Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВНЕДРЕНИЕ ИГРЫ ГО (БАДУК) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЯКУТИИ

Барахсанов В.П. 1 Саввинова Р.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Описанное в статье исследование посвящено внедрению игры го (бадук) в дошкольных учреждениях Республики Саха (Якутия). На основе опыта подготовки дошкольников к спортивным соревнованиям по шашечным играм с 1995 по 2010 гг. была разработана программа внедрения игры го (бадук) в дошкольных учреждениях г. Якутска. Целью обучения игры го (бадук) является захват территории. Считается победителем, тот, кто к концу партии захватил больше территории. Бизнесмены Японии, Кореи и Китая применяют это правило в стратегии поведения на рынке, при этом следует отметить, что у них есть правила – взаимодействуй с партнером, но получи при этом большую долю рынка. В качестве основного критерия нами выбрана: осознанность игры на доске размером 9х9. Обучение дошкольников на доске размером 9х9 не сложно, но правила и тактические приёмы не отличаются от игры на большой доске размером 13х13. Опыт работы в дошкольных учреждениях показывает, что осваивать правила лучше на малой доске, затем перейти к игре на большой доске 13х13. Следует отметить, что подготовка воспитателей по внедрению в учебно-воспитательный процесс игры го (бадук) в дошкольных учреждениях обеспечивается разработкой методического материала по решению позиций, стратегий, комбинаций через усвоение правил игры с опорой на авторскую методику В.П. Барахсанова «Игра в кубики». Эффективность реализации игры го (бадук) в дошкольных учреждениях выявлена посредством проведения анкетирования воспитателей, включающего в себя его исследование потребностей воспитателей в самостоятельном приобретении знаний (самообразования); исследование для определения уровня практических умений по освоению правила игры индивидуально-личностной и коллективной деятельности; внедрения игры го (бадук) в дошкольных учреждениях г. Якутска.
игра го (бадук)
дошкольное образование
интеллектуальные виды спорта
самообразование воспитателей
1. Барахсанов В.П. Интеллектуальные виды спорта в федеральном вузе // Сборник науч. трудов SWorld: Материалы международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте – 2012». – Выпуск 2. Том 12. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – С. 3–6.
2. Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П. Методическое сопровождение самообразования тренеров-педагогов по интеллектуальным видам спорта в детских спортивных школах // Наука и школа. – Москва: Изд-во «Прометей», 2013. – № 1. – С. 128–131.
3. Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П. Исследования тестовых заданий на основе применения коэффициентов связи и корреляционной матрицы // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 3. – С. 58–60.
4. Интеллектуально-личностное развитие учащихся в системе дополнительного образования посредством позиционных игр: монография // Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Саввинова Р.В. – М.: Аcademia, – 2003. – 144 с.
5. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: Книга для учителя и социального педагога. – М.: Новая школа, 2004. – 112 с.

Современные требования к уровню профессиональной подготовки воспитателей по интеллектуальным видам спорта в системе дошкольного образования обуславливают необходимость повышения качества разработки методических материалов, направленной на развитие у дошкольников умственных и творческих способностей, интеллекта, нравственных качеств с опорой на игровую технологию. Это требует системного подхода к организации учебных занятий по решению задач дошкольниками, основанной на теории игры по интеллектуальным видам спорта.

Мировая практика показывает, что значимым потенциалом в умственном и творческом развитии личности обладают интеллектуальные игры, такие как шашечные, шахматы и восточные игры: го (бадук), рендзю, которые развивают логическую и абстрактную мыслительную деятельность, также формируют черты характера у обучающихся [2].

Спортивные достижения учащихся школ республики и студентов СВФУ им. М.К. Аммосова на международных, всероссийских соревнованиях и олимпиадах свидетельствуют о больших возможностях для развития интеллектуальных видов спорта и игр в федеральном университете. В будущем спортивные школы республики могут достичь стабильно высоких спортивных результатов, обеспечивающих спортивных нормативов на получение звания гроссмейстера России и международного гроссмейстера по восточной игре го (бадук), если внедрить данную игру в системе дошкольного образования [3].

В этой связи уместно предоставить направления научно-исследовательской работы творческой группы Центра интеллектуальных игр в СВФУ им. М.К. Аммосова под руководством доктора педагогических наук, профессора Е.А. Барахсановой:

– распространение интеллектуальных видов спорта и игр в СВФУ им. М.К. Аммосова;

– организация соревновательной деятельности в дошкольных учреждениях г. Якутска;

– создание учебно-методических материалов по интеллектуальным видам спорта детей с учетом возрастных особенностей детей;

– организация курсов повышения для воспитателей, учителей, педагогов и тренеров по игре го (бадук) с привлечением ведущих тренеров и квалифицированных игроков [1].

Для решения рассматриваемой проблемы нами поставлена следующая цель: теоретически обосновать и разработать организационную структуру внедрения игры го (бадук) в систему дошкольного образования с учетом возрастных особенностей и желания детей и родителей заниматься данным видом спорта.

Материалы и методы исследования

На основе проведенной работы по внедрению игры го (бадук) в городских дошкольных учреждениях проводились обработка и анализ результатов анкетирования воспитателей и родителей. Площадкой опытно-экспериментальной работы является ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (2011–2015 гг.). Всего в исследовании приняло участие более 80 воспитателей. Педагогический эксперимент проводился на базе кафедры физического воспитания института физической культуры и спорта на основе использования элементов педагогической диагностики.

Использование педагогической диагностики позволяет определить и откорректировать задачи, педагогические условия протекания исследуемого процесса. Вслед за диагностикой осуществляется прогнозирование хода и результатов исследуемого процесса. Прогнозирование является важной исследовательской процедурой, поскольку процесс должен заканчиваться определенным результатом. Поэтому на основе имеющейся информации о реальных условиях, в которых протекает научно-методическое сопровождение, моделируются ситуации, при которых будут получены наиболее эффективные результаты [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Представление о возможности использования теории шашечных игр в учебно-тренировочном процессе было использовано в первых дидактических системах теории обучения. В работах А.В. Запорожца, П.А. Рудика, В.А. Сухомлинского, Ф.И. Фрадкиной, В.Ф. Шаталова, Г.И. Щукина отражены актуальность использования интеллектуальных игр в учебно-образовательном процессе [5].

Интеллектуальная игра – го (бадук) является одним из наиболее распространенных видов спорта в Южной Корее, Китае и Японии. В Корее эту игру называют бадук. Начиная с 1980 г. игра была признана Правительством Южной Кореи как важное историческое достояние культуры. Корейская Ассоциация Бадук была создана в 1955 г. В настоящее время в ассоциацию входят более 150 профессиональных игроков. Ежегодно проводятся 16 уровневых турниров, включая восемь турниров, проводимых корейскими СМИ. Крупные корейские компании финансово поддерживают проведение международных турниров, что в свою очередь способствует появлению молодых талантливых игроков по данному виду спорта.

В этой связи следует отметить необходимость оказания методической помощи для подготовки воспитателей специалистами и квалифицированными игроками по данной игре. Это требует системной работы в системе дошкольного образования по организации учебных занятий с опорой на психолого-педагогические и методические работ по теории интеллектуальных игр.

В опубликованных научных работах Е.А. Барахсановой и В.П. Барахсанова отражено, что интеллектуальные «игры вырабатывают объективность мышления, тренируют память, воспитывают настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формируют характер, зарождают в человеке творческое начало, способность предвидеть и находить нестандартные решения» [2, С. 32].

Но, к сожалению, опыт работы в непрерывной системе образования по внедрению интеллектуальных игр показывает, что подготовка воспитателей к интеллектуальным видам спорта, реализация индивидуального маршрута самообразования вызывает у 75 % воспитателей по интеллектуальным играм (шахматы и шашечные игры) в республике значительные затруднения. В ходе опроса 80 воспитателей 76 % посчитали самообразование к процессу внедрения интеллектуальной игры го (бадук) дополнительной нагрузкой, что приводит к снижению уровня положительной мотивации воспитателя к внедрению данной игры в детских садах.

В свою очередь, следует отметить также, что организационные, педагогические и технологические условия внедрения интеллектуальных игр невозможно осуществить без поддержки специалистов теории игр, тренеров-педагогов и квалифицированных игроков [1].

Анализ исследований показывает, что 82 % воспитателей и руководителей г. Якутска обосновали необходимость учебно-методического сопровождения подготовки воспитателей в системе дошкольного образования квалифицированными специалистами по теории игр, что соответствует системной помощи со стороны учебно-методического совета центра интеллектуальных игр СВФУ им. М.К. Аммосова. При этом 78 % воспитателей ориентированы на практическую помощь повышения квалификации в консультационных центрах для воспитателей, учителей и тренеров-педагогов под руководством специалистов по теории интеллектуальных игр или от самих авторов по внедрению игры го (бадук) в Республике Саха (Якутия).

Мы считаем, что для внедрения игры го (бадук) в дошкольных учреждениях необходимо разработать дидактические материалы по решению позиций, стратегий, комбинаций шашечных, шахматных задач, а также по игре го (бадук) через усвоение базовых знаний по вышеназванным играм. Следует отметить, что внедрение интеллектуальной игры в дошкольных учреждениях зависит от желания самих воспитателей.

Эффективность реализации внедрения игры го (бадук) в дошкольных учреждениях г. Якутска нами определяется по следующим направлениям: исследование потребностей воспитателей и учителей начальных школ в обучении игры го(бадук); исследование уровня игры дошкольников и воспитателей по данной игре; оценка результативности внедрения интеллектуальной игры го (бадук) в дошкольных учреждениях Якутии.

В ходе исследования нами также определены основное направление развития интеллектуальных видов спорта, такие как русские, международные шашки и го (бадук) в Якутии. Они заключаются в последовательном расширении функции по схеме: действующий игрок – консультант – воспитатель – тьютор. Следует отметить, что для эффективности реализации организационных условий внедрения игры го (бадук) в системе дошкольного образования разработана программа, включающая в себя информационную поддержку воспитателя, обучение воспитателей и родителей по технологиям игры го (бадук).

Результаты исследований (2011–2015 гг.) показали, что подготовка воспитателей по внедрению игры го (бадук) в дошкольном учреждении позволила повысить качество и результативность индивидуально-личностного спортивного роста воспитателей и обеспечила возможность внедрения данной игры в дошкольных учреждениях г. Якутска. Это подтверждается следующими данными:

1. Количество воспитателей, желающих внедрить игру го (бадук) в дошкольных учреждений Республики Саха (Якутия): 2013 г. – 26 %; 2014 г. – 34,6 %; 2015 г. – 62 %. Потребности дошкольных учреждений в организации учебно-методической помощи для формирования практических навыков игры го (бадук) у воспитателей: в 2014 г. – 13 %, а к 2015 г. – 89 %.

В ходе исследования также были определены позиции воспитателя, вовлеченного в получение новых знаний, универсальных профессиональных умений и навыков по игре го (бадук) по следующим показателями:

1) желание самостоятельно заниматься разработкой дидактических заданий по решению задач игре го (бадук);

2) овладение практическими навыками обучения игре го (бадук);

3) поддержка регионально-муниципальных образовательных традиций;

4) участие в организации соревнований;

5) формирование навыков экспериментальной деятельности;

6) формирование творческой активности;

7) создание обучающих программ по решению задач игры го (бадук);

8) изучение и реализация способов активной коммуникации.

В заключение следует отметить, что данный вид спорта внедряется в образовательных учреждениях г. Якутска. В течение последних 3 лет на базе СОШ № 31, Саха-Корейской школы и детского сада «Кэнчээри» проводятся учебно-тренировочные занятия тренерами-педагогами СВФУ и студентами, имеющими определенные достижения по данному виду спорта. С 2010 г. студенты СВФУ имеют неплохие спортивные результаты по игре го (бадук). Считаем, что при соответствующей плановой системной работе можно через 3–4 года воспитать призеров России по игре го (бадук) среди школьников.

Разрабатываются образовательные программы, которые являются разноуровневыми, ориентированными на подготовку дошкольников к участию в спортивных соревнованиях по игре го (бадук).


Библиографическая ссылка

Барахсанов В.П., Саввинова Р.В. ВНЕДРЕНИЕ ИГРЫ ГО (БАДУК) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЯКУТИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 280-283;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35254 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674