицкий А.В., Мещеряков Д.В., Фалилеев В.Ю. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 284-287;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35255 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674