Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Павлова Т.Л. 1
1 Технический институт (филиал) «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова»
В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Анализируются возможности применения информационно-коммуникационных технологий для организации самостоятельной работы студентов вуза. Доказывается, что применение ИКТ позволяет преподавателю компенсировать недостаточное количество аудиторных часов, увеличив объем учебного материала, предназначенного для самостоятельного изучения. Курс по дисциплине «Иностранный язык» должен быть направлен на формирование способности к устной и письменной коммуникации на иностранном языке, что невозможно развить в рамках только практических аудиторных занятий, поэтому организации самостоятельной работы следует уделить особое внимание. Анализ и апробация возможностей различных информационно-коммуникативных технологий позволяют нам говорить о том, что одной из самых эффективных и удобных для организации самостоятельной работы студентов вуза является система Moodle, которая имеет широкий спектр элементов курса: глоссарий, задание, форум, wiki, урок, тест, а также такие ресурсы, как гиперссылка, пояснение и.т.д. Использование платформы Moodle создает не только благоприятные психологические условия для изучения иностранного языка (возможность в комфортном режиме, в удобном для себя темпе, осваивать материал), но и позволяет значительно увеличить объем изучаемого материала.
самостоятельная работа
информационно-коммуникационные технологии
платформа moodle
1.?Абрамов С.М. Воспитание образовательной самостоятельности студентов гуманитарных вузов в процессе дистанционного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2003. – 23?с.
2.?Аксенова И.Н. Использование ИКТ при организации самостоятельной работы бакалавров-журналистов в обучении иностранному языку // Организация самостоятельной работы студентов. Материалы докладов II Всеросс. научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (Саратов, 6–9?дек. 2013?г.). – Саратов, 2013. – С.?21–25.
3.?Масленникова О.Г., Надеждина Е.Ю. Использование виртуальной обучающей среды Moodle в организации самостоятельной работы студентов неязыковых вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – №?4. – C.?134–138; URL: http://www.gramota.net/materials/2/2014/4-2/37.html (дата обращения 28.10.2015).
4.?Полат Е.С. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
5.?Рыманова И.Е. Использование среды Moodle для
обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – №?11. Ч. 2. – С.?164–167; URL: http://www.gramota.net/materials/2/2013/11-2/44.html (дата обращения 1.11.2015).

Переход на двухуровневую систему подготовки по программам высшего профессионального образования вызвал большое количество споров о том, насколько этот шаг необходим российскому высшему образованию. У этого процесса с самого начала были как сторонники, так и противники. Единогласного решения о вступлении в Болонский процесс не было. Спустя 4 года совершенно очевидно, что интеграция России в единое образовательное пространство Европы не состоялась. Цели, которые преследовались, при вступлении в Болонский процесс не были достигнуты. А в условиях, когда Россию страны Запада намеренно изолируют, вводя различные санкции и ограничения, говорить о едином образовательном пространстве и вовсе не приходится. Однако можно сколь угодно долго рассуждать на эту тему, но преподаватели работают в существующих реалиях, а именно в условиях, когда утверждены новые стандарты по различным направлениям с указанием уровня подготовки и требованиями к результатам освоения программы.

В рамках дисциплины «Иностранный язык» у выпускника должна быть сформирована такая общекультурная компетенция, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке. То есть перед преподавателями вузов стоит задача подготовить студентов к реальному межличностному общению, сформировать навыки и умения у обучающихся, позволяющие осуществлять коммуникацию на иностранном языке.

С переходом на двухуровневую систему соотношение учебной нагрузки было скорректировано. Количество часов на самостоятельную работу значительно увеличилось и составляет до 50 % от общей трудоемкости дисциплины. Такое перераспределение учебной нагрузки требует пересмотра самой системы организации самостоятельной работы по иностранному языку, качественно нового подхода к данному виду деятельности. Самостоятельной работе отводится важная роль в подготовке будущих специалистов, поскольку формирование навыков и умений самостоятельной деятельности являются основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, грамотно организованная самостоятельная работа способствует достижению образовательной цели и формирует у студентов навыки и умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, что в дальнейшем дает им возможность самообразовываться и самосовершенствоваться.

Самостоятельная работа студентов – это хорошо продуманная, организованная работа, направленная на выполнение конкретной задачи, без непосредственного руководства преподавателя. Однако данный вид работы требует особого контроля и управления со стороны преподавателя. Организация самостоятельной работы, ее методическое обеспечение должны быть выстроены таким образом, чтобы мотивировать студентов к самостоятельному получению и укреплению полученных знаний, развитию самостоятельности, инициативности, а впоследствии – учебной автономности [1, 9].

В обучении иностранным языкам СРС играет исключительную роль, поскольку способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия невозможно сформировать только на практических занятиях, без дополнительной, самостоятельной проработки значительной части учебного материала, без умения самостоятельно находить информацию, критически ее осмысливать.

Преподаватели, организуя самостоятельную работу, имеют возможность свободного выбора оптимального и эффективного способа ее построения. Наиболее приемлемым с этой точки зрения, нам представляется, использование информационно-коммуникационных технологий, которые открывают широкие возможности для активной самостоятельной деятельности. Интеграция современных технических средств в процесс самостоятельной работы студентов создает благоприятные условия для результативного обучения иностранному языку. Преподаватель получает уникальную возможность управлять процессом, контролировать его и адаптировать к индивидуальным особенностям студентов. Важно, чтобы применение информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам было системным, ведь процесс формирования навыков и умений требует постоянства. То есть учебно-методические комплексы должны быть разработаны с учетом применения ИКТ, которые интегрируются в программу обучения, в программу самостоятельной работы, и в рамках курса «Иностранный язык» направлены на достижение конечной образовательной цели.

Для организации самостоятельной работы по иностранному языку в Техническом институте (филиале) СВФУ используется платформа «Moodle», которая обеспечивает обмен файлами любых форматов между преподавателем и студентом и между участниками группы. Интеграция одной из платформ виртуального обучения в традиционный учебный процесс позволяет решить ряд вопросов, главным образом – повысить мотивацию, развивать критическое и логическое мышление у студентов. Сочетание дистанционной и очной форм обучения иностранным языкам является одной из перспективных моделей организации учебного процесса в будущем [3].

Система Moodle предоставляет широкие возможности для организации самостоятельной работы студентов, поскольку преподаватель может разместить методические указания, учебные материалы, рабочую программу, тестовый материал. Особая ценность этой системы заключается в возможности осуществлять коммуникацию в различных режимах, например, можно обмениваться сообщениями, работать в форуме или провести консультацию в режиме онлайн в чате, также предусмотрена и возможность проведения видеоконференций.

Преподаватель имеет возможность при организации самостоятельной работы включать в программу различные элементы курса, такие как, например, гиперссылку, пояснение, книгу и пр., обеспечив студентов учебными пособиями по изучаемой дисциплине в более удобном электронном формате, с указанием гиперссылок. Данная образовательная платформа предусматривает деление на разделы и блоки, применение средств наглядности, видео-аудиоматериалов.

Система Moodle позволяет преподавателю разнообразить задания по виду, по форме, по содержанию, включая в курс различные элементы, например, глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др. Преподаватель разрабатывает модуль, а материал для самостоятельной работы по иностранному языку целесообразнее разбивать на модули, и в зависимости от целей и задач конкретных занятий, включает определенные элементы курса. Эффективность усвоения модуля зависит не только от полноты учебной информации, но и от ее компоновки.

Инструмент Глоссарий в системе Moodle позволяет добавлять комментарии к определениям и автоматически связывает слова в курсе с его определением в глоссарии. Участники могут создавать и формировать список определений, наподобие словаря.

Для элемента курса «Задание» определяется срок сдачи, максимальная оценка и формат ответа. Система автоматически фиксирует время выполненного задания, то есть преподаватель может увидеть, уложился студент в установленные сроки или нет. Весьма полезной и ценной представляется функция комментария преподавателя, т.е. преподаватель оставляет свой комментарий по каждой работе, который отправляется также на электронную почту.

Элемент курса Wiki предоставляет возможность коллективного обсуждения проблемы и редактирования текстов, с его помощью студенты могут добавлять, вносить изменения в содержимое.

Блок курса «Тест» позволяет загружать в систему тесты, направленные на контроль определенных разделов курса. Преподаватель может создать базу данных, которая позволяет многократно использовать размещенные в ней вопросы в различных тестах. Тесты, как и задания, автоматически оцениваются и могут иметь ограниченные временные рамки. Тестовые задания содержат вопросы открытого, закрытого типа, с множественным выбором, на установления соответствия, на установление последовательности.

Бесспорным плюсом использования данной образовательной платформы является простой и удобный для настройки интерфейс. Преподаватели иностранных языков, которые работают с системой Moodle, отмечают в качестве положительных моментов возможность контролировать ход выполнения заданий самостоятельной работы, устанавливать сроки сдачи различных видов работ и, что не менее важно, развитие у студентов творческих способностей, умение критически мыслить.

Как показывает практика, такой способ организации самостоятельной работы очень эффективен, студенты активно вовлечены в процесс индивидуальной самостоятельной подготовки. Степень ответственности за выполнение задания становится выше, невозможно просто тихо «отсидеться», необходимо в срок и качественно выполнять задание.

Таким образом, преимущества использования ИКТ, и, в частности, образовательной платформы Moodle, совершенно очевидны. Информационно-коммуникационные технологии создают оптимальные условия для эффективного самостоятельного усвоения учебного материала. Данная система способствует развитию осознанного отношения к процессу овладения иностранным языком, повышает мотивацию и интерес студентов. Все вышесказанное позволяет говорить о том, что самостоятельная работа может и должна быть качественно организована, поскольку навыки и умения, формируемые в процессе самостоятельной работы, являются ключевой компетенцией в становлении будущего специалиста.


Библиографическая ссылка

Павлова Т.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 132-134;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35224 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674