В современном спорте высших достижений успешная реализация двигательных соревновательных задач во многих спортивных специализациях достигается за счет очень высокого уровня развития комплекса сенсомоторных качеств, являющихся первоосновой спортивно-технического мастерства. Это приобретает особое значение в видах спорта, в которых спортсмен действует ситуативно, при жестком лимите времени и физическом контакте с соперником, очень точно варьируя временные, силовые и пространственные параметры своих результативных движений. Для успешного решения этих соревновательных задач необходим особенно высокий уровень развития спортсмена.
Особое значение при этом приобретает выработка на их основе вариативных, надежных автоматизированных навыков и приемов, а также развитие способности к прогнозированию возможных ситуаций, особенно на сенсомоторном и перцептивном уровнях. Основным направлением в теоретическом и методическом обеспечении процесса подготовки высококлассных кикбоксеров является исследование процесса формирования их психомоторных качеств с учетом специфики соревновательной деятельности спортсменов в кикбоксинге и разработка научно-обоснованных практических методик их совершенствования [3–5].
Материалы и методы исследований
Исследования структуры психомоторных способностей, направленные на совершенствование методики подготовки высококвалифицированных кикбоксеров, должны включать основные сенсорные, моторные и когнитивно-мыслительные способности:
– эффективный самоконтроль и саморегуляцию двигательной деятельности;
– тонкую и мобильную способность к дифференцированию и корректировке движений по основным параметрам управления (время, пространство, усилие, темп, ритм);
– высокую реактивность и оперативность самооценки управляющих действий;
– уровень волевого усилия и максимальных моторных проявлений;
– психомоторную надежность и работоспособность.
Анализ тренировочного процесса кикбоксеров различных возрастных категорий и спортивной квалификации [4; 5] показал отсутствие статистически достоверной связи уровня развития их двигательных реакций на зрительный и звуковой стимулы с их тренировочно-соревновательным опытом и функциональными характеристиками ЦНС, что свидетельствует об отсутствии в тренировочной практике спортсменов тренировочных упражнений, достаточно эффективных в совершенствовании различительной чувствительности микроинтервалов времени. Кроме того, более низкие показатели уровня психомоторной подготовки по звуковым стимулам, по сравнению со зрительными, у всех категорий спортсменов свидетельствуют о недостаточном использовании в тренировочном процессе звуковых анализаторов, что в реальном спортивном поединке имеет большое значение.
В группах начинающих и менее квалифицированных кикбоксеров установлено значительное отставание функциональных показателей их потенциальных возможностей и состояния сенсорных отделов ЦНС, устойчивости и стабильности сенсомоторных реакций, что связано с меньшим тренировочно-соревновательным опытом спортсменов и дает направление для дальнейшего совершенствования. В общей оценке подготовленности в группе высококвалифицированных спортсменов эти показатели являются весьма информативными, особенно на предсоревновательном периоде подготовки при достаточно высокой степени корреляции с соревновательными результатами.
Основной специфической особенностью кикбоксинга являются ударные действия кикбоксеров широкого спектра проявляемых усилий, временных характеристик и способов их выполнения, и поэтому в программе исследований значительный акцент должен быть сделан именно на развитии способности спортсменов к их выполнению. Проведенные экспериментальные исследования [5] показали, что качество и точность дифференцирования усилий в процессе целенаправленной тренировки с ростом спортивной формы и спортивной квалификации существенно и статистически достоверно возрастает.
В то же время установлена достаточно сложная и нетривиальная зависимость между абсолютной силой и точностью мышечных усилий, способностью спортсменов различной спортивной квалификации дифференцировать разные по величине мышечные напряжения, что требует дальнейших исследований и разработки практических методик в обучении и совершенствовании этих сенсомоторных характеристик. Развитие силовой чувствительности у спорт сменов разных спортивных уровней, тренировочного и соревновательного опыта весьма специфично и требует индивидуализации тренировочного процесса.
Рассматривая процесс проявления заданных или произвольно проявляемых мышечных усилий с физиологической точки зрения, следует учитывать, что показатели их величин, временных характеристик отдельного усилия и способности к поддержанию на определенном интервале времени (силовая выносливость) в значительной степени определяются значениями латентного времени напряжения (ЛВН) и расслабления (ЛВР) мышцы. Анализ тренерского опыта в различных видах спорта, в том числе и в кикбоксинге, позволяет прогнозировать значимое влияние этих характеристик на практические спортивные результаты.
Так, опираясь на определенную логическую очевидность, можно предположить, что ЛВН в значительной степени коррелирует со скоростью реакции спортсмена на внешний стимул, а ЛВР – вероятно, в большей степени связано со способностью мышцы при многократных повторениях усилий к длительной выносливости. В то же время практика спорта предлагает и менее очевидные и логически обоснованные соображения. В частности, связь между указанными физиологическими характеристиками и, например, «величина усилия – степень расслабления мышцы» и ряд других требуют дополнительных исследований. Кроме того, специалисты в области функциональной диагностики состояния спортсмена достаточно уверенно прогнозируют диагностическую значимость показателей ЛВН и ЛВР в оценке функционального состояния, особенно в части утомления.
В технической подготовке структура самоконтроля спортсменом элементов техники существенно влияет не только на правильную и адекватную ситуации, биомеханическую структуру соревновательного действия, но и на уровень развития силовой чувствительности, способности тонко и оперативно варьировать всем комплексом пространственных, временных и динамических характеристик. Представляется целесообразным в данном разделе подготовки более широко использовать методику двигательного обучения на основе ключевых точек [6], успешно зарекомендовавшую себя в ряде видов спорта.
Важнейшими теоретическими и практическими задачами научных исследований отдельных сторон спортивной подготовки и широкого круга психических и двигательных качеств высокопрофессионального спортсмена является их практическая интеграция в успешную соревновательную практику, специфичную для вида спорта, отдельных его дисциплин, специализаций и индивидуально адаптированную к личности спортсмена. Так, в частности, рассматриваемые в данном исследовании проблемы совершенствования тренировочного процесса в кикбоксинге, достаточно значимые каждая сама по себе, представляют интерес и значимость, прежде всего (а может быть, даже – только), с точки зрения научно обоснованного интегрирования всех сторон и проблем спортивной подготовки в отдельности в реальную практику современного спорта для достижения нужного спортивного результата.
Исходя из вышесказанного, основное направление дальнейших исследований процесса формирования психомоторной структуры подготовки кикбоксеров следует сосредоточить на комплексном, сопряженном развитии сенсомоторных и когнитивно-мыслительных способностей, на интеграции различительной чувствительности временных, пространственных и силовых параметров движений в оптимальную двигательную структуру, максимально специализируя моторные тесты в соответствии со спецификой соревновательной деятельности спортсменов и задачами соответствующего этапа подготовки.
Экспериментальные исследования процесса формирования сенсомоторных качеств у высококвалифицированных кикбоксеров проводятся на базе Центра медико-биологических исследований ИрНИТУ с использованием комплексной диагностической программы «Omegawave», позволяющей в лабораторных условиях тестировать функциональное состояние спортсменов по широкому профилю физических и психомоторных параметров [8].
Для тестирования скоростно-силовых показателей в ударных действиях верхними и нижними конечностями, характерных для кикбоксинга, используется специальное устройство, которой позволяет регистрировать скорость, силу, энергию и общий тоннаж ударов за определенное количество времени. Оно позволяет использовать следующие режимы работы: режим одиночных концентрированных ударов, бой 3-4-12 раундов по 3 мин, режим ударной выносливости длительностью 8, 3 и 1 мин, режим скоростной выносливости длительностью 3, 5 и 8 с, ударные серии из 2, 3, 4 и 5 ударов с силой не менее 50 кг и 80 кг, набрать определенный тоннаж ударами с фиксированным временем, определенного усилия в каждом ударе.
Для реализации поставленных задач интегрирования в одном целостном двигательном эпизоде задач дифференцирования и воспроизведения всего комплекса психомоторных действий (различительной способности временных, пространственных и силовых параметров движения) и их регистрации в единой измерительной цепочке произведена аппаратная и программная модернизация существующего устройства «Киктест-100». Дополнительный блок световых (3 цвета) и звуковых (2 тона) стимулов позволяет задавать режимы ответных действий в простой и сложной реакциях. Параллельно с этим программно в одной регистрирующей цепочке фиксируется комплекс параметров наносимых ударов с их дифференцированием и воспроизведением: времени ответных реакций, усилий от максимального, ступенчато задаваемого или произвольно наносимого с оценкой после удара в обратной связи, пространственных характеристик исходной позиции для удара и их технической модификации.
Для исследования характеристик мышечного сокращения ЛВН и ЛВР на первом этапе интегрированного исследования использовался портативный электрокардиограф с достаточно высокой регистрационной способностью и записью миограммы при мышечном сокращении на внешний стимул и при произвольном расслаблении. Временной промежуток, характеризующий напряжение и расслабление мышцы-трицепса при ударе рукой и четырехглавой бедра при ударе ногой, на данном этапе определялся вручную по миограмме и оценивался в долях секунды. При этом внимание и мотивация испытуемого внутренне концентрировались на двух моментах: ударить как можно быстрее и как можно быстрее и полно расслабить основную «ударную» мышцу.
Методически процесс исследования строится на основе сенсорной методики, состоящей из следующих этапов [2; 5]:
I этап – ознакомительный, 2–3 дня для получения средних данных по измеряемым характеристикам спортсменов, ознакомления с аппаратурой и техникой измерений, психологическая адаптация к процессу (мотивация, утомление, внимание);
II этап – развитие способности максимально точно в соответствии с внешним стимулом выполнить двигательное действие (точная реакция, воспроизводимое усилие, характер напряжения и расслабления и т.д.), при этом постоянно получая информацию о фактических полученных характеристиках. Задача данного этапа – максимально сконцентрироваться на тренировочном задании, достаточно стабильно повторяя выполнение задачи;
III этап – научиться максимально точно оценивать характеристики своих действий, обязательно и осознанно оценивать их величины, словесно и числом характеризуя значения произведенных действий. После самооценки спортсмену сообщается точная величина, заданная для воспроизведения и сделанной ошибки, побуждая испытуемых к сравнению, сличению усилий в ряде попыток, корректируя свои ошибки, постепенно повышая «осознаваемость ощущений» и уменьшая разрыв между результатом и его самооценкой;
IV этап – проходя последовательно несколько стадий, научиться управлять своими действиями, достигая максимальной и осознаваемой стабильности в их воспроизведении. Показатель стабильности, способности управлять «чувством усилия» становится сенсорным эталоном реализации основной задачи – максимально точно управлять мышечными усилиями. Осознанность ощущений, организация связи между предыдущим результатом, его субъективным ощущением и последующими действиями лежит в основе такой тренировки, успех в которой достигается только при высокой степени мотивации спортсмена.
Эксперимент проводился в течение четырех недель на общеподготовительном этапе подготовки с последовательным усложнением системы оценки результата каждой попытки. Вначале в свободном адаптационно-ознакомительном режиме, затем спорт смену сообщался результат выполнения конкретного задания, максимально концентрируя его на стабильности повторных попыток. Достигнув необходимой стабильности, спортсмен после выполнения задания в каждой попытке вначале анализировал результат и сообщал о нем экспериментатору, и только после этого ему демонстрировался результат. На заключительном этапе эксперимента спортсмен перед каждой попыткой сам задавал нужный результат, выполнял нужное действие, анализировал и фиксировал результат, и ему сообщался фактически достигнутый показатель.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице показаны результаты исследований силовых характеристик кикбоксеров разной спортивной квалификации по описанной выше программе, для интеграции различительной чувствительности временных и силовых характеристик двигательной деятельности спортсменов в одном из технических приемов, ударе сильнейшей рукой, в качестве ответной реакции на внешний стимул (звуковой и световой сигнал поочередно). Аналогично исследованиям в работе [5] спортсмены производили четыре вида ударов, идентичных по технике выполнения и исходному положению, дифференцируя их по величине задаваемого усилия.
Согласно описанной выше сенсорной методике сенсомоторные и когнитивно-мыслительные характеристики отдельных этапов различались по акцентированию спортсмена на последовательно усложнявшихся задачах и уровню мотивации и в двигательном, и в психологическом компонентах. Кроме того, в данном исследовании, в паузах между попытками и ожидая своей очереди к выполнению, спортсмены обучались методам расслабления основных рабочих в данном задании мышц, подводя их к следующим этапам работы.
Оценка различительной чувствительности удара кикбоксеров различной квалификации сильнейшей рукой при реакции на внешний стимул
Статистические характеристики |
Среднее время реакции (с) |
Максимальная сила удара, кг |
30 % от max, ошибка, % |
50 % от max, ошибка, % |
75 % от max, ошибка, % |
|
звук |
свет |
|||||
МСМК и МС n = 10 |
||||||
Среднее Х |
0,19 |
0,18 |
204 |
5,2 |
2,1 |
0,9 |
Стандартное отклонение, ? |
0,005 |
0,004 |
26,5 |
3,3 |
1,6 |
1,6 |
Стандартная ошибка, m |
0,012 |
0,008 |
13,2 |
0,9 |
1,2 |
0,4 |
КМС и I разряд n = 10 |
||||||
Среднее Х |
0,20 |
0,19 |
152,7 |
34,3 |
10,2 |
9,5 |
Стандартное отклонение, ? |
0,006 |
0,005 |
29,8 |
26,1 |
7,2 |
5,4 |
Стандартная ошибка, m |
0,017 |
0,014 |
13,6 |
12,6 |
3,4 |
2,0 |
2 и 3 разряды n = 10 |
||||||
Среднее Х |
0,21 |
0,18 |
141,7 |
30,4 |
15,0 |
9,3 |
Стандартное отклонение, ? |
0,007 |
0,006 |
18,2 |
19,8 |
15,0 |
6,4 |
Стандартная ошибка, m |
0,011 |
0,013 |
6,9 |
7,5 |
5,4 |
3,8 |
Коэффициент Стъюдента t1-2 |
0,64 |
0,20 |
3,8 p < 0,01 |
2,8 p < 0,05 |
2,7 p < 0,05 |
4,2 p < 0,01 |
Коэффициент Стъюдента t1-3 |
1,25 |
0,00 |
5,7 p < 0,01 |
5,2 p < 0,01 |
3,1 p < 0,01 |
3,8 p < 0,01 |
Коэффициент Стъюдента t2-3 |
0,71 |
0,16 |
1,9 p > 0,05 |
0,2 p > 0,05 |
1,4 p > 0,05 |
0,9 p > 0,05 |