Выступая на заседании Совета по науке и образованию 23 июня 2014 г., Президент РФ В.В. Путин высказал мнение, что необходимо «...сделать новые качественные шаги в развитии отечественного технического образования» [4]. В докладе «О состоянии инженерного образования» в Российской Федерации» [3] руководителем Рособрнадзора С.С. Кравцовым выявлены основные проблемы инженерного образования, одной из которых является низкое качество образования, слабая связь с работодателями. Там же перед техническими вузами поставлена главная задача – развитие практико-ориентированного образования. Кроме того, развитие рыночных отношений в современных условиях предъявляет кардинально новые требования к работающим, одним из которых является конкурентоспособность, которая является интегральным качеством личности, включающим, по данным ряда авторов, от трёх до более чем двадцати компонентов [1]. Система высшего профессионального образования, ориентируясь на социальный заказ общества, должна обеспечивать подготовку конкурентоспособных специалистов, бакалавров. Важная роль при этом, конечно, отводится преподаванию дисциплин профессионального модуля, но не следует умалять значения и возможностей других курсов.
Химия является одной из фундаментальных дисциплин, знание и понимание основ которой способствует успешному освоению дисциплин профессионального цикла. Однако входной контроль химических знаний, умений и компетенций студентов технического вуза показывает довольно низкие результаты. Установлено, что одной из основных проблем студентов является слабое усвоение знаний характерных химических свойств неорганических веществ и знаний о качественных реакциях на вещества и ионы: 75 % респондентов не могут установить соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать; 72 % – не могут установить соответствие между формулами двух веществ и признаком реакции, протекающей между ними. Проблема обучения состоит и в том, что большинство студентов (82 %) считают химию ненужной для изучения наукой, отвлекающей внимание от изучения действительно необходимых специальных дисциплин. Для решения данной проблемы, основываясь на главных положениях предложенного А.А. Вербицким контекстно-компетентностного подхода [2], было использовано профессионально ориентированное обучение. Контекстно-компетентностный подход играет системообразующую роль в обучении, позволяя преобразовать учебную деятельность в квазипрофессиональную благодаря созданию обучающей профессионально ориентированной среды, не только увеличивает практическую направленность образовательного процесса, но и обогащает его личностными и ценностно-смысловыми компонентами, способствуя созданию условий для формирования конкурентоспособности выпускников. Использование принципов профессионально ориентированного обучения позволяет структурировать содержание изучаемого материала, отобрать именно те вопросы, которые необходимы для данной специальности и направления подготовки, сопровождая их адекватными содержанию формами, методами и средствами обучения.
В Юргинском технологическом институте Томского политехнического университета химия изучается на первом курсе студентами специальности 21.05.04 «Горное дело», направлений подготовки 35.03.06 «Агроинженерия», 15.03.01 «Машиностроение». В последнем направлении подготовки реализуется два профиля – «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» и «Оборудование и технология сварочного производства». Организация профессионально ориентированного обучения потребовала выявления педагогических условий его эффективного применения. В процессе работы были выделены четыре типа педагогических условий: методологические, мотивационные, организационные и содержательные. К методологическим условиям, кроме контекстно-компетентностного подхода, относятся деятельностный и личностно ориентированный подходы. Основным принципом личностно ориентированного подхода в образовательном процессе является признание индивидуальности студента, условия для развития которого создаются благодаря учету его личностных качеств и особенностей. В техническом вузе личностно ориентированный подход предполагает учет мотивационных особенностей студентов, их склонности к изучению точных наук. В преподавании химии личностно ориентированный подход способствует решению следующих задач:
1) роль преподавателя в этих условиях превращается в роль организатора учебной деятельности студента. Преподаватель организует учебную деятельность студента таким образом, чтобы он не пассивно воспринимал и поглощал текст учебного материала или слова преподавателя, а активно мыслил, извлекая необходимую научную информацию из источника. Это происходит на всех видах аудиторных занятий и в процессе самостоятельной и совместной работы. Благодаря такой организации студент выступает не пассивным потребителем информации, а активным её производителем;
2) усилить мотивацию к изучению химии как дисциплины посредством осознания практической значимости химии для успешного освоения дисциплин профессионального цикла, применения обучения с web-поддержкой на базе образовательной среды Moodle, обеспечивающего экономию ресурсов студентов, широкое использование заданий на совместную деятельность студентов на базе ресурсов Google, способствующих созданию ситуаций успеха и формированию необходимых для конкурентоспособного выпускника компетенций [5].
Таким образом, личностно ориентированный подход в обучении химии в техническом вузе требует разработки средств, форм и методов организации образовательного процесса с учётом их дифференциации относительно индивидуально-личностных особенностей и склонностей студентов к разным сферам профессиональной деятельности, уровня их готовности к обучению, способности к самообразованию.
Основной целью деятельностного подхода является формирование способности студента к активной самостоятельной деятельности, овладению практическими знаниями и умениями. При этом студент является одновременно как объектом педагогического воздействия, так и субъектом образовательного процесса. Использование деятельностного подхода в преподавании химии в техническом вузе позволяет решить следующие задачи:
– обеспечить взаимосвязь преподаваемой дисциплины с профессиональной деятельностью, рассматривая химию как часть общей системы подготовки специалиста (бакалавра);
– в практике проведения занятий по химии учитывать междисциплинарные связи, а также связь фундаментальных научных понятий и законов с практической профессиональной деятельностью;
– мотивировать студентов к обучению посредством объяснения значения изучаемого материала в профессиональной деятельности;
– показывать важность совместных действий, сотрудничества для достижения общей цели [6].
Деятельностный подход позволяет студентам осваивать содержание дисциплины последовательно и поэтапно, при этом осуществляется максимально полное раскрытие потенциала личности обучающегося, который самостоятельно создаёт ориентировочную основу своих действий при выполнении учебных задач.
К мотивационным условиям относится соответствие склонностей обучающихся будущей профессиональной деятельности. Для установления этого в начале изучения дисциплины проводится диагностика индивидуально-психологических особенностей студентов, что позволит определить потенциальные возможности студентов и так организовать профессионально-ориентированное обучение химии, чтобы обеспечить личностный рост и развитие обучающихся, а также учесть эти особенности в образовательном процессе. Кроме того, важными факторами, определяющими мотивацию студента к обучению, являются индивидуально-психологические особенности преподавателя и способы организации учебного процесса, которые также необходимо учитывать при организации профессионально ориентированного обучения химии.
Модель профессионально ориентированного обучения химии студентов технического вуза