В настоящее время проблема сохранения здоровья и работоспособности человека является одной из самых актуальных, особенно среди молодежи [1, 3].
Внимание следует уделить молодежи, так как в этот возрастной период необходимо и возможно сформировать максимально здоровый организм. Изучение двигательных качеств студентов позволит составить картину физической подготовленности студентов [2, 8]. В дальнейшем эти данные могут не только внести коррективы в учебную программу по физической культуре, но и выбрать индивидуальный подход к некоторым студентам, в зависимости от полученных результатов наблюдения [4, 5, 9]. Улучшение образовательной программы по физической культуре в вузе напрямую связано с физическим и психологическим здоровьем студентов, а также благоприятной для их работы и учебы обстановкой [6, 7].
С учетом этого изучение вопросов, связанных с характеристиками двигательных качеств студенток технического университета, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья, для совершенствования учебного процесса по физической культуре в техническом университете, представляется актуальным.
Цель работы: дать характеристику возрастной динамики двигательных качеств у студенток III-й функциональной группы (специальная медицинская группа) с учетом частоты занятий физической культурой для коррекции программы их физической подготовки.
Материалы и методы исследования
Обследовано 1636 студенток в возрасте от 18 до 21 года, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете, отнесенных по состоянию здоровья к III-й функциональной группе (спецмедгруппа). Наблюдение проведено в динамике обучения студенток в вузе с 1 по 7 семестры (сентябрь 2011, май 2012, сентябрь 2012, май 2013, сентябрь 2013, май 2014, сентябрь 2014 г.). Для оценки основных двигательных качеств девушек использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры. Для оценки быстроты: тест – бег на 20 м (с); силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – вис (с) и отжимание (раз); скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища – подъем туловища (раз); гибкости – наклон туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей – прыжок в длину с места (см); общей выносливости – бег на 1000 м (м:с). Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). В работе использовались параметрические методы обработки материала, с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах. Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне Р < 0,05 считали статистически значимыми.
Результаты исследования и их обсуждение
Для чистоты результата студентки были распределены по возрасту, а соответственно и уровню развития физических качеств.
При наблюдении за двигательными качествами в течение 7 семестров за разными группами 18-летних студенток установлено достоверное улучшение результатов в весенние семестры в тесте «Бег 20 м с хода»(рис. 1). В 2012–2013 учебном году результат улучшился с 3,52 ± 0,06 до 3,34 ± 0,02 (с), в 2013–2014 гг. – с 3,49 ± 0,04 до 3,34 ± 0,03 (с) (Р ? 00,5). Подобное улучшение результатов отмечено и у 19-летних студенток. В 2011–2012 учебном году результат у них составил 3,57 ± 0,05 с, в 2012–2013 улучшился на 0,21 с, а в 2013–2014 – на 0,28 с (Р ? 00,5). В старших возрастных группах (20–21 год) такой достоверной разницы по семестрам не установлено. Это может свидетельствовать о том, что при занятиях физической культурой 2 раза в неделю (1 и 2 курс) она развивает необходимые двигательные качества у студенток к концу каждого учебного года (май).
В силовом тесте «Вис» установлено ухудшение значений показателей во всех возрастных группах студенток, что свидетельствует о недостатке учебной программы по физической культуре в отношении развития этого двигательного качества.
В другом силовом тесте – «Отжимание» – (рис. 2) ухудшение в весеннем семестре отмечено только в возрастной группе 20 лет в 2011–2012 учебном году и в возрастной группе 21 год в 2012–2013 году. В остальном весенние результаты в тесте выше, чем в начале учебного года (сентябрь), что говорит о достаточном уровне развития двигательных качеств, а тенденций к значительному изменению характеристик в этом испытании не обнаружено.
В тесте, определяющем скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища, – «Подъем туловища за 30 секунд», отмечено (рис. 3), что студентки в 18 и 19 лет улучшают свои показатели к концу учебного года во всех весенних семестрах. Однако в возрасте 20–21 года, такой зависимости не установлено, что выявляет минусы обучения студенток физической культуре один раз в неделю для данного двигательного качества.
Рис. 1. Результаты в тесте «Бег 20 метров с хода»
Рис. 2. Результаты в тесте «Отжимание»
Рис. 3. Результаты в тесте «Подъем туловища за 30 сек»
Рис. 4. Результаты в тесте «Наклон вперед»