ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОВЫШЕНИИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
1
Грушенко В.И.
1
1 ОУ ВО «Смоленский гуманитарный университет»
В статье рассматриваются изменения в образовательной среде с советских времен по настоящее время и утверждается, что главным объектом инновационного развития в образовании будет конечный, штучный Потребитель. Весь учебный процесс и подготовка кадров перестраивается на запросы и ценности индивидуального Потребителя – студента, слушателя, для чего используются современные технологии обучения и формы партнёрских отношений, участников образовательного процесса. Это становится возможным, в том числе благодаря активному внедрению дистанционных технологий и сетевого взаимодействия учебного заведения с различными партнёрами, обеспечивающих возможность доступа Потребителя к глобальным ресурсам. В статье описываются модели построения учебного процесса, ориентированные на индивидуализацию обучения, для предметной и курсовой систем обучения.
индивидуализация
конечный потребитель
дистанционные технологии обучения
модели обучения
сетевое взаимодействие
1. Грушенко В.И. Индивидуализация обучения на основе доступа к глобальным ресурсам» – «Инновации: Бизнес. Образование»: Материалы международной научно-практической конференции (21–22 ноября 2013 г.). – Киров, 2014.
2. Грушенко В.И. Разработка индивидуального образовательного проекта на основе доступа к глобальным ресурсам» – «Инновации: Бизнес. Образование»: Материалы международной научно-практической конференции (21–22 ноября 2013 г.). – Киров, 2014.
3. Грушенко В.И. Инновационная образовательная модель изучения профилирующих дисциплин по направлению «Менеджмент» // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: Изд-во: Государственный университет управления, 2013.
4. Лаврова Е.В. Основные направления инноваций в современном образовании: инновационные методы обучения // Материалы научно-практической конференции «Инновации: бизнес и образование» (18 июня 2010 г.). – Смоленск, 2010.
5. Положение об организации учебного процесса в ЧОУВО СИБП с использованием дистанционных технологий. – Смоленск: Изд-во СИБП, 2015.
Учитывая происходящие в настоящее время изменения в образовательной среде в условиях мировой глобализации, главным объектом инновационного развития в образовании будет конечный, штучный потребитель [1]. Создание своих ценностных потребителей на основе партнёрского взаимодействия и формирования желаемой для каждого из них образовательной ценности (как совокупность образовательных, информационных, консультационных и других услуг) или индивидуального образовательного проекта под выбранные цели профессиональной деятельности [2] будет основным вектором развития в системе образования. И это становится возможным благодаря активному внедрению дистанционных технологий и сетевого взаимодействия учебного заведения с различными партнёрами, обеспечивающих возможность доступа потребителя (клиента) к глобальным ресурсам [4].
Эту макрообразовательную тенденцию можно охарактеризовать как стремление каждого потребителя к индивидуализации.
Время массового спроса на специалистов постиндустриального общества завершилось. В сфере труда требуются специалисты, обладающие компетенциями в разных видах деятельности одного или нескольких направлений квалификации. Поэтому, преобразование и реформы в системе образования находятся в прямой зависимости от состояния, целей и стратегий развития экономики и социальной сферы.
На рис. 1–3 показаны этапы преобразований в системе образования в СССР, в послевоенный период и в России с начала перестройки по настоящее время.
Рис. 1. Этап 1: до 1990 г. Советская система образования, построенная на государственном планировании
Рис. 2. Этап 2: 1990–2010 гг. Система государственного и негосударственного образования в России в условиях формирования рыночной среды
Рис. 3. Этап 3: 2010 – по н.в. Система образования в России в процессе её реорганизации
Послевоенный период в СССР (после второй мировой войны 1941–1945 гг.) связан с эпохой активной индустриализации страны. Рынок труда требовал кадры по многим новым профессиям и специальностям, особенно, инженерным. Структура людей, желающих приобрести высшее образование, была, в основном, однородной, гомогенной, социально не разделённой. А спрос на специалистов значительно превышал возможности государственных вузов, т.е. Спрос >> Предложения. Конкурсы были очень высокие.
Вместе с тем, с учётом требований развития послевоенной, разрушенной войной экономики, необходимы были специалисты по широкому кругу специальностей и профессий. Поэтому ассортимент предлагаемых образовательных продуктов был значительно дифференцирован, и за каждым вузом государство закрепляло через Госплан определённый перечень специальностей, специализаций, по которым требовалась подготовка кадров для планируемых рабочих мест, создаваемых и развиваемых предприятий.
Безусловно, в условиях государственного планирования подготовки специалистов и распределения выпускников, конкуренции среди вузов не могло быть, по сути. Тем более, что конкуренция возможна только при условии, если выполняется условие «Предложение > Спрос».
Это был этап массовой подготовки требуемых кадров, поэтому, с точки зрения сущности терминологического восприятия «Индивидуализации», взаимосвязи не было никакой. Все студенты были встроены в стандартный учебный план специальности, специализации, в учебный график и в курсовую систему (то есть групповую) обучения.
Сама система образования работала хорошо, а качество подготовки кадров было высоким, что всегда отмечалось и работодателями и зарубежными специалистами.
Начавшаяся Перестройка в России, с конца 80-х гг. ХХ в., привела к радикальным изменениям в системе образования. Как положительный факт следует отметить открытие негосударственных (платных) учебных заведений, как альтернативную возможность для лиц, желающих получить высшее образование. И количество предложений постепенно стало превышать спрос. Но произошла и дифференциация спроса как среди клиентов, так и работодателей. И это объяснялось рядом факторов, в частности: финансовыми возможностями; свободой выбора учебного заведения; появлением новых профессий, специальностей в создаваемой рыночной экономике и др.
То есть новые задачи реформирования экономики и появившиеся возможности стали мощным фактором социальной мотивации как в системе образования, так и на рынке труда.
У людей появилось огромное желание проявить и заявить себя как личность, реализовать свои индивидуальные внутренние потребности и ценности. «Прессинг» массового коммунального сознания, массового социального общения был снят. И это стало мощным толчком к самоутверждению и индивидуализации. И высшая «частная» школа быстро на это среагировала, так как в неё пришли те люди, которые также стремились к свободе личности, к индивидуализации.
В России, в 90-е годы происходит не только быстрое создание негосударственного сектора образования, но и фрагментация гомогенных рынков, появляются целевые сегменты рынков на подобные образовательные предложения. К примеру, большой спрос возник на экономико-управленческие специальности, и сформировались разные рыночные сегменты, к примеру – руководители и специалисты советских предприятий; выпускники инженерных специальностей; выпускники среднеобразовательных школ, техникумов; преподаватели вузов, техникумов и др.
Люди стремились не только к новым знаниям и профессиям для «многообещающей» рыночной экономики, но и к поиску своей ниши, к самоутверждению и самостоятельному обеспечению благ для своей жизни. И это уже был поворот к индивидуализации.
Между государственными и негосударственными образовательными учебными заведениями началась жёсткая конкуренция за своих студентов и слушателей. К сожалению, равноправных условий для конкуренции создано не было для негосударственных образовательных заведений, которые не получали никакой государственной поддержки, и более того, в отношении них началась с середины 2000-х гг. нечестная информационная компания.
Более жёсткие условия заставляли негосударственные вузы быть более инновационными, мобильными и быстро реагировать или упреждать изменения во внешней среде. И об этом свидетельствует и опыт развития нашего института. К примеру, движение и переориентация в профильно-ориентированном направлении, на целевые рыночные сегменты, создание высокой дополнительной ценности образовательных услуг («Потребительская образовательная корзина»), внедрение дистанционных технологий в полном объёме и создание интернет-факультета, и, наконец, индивидуализация обучения, вплоть до формирования индивидуальной потребительской корзины и индивидуального образовательного проекта.
Сам вуз должен для этого не только интегрироваться в мировое образовательное пространство, но и выстроить систему партнёрских отношений в форме сетевого взаимодействия, чтобы обеспечить доступ к необходимым ресурсам.
Но ещё возникает проблема подготовки и наличия в штате сотрудников института маркетологов по партнёрским отношениям. Это должны быть специалисты, умеющие привлекать «ценностных» потребителей и формировать вместе с ним его индивидуальную образовательную корзину («Потребительскую корзину») или индивидуальный образовательный проект.
Безусловно, задачи и стратегии индивидуализации продаж образовательных услуг и задачи и стратегии индивидуализации через партнёрские отношения (формирование и удовлетворение потребительской ценности) это разные задачи и стратегии. И вуз должен сделать свой выбор.
Современные образовательные технологии позволяют реализовать две системы обучения, ориентированные на индивидуализацию, а именно:
– система дистанционного образования с использованием дистанционных технологий и, в частности, в полном объёме;
– система электронного обучения.
Первая система предполагает активное участие в учебном процессе всех участников: студент, преподаватель, консультант, менеджер по сопровождению, что обеспечивает ритмичную работу студентов, слушателей.
Вторая система электронного обучения построена на использовании программных продуктов, заменяющих «живой» контакт студента с участниками учебного процесса.
С нашей точки зрения, предпочтительней система обучения с использованием дистанционных технологий. В институте реализуется модель учебного процесса, как для курсовой, так и для предметной системы обучения [5].
На рис. 4, 5 приведена модель учебного процесса для предметной системы обучения с использованием дистанционных технологий [3].
Рис. 4. Эволюция образования от массовой подготовки кадров и индивидуализации обучения
Рис. 5. Модель организации учебного процесса для предметной системы обучения
Модель учебного процесса для предметной системы обучения с использованием дистанционных технологий реализуется уже семь лет и показала свою эффективность.
Грушенко В.И. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОВЫШЕНИИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1.
– С. 73-77;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35211 (дата обращения: 21.11.2024).