Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА III-й ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ (СПЕЦМЕДГРУППА)

Колокольцев М.М. 1 Просвирина Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
Изучение двигательных возможностей студентов вузов имеет важное значение для внесения коррекции в организацию и проведение учебных занятий со студентами вузов по дисциплине «Физическая культура» и индивидуализации физических нагрузок. В работе приведены результаты наблюдения за характеристиками физических качеств студенток, отнесенных к III-й функциональной группе (спецмедгруппа). При обследовании 1636 студенток в возрасте от 18 лет до 21 года, обучающихся в техническом вузе г. Иркутска, установлены особенности формирования и развития основных двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости). Показано, что при организации со студентами 2 занятий в неделю по физической культуре (1–2 курсы обучения) отмечается прирост значений показателей физической подготовленности. При переходе на одно занятие в неделю (3–4 курсы обучения) отмечается снижение характеристик в их двигательных качествах.
студентки вуза
специальная медицинская группа
двигательные качества
физическая культура
1. Баканова А.Ф. Формирование здорового образа жизнедеятельности и проблема индивидуализации физической подготовленности студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 1. – С. 8–12.
2. Изаак С.И. Научно-технический проект: мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодёжи / Матер.межд. науч.-практ. метод. конф. «Приоритеты и перспективы физической культуры и массового спорта в условиях индустриально-инновационного развития». (21–24 ноября 2013 г., Казахстан). Астана. – 2013. – С. 171–174.
3. Колокольцев М.М., Лумпова О.М. Конституциональная типология организма студентов Прибайкалья // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 7 (78). – С. 268–273.
4. Колокольцев М.М., Койпышева Е.А. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения // Вестник ИрГТУ. – 2014. – № 1 (84). – С. 210–215.
5. Королинская С.В. Некоторые проблемы адаптации иностранных студентов английского отделения НФаУ // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 4. – С. 48–51.
6. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: автореф. дисс. докт. пед. наук / В.Н. Соловьев. – Ижевск, 2003. – 46 с.
7. Смирнов И.Ю. Физкультура для специальной медицинской группы: методическое пособие / И.Ю. Смирнов. – Кострома: Изд-во Костром.гос. технол. ун-та, 2012. – 51 с.
8. Шпорин Э.Г., Колокольцев М.М., Лебединский В.Ю. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2012. – № 6(65). – С. 274–282.
9. Прусик Кристоф, Прусик Екатерина, Ермаков С.С., Козина Ж.Л. Показатели физического развития, физической подготовленности и функционального состояния польских студентов // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2012. – vol. 12. – Р. 113–122.

В настоящее время проблема сохранения здоровья и работоспособности человека является одной из самых актуальных, особенно среди молодежи [1, 3].

Внимание следует уделить молодежи, так как в этот возрастной период необходимо и возможно сформировать максимально здоровый организм. Изучение двигательных качеств студентов позволит составить картину физической подготовленности студентов [2, 8]. В дальнейшем эти данные могут не только внести коррективы в учебную программу по физической культуре, но и выбрать индивидуальный подход к некоторым студентам, в зависимости от полученных результатов наблюдения [4, 5, 9]. Улучшение образовательной программы по физической культуре в вузе напрямую связано с физическим и психологическим здоровьем студентов, а также благоприятной для их работы и учебы обстановкой [6, 7].

С учетом этого изучение вопросов, связанных с характеристиками двигательных качеств студенток технического университета, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья, для совершенствования учебного процесса по физической культуре в техническом университете, представляется актуальным.

Цель работы: дать характеристику возрастной динамики двигательных качеств у студенток III-й функциональной группы (специальная медицинская группа) с учетом частоты занятий физической культурой для коррекции программы их физической подготовки.

Материалы и методы исследования

Обследовано 1636 студенток в возрасте от 18 до 21 года, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете, отнесенных по состоянию здоровья к III-й функциональной группе (спецмедгруппа). Наблюдение проведено в динамике обучения студенток в вузе с 1 по 7 семестры (сентябрь 2011, май 2012, сентябрь 2012, май 2013, сентябрь 2013, май 2014, сентябрь 2014 г.). Для оценки основных двигательных качеств девушек использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры. Для оценки быстроты: тест – бег на 20 м (с); силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – вис (с) и отжимание (раз); скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища – подъем туловища (раз); гибкости – наклон туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей – прыжок в длину с места (см); общей выносливости – бег на 1000 м (м:с). Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). В работе использовались параметрические методы обработки материала, с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах. Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне Р < 0,05 считали статистически значимыми.

Результаты исследования и их обсуждение

Для чистоты результата студентки были распределены по возрасту, а соответственно и уровню развития физических качеств.

При наблюдении за двигательными качествами в течение 7 семестров за разными группами 18-летних студенток установлено достоверное улучшение результатов в весенние семестры в тесте «Бег 20 м с хода»(рис. 1). В 2012–2013 учебном году результат улучшился с 3,52 ± 0,06 до 3,34 ± 0,02 (с), в 2013–2014 гг. – с 3,49 ± 0,04 до 3,34 ± 0,03 (с) (Р ? 00,5). Подобное улучшение результатов отмечено и у 19-летних студенток. В 2011–2012 учебном году результат у них составил 3,57 ± 0,05 с, в 2012–2013 улучшился на 0,21 с, а в 2013–2014 – на 0,28 с (Р ? 00,5). В старших возрастных группах (20–21 год) такой достоверной разницы по семестрам не установлено. Это может свидетельствовать о том, что при занятиях физической культурой 2 раза в неделю (1 и 2 курс) она развивает необходимые двигательные качества у студенток к концу каждого учебного года (май).

В силовом тесте «Вис» установлено ухудшение значений показателей во всех возрастных группах студенток, что свидетельствует о недостатке учебной программы по физической культуре в отношении развития этого двигательного качества.

В другом силовом тесте – «Отжимание»  – (рис. 2) ухудшение в весеннем семестре отмечено только в возрастной группе 20 лет в 2011–2012 учебном году и в возрастной группе 21 год в 2012–2013 году. В остальном весенние результаты в тесте выше, чем в начале учебного года (сентябрь), что говорит о достаточном уровне развития двигательных качеств, а тенденций к значительному изменению характеристик в этом испытании не обнаружено.

В тесте, определяющем скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища, – «Подъем туловища за 30 секунд», отмечено (рис. 3), что студентки в 18 и 19 лет улучшают свои показатели к концу учебного года во всех весенних семестрах. Однако в возрасте 20–21 года, такой зависимости не установлено, что выявляет минусы обучения студенток физической культуре один раз в неделю для данного двигательного качества.

kol1.tif

Рис. 1. Результаты в тесте «Бег 20 метров с хода»

kol2.tif

Рис. 2. Результаты в тесте «Отжимание»

kol3.tif

Рис. 3. Результаты в тесте «Подъем туловища за 30 сек»

kol4.tif

Рис. 4. Результаты в тесте «Наклон вперед»

В тесте «Наклон вперед», характеризующий двигательное качество «гибкость», установлено достоверное (Р ? 00,5) улучшение результатов во всех возрастных группах студенток, а также тенденция к улучшению результатов по годам у старших групп, что показывает высокую эффективность учебной программы в отношении улучшения этого двигательного качества.

Тест, определяющий силу мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) показал ухудшение результатов к весеннему семестру почти во всех возрастных группах. Улучшение в этом двигательном качестве на 2,7 % показали только 18-летние студентки в 2012–2013 учебном году и 19-летние в 2013–2014 году на 1,8 %. Во всех остальных случаях результаты стали ниже во всех возрастных группах. Самый низкий результат показали студентки 18 лет в осеннем семестре 2014–2015 учебного года (152,04 ± 1,27 см), лучший результат у студенток осеннего семестра 2011–2012 учебного года (181,10 ± 3,96 см). Эти данные свидетельствуют о необходимости акцентирования внимания на физические упражнения, способствующие развитию данных групп мышц.

В тесте на общую выносливость (бег 1000 м) не выявлено закономерностей, связанных с частотой занятий физической культурой. Это может свидетельствовать о недостаточной физической подготовке студенток по одному из основных двигательных качеств человека.

Выводы

1. При наблюдении за возрастной динамикой физической подготовленности студенток, отнесенных по состоянию здоровья к III-й функциональной группе здоровья (СМГ), в течение 7 семестров установлена положительная динамика к весеннему семестру в 4 из 8 двигательных испытаний. В 2 тестах положительные результаты показывают только отдельные возрастные группы. Не отмечено позитивных изменений в характеритиках общей выносливости организма (тест «Бег 1000 м») и силы мышц нижних конечностей (тест прыжок в длину с места). Отсутствие положительных изменений к весеннему семестру или отрицательные результаты установлены в основном в старших возрастных группах (20–21 год), когда на кафедре физической культуры университета занятия со студентами проводятся 1 раз в неделю (3–4 курсы).

2. Мониторинг физической подготовленности студенток можно рассматривать как фактор усиления педагогической направленности физического воспитания молодежи. Полученные результаты позволили внести коррективы в построение учебного процесса, в частности, обратить особое внимание на развитие недостающих двигательных способностей с использованием соответствующих физических упражнений. Кроме того, при переходе на одно занятие в неделю студентам рекомендовано использовать управляемые самостоятельные занятия для поддержания необходимой физической кондиции, а также обязательное ведение ими дневника самоконтроля.


Библиографическая ссылка

Колокольцев М.М., Просвирина Л.Н. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА III-й ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ (СПЕЦМЕДГРУППА) // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 95-98;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35216 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674