Оценивание образовательных результатов является одним из наиболее обсуждаемых вопросов педагогической науки и практики, что связано с непрерывно изменяющимися требованиями общества к результатам образования. Педагогическое оценивание рассматривается как систематический процесс определения степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым. «Оценка в учебной деятельности может рассматриваться как «показатель степени правильности и точности выполненного задания, так и самостоятельности и активности студента в работе» [2].
В условиях введения ФГОС ВПО актуальным и важным является оценивание таких образовательных результатов, как компетенции. Вузы решают эту задачу, создавая для каждой дисциплины основной образовательной программы Фонды оценочных средств в терминах компетенций, параллельно решая задачу создания механизмов мониторинга сформированности компетенций как образовательных результатов для совершенствования учебного процесса.
Оценивание образовательных результатов является важным средством стимулирования учебной деятельности студентов. Как показывает практика, попытки исключить контролирование деятельности студента полностью или частично из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Сегодня функции педагогического оценивания не сводятся только к выявлению недостатков организации образовательного процесса, а рассматриваются как его критический анализ, проводящийся для улучшения результатов обучения и повышения качества образования [2].
Мониторинг в образовании рассматривается учеными как наблюдение с целью контролирования изучаемого явления, а также как элемент получения информации об успешности проводимого изменения в учебном процессе (Вербицкая Н.О., Бодряков В.Д.); метод коррекции образовательных процессов в системе повышения квалификации (Воронцова В.Г.); исследование эффективности административной команды школы (Дерзкова Н.); экспертиза развития качества образования (Занин М., Ильясов Р.); система отслеживания инноваций (Орлов А.А.). Большинство авторов учебников по педагогике высшей школы выделяют педагогический тест, как наиболее эффективную форму оценивания знаний, умений и навыков студентов [4]. В свете требований нового образовательного стандарта тестовые задания должны быть ориентированы на проверку не только знаний, умений и навыков, но и уровня сформированности компетенций. Данный факт находит отражение в учебных программах, где для каждой формируемой компетенции должны быть разработаны оценочные средства. Контроль и оценка результата деятельности студента проводится непосредственно преподавателем в процессе практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В новых условиях обучения важными становятся:
– компетенции – как результат образования,
– образовательные технологии – как способ формирования компетенций,
– оценочные средства – как инструмент определения достижения заявленных результатов образования.
Студенты НГПУ им. К. Минина, обучающиеся по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей», изучают среди прочих дисциплину «Организация дистанционного сопровождения лиц с ОВЗ».
Образовательным результатом, формируемым в дисциплине, является умение проектировать и конструировать информационную среду для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на основе использования дистанционного сопровождения, автоматизированных рабочих мест и виртуальной коррекционно-развивающей среды.
Вместе с основными компетенциями, предусмотренными Федеральным образовательным стандартом по направлению подготовки, студенты получают дополнительные компетенции, которые позволят им в будущем работать с детьми с ОВЗ.
Во-первых, это компетенции, которые связаны с организацией обучения в дистанционной форме, например, такие как знание различий между очным уроком в классе и дистанционным уроком, организация обучения в режиме on-line, ведение электронной отчетности в системе дистанционного обучения и т.д.
Во-вторых, педагогические компетенции, которые связаны с использованием дистанционных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, например, способность использовать методические и программные средства для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психофизическими особенностями детей и особенностями изучаемого предмета [1].
Образовательные технологии, формирующие вышеназванные компетенции: проектная и технологии дистанционного обучения – педагогические технологии, которые основаны на широком применении инновационных методов обучения в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий.
Таблица 1
Критерии аттестации текущей работы по дисциплине
№ п/п |
Виды учебной деятельности |
Шкала |
Индикаторы оценки |
1 |
Участие в тестировании |
10 |
Выполнено верно 86–100 % заданий |
8 |
Выполнено верно 71–85 % заданий |
||
6 |
Выполнено верно 55–70 % заданий |
||
2 |
Доклады, презентации |
5 |
Выступление с докладом и презентацией |
4 |
Выступление с докладом без презентации |
||
2 |
Представлены доклад и презентация без выступления |
||
3 |
Практические работы |
10 |
Студент демонстрирует глубокие знания учебного материала по теме практической работы, демонстрирует умение устанавливать взаимосвязи основных понятий, используемых в работе, верно отвечает на дополнительные вопросы. Оформление работы соответствует всем требованиям. |
5 |
Студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при ответах на вопросы и в оформлении. |
||
3 |
Студент в целом освоил материал практической работы, ответил не на все вопросы и допустил неточности в оформлении. |
Таблица 2
Критерии аттестации итоговой работы
Шкала |
Индикаторы оценки |
Критерий 1. Соблюдение сроков выполнения проекта |
|
Критерий 2. Соблюдение психологических и физических особенностей обучения лиц с ОВЗ |
|
Критерий 3. Учтена возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого |
|
Критерий 4. Учтена возможность группового взаимодействия преподавателя и обучаемых |
|
Критерий 5. Степень разработанности структуры дистанционного курса для лиц с ОВЗ |
|
Критерий 6. Степень разработанности содержания дистанционного курса для лиц с ОВЗ |
|
Критерий 7. Степень разработанности практических заданий курса для лиц с ОВЗ |
|
Критерий 8. Качество графического представления курса для лиц с ОВЗ |
|
Критерий 9. Наличие глоссария курса |
|
Критерий 10. Наличие ссылок на Интернет-ресурсы |
|
Критерий 11. Степень самостоятельности разработки дистанционного курса для лиц с ОВЗ |