В условиях преобразования современного общества исследование возможности применения знаний об общих и семейных ценностях в работе со всеми слоями населения и разными этническими группами становится одним из ведущих направлений психологических, социологических и этносоциологических исследований. Динамика преобразований, исследование структуры ценностей различных этнических групп предоставляет возможность основательно проанализировать этническую культуру народа, наладить коммуникацию, ориентированную на равноправие ценностей двух или более культур, сконструировать «этническое единогласие» цивилизованного культурного развития [3]. Современные отечественные исследователи подчеркивают значимость родительской семьи для нормального формирования системы ценностной ориентации личности [5].
Одной из важных воспитательных задач, которую важно решить на сегодняшний момент в современном обществе, является формирование и развитие положительной установки юношей и девушек на брак и семью, а также готовности к семейной жизни. Важно вернуть приоритетность семьи для молодого поколения, продемонстрировать её преимущество для каждого индивида, воспитать человека, который создаст надежную и гармоничную семью. Но как же помочь молодым людям сформировать позитивную установку на брак в полиэтническом пространстве?
Поликультурность ДВФУ установила главную общеобразовательную схему вузовской системы. Она основана на нормах открытости, уважении, толерантности, стимулировании условий для самореализации индивида. Когда происходит взаимодействие субъектов полиязыкового общеобразовательного процесса, тогда и возникает культурное самоопределение, самоидентификация и становление личности.
Атмосфера образовательного процесса должна поддержать учащегося в осознании своей этноиденичности для того, чтобы он смог увидеть и осознать свое место в социуме, а также привить ему уважение к другим культурам. Необходимо создать и развить полиэтническую образовательную среду как некую часть образовательной среды университета, которая представляет собой комплекс условий, играющих большую роль в развитии личности, подготовленной к результативному межэтническому общению, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к уважению и пониманию других этнических культур, способной существовать в согласии с представителями разных этносов [2]. И не бояться этого. Это глобальная задача, которую нужно начинать с исследования общих и семейных ценностей молодежи, а именно студентов разных национальностей.
Цель исследования
Выявление общих и семейных ценностей студенческой молодежи разных этнических групп (русские, китайцы, корейцы).
Материалы и методы исследования
В социологии и психологии известны различные методики изучения ценностей. В исследовании была использована модификация, разработанная Мишариной И.М. под руководством профессора кафедры психологии ДВФУ к.п.н. Калиты В.В. Для выведения собственного списка ценностей были сведены ценности из пяти классификаций (М. Рокича, Шварца, М.С. Яницкого, О.И. Моткова и Л.В. Карпушиной) в таблицы. Те ценности, которые повторяются в более чем половине классификаций представленных авторов, считаются наиболее значимыми.
Таким образом, был выведен список общих ценностей: активная деятельность; интересная работа; материально обеспеченная жизнь; наличие верных друзей; общественное признание; познание; продуктивная жизнь; личностное развитие; свобода; семья; счастье других; уверенность в себе.
Такая же работа была проделана относительно семейных ценностей. В ней рассматривались классификации Медкова Д.В., Яворской А.А. и Дмитриевой М.В., Лидерса А.Г., Волковой А.Н.
После проведенного анализа был получен следующий вывод: «к семейным ценностям можно отнести потребность в любви, в общении, в родительстве и воспитании детей, в возможности чувствовать стабильность и защищенность, как духовную, так и материальную. Также, на наш взгляд, важными являются ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворением материальных и физиологических потребностей. Наличие старших родственников, их авторитет и следование семейным традициям играют немалую роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим» [1].
Составлен список семейных ценностей: любовь; стабильность и защищенность; взаимоподдержка и взаимопонимание; самоутверждение и духовное развитие личности в семье; родительство (наличие детей); воспитание и социализация детей (активное участие родителей в становлении личности ребенка); наличие родственников; сохранение семейных традиций; передача семейных ресурсов следующим поколениям; удовлетворение материальных потребностей всех членов семьи; удовлетворение физиологических потребностей.
Модель эмпирической части исследования. Характеристика выборки
Данное исследование проводилось на базе Дальневосточного федерального университета. В нем приняли участие 97 человек – это русские, корейские и китайские студенты различных специальностей. Возраст испытуемых от 17 до 27 лет, все они не состоят в браке и не имеют детей. Местом проведения были учебные аудитории ДВФУ. Каждому из участников был предоставлен комплект методик и бланков. Перед тем, как приступить к выполнению испытуемые были ознакомлены с темой исследования и ее целью. Несмотря на то, что подробная инструкция была прописана на каждом бланке, она была озвучена для аудитории и были даны ответы на возникшие вопросы по заполнению опросников. Временных ограничений не вводилось. Так как в данном исследовании принимали участие иностранные студенты, все методики были переведены на корейский и китайский языки. Также следует отметить, что в исследовании принимали участие иностранные студенты, проходящие обучение в ДВФУ и проживающие в г. Владивостоке, что может говорить о гомогенности данной выборки. В качестве испытуемых была выбрана молодежь, так как она является социально-демографической группой, обладающей общими социально-психологическими и половозрастными особенностями и проходящей этапы социализации в настоящих условиях функционирования социума. Это поколение людей, усваивающих культурные, образовательные, профессиональные, и другие социальные функции; возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Для того, чтобы определить приоритетность общих и семейных ценностей у русских, корейских и китайских студентов, им было предложено проранжировать списки этих ценностей от наиболее важной к наименее.
Данная методика была использована с целью определить, какое место занимает такая ценность, как «семья» у молодежи исследуемых этносов. В результате анализа общих ценностей были выбраны те, которые наиболее часто встречались на первом месте (рис. 1).
Рис. 1. График ценностей, занимающих первое место в списке общих ценностей