Формирование математической компетентности, как структурного компонента профессиональной компетентности будущего работника здравоохранения, является одной из приоритетных задач современного образования [5], требующей переосмысления содержания математических дисциплин и нового подхода к организации обучения математике [3].
В этой связи особую актуальность приобретает проблема увеличения эффективности учебного процесса в высшей школе, достижения поставленных целей (выполнения учебной программы), при минимализации временных затрат учащихся [1, 2].
В рамках поиска решения указанной проблемы сотрудниками кафедры физики, информатики и математики было проведено исследование среди студентов 1 курса факультета клинической психологии с целью выявления факторов, составляющих основу эмоционального дискомфорта учащихся при изучении дисциплины «Математика» в медицинском вузе [4].
Большинство студентов отметило, что источниками эмоционального дискомфорта являются:
● осознание отсутствия прочной базы школьных знаний для овладения материалом
● отсутствие мотивации при изучении дисциплины, нехватка примеров применения конкретной темы в профессиональной деятельности.
Кроме того, большой объем материала, представленного в учебнике, необходимость использования сразу нескольких источников для усвоения темы, серьезные временные затраты при отборе информации студенты отметили в качестве факторов формирования состояния переутомления в процессе обучения.
Полученные данные убедили нас в необходимости создания собственного учебного пособия, которое бы позволило студентам освоить в полном объеме учебный материал, минимизировав временные затраты на его изучение. Для этого издание должно отличаться:
● четкой структурой;
● полнотой и ясностью изложения теоретического материала;
● конкретными ссылками на школьный курс математики;
● подбором заданий с учетом профессиональной направленности;
● подробными примерами решения задач.
Работа по созданию такого учебного пособия была начата в 2010 году, а с 2011 года электронное издание активно используется нами в учебном процессе.
В текущем году мы решили проанализировать эффективность использования электронного учебного пособия в учебном процессе, используя статистические данные за три учебных года, с целью создания нового пособия.
Поскольку в 2009–2010 учебном году кафедра только приступила к разработке учебного пособия, то коэффициент его использования был принят за ноль. В 2010–2011 учебном году пособие готовилось к регистрации, отдельные элементы электронного издания апробировались в учебном процессе (8 тем из 18), поэтому коэффициент использования оказался равным 8:18 = 0,44. В июне 2011 года было получено свидетельство о государственной регистрации «Учебного пособия по математике для студентов факультета клинической психологии». Таким образом, пособие применялось в процессе обучения на протяжении 2011–2012 учебного года, и его коэффициент использования в указанном году мы приняли равным единице.
В качестве показателей учебной деятельности студентов мы использовали:
● величину среднего балла по математике в учебном году;
● количество оценок «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» на курсовом экзамене по математике;
● число студентов, рекомендованных кафедрой к освобождению от экзамена по итогам рейтингового контроля;
● величину среднего балла на экзамене по математике;
● количество учащихся – призеров и победителей олимпиад по дисциплине «математика»;
● величину среднего балла по практическим навыкам студентов.
Оказалось, что с внедрением в учебный процесс электронного учебного пособия кафедры количество отличных оценок на курсовом экзамене увеличилось с 4 % в 2009–2010 учебном году до 17 % в 2011–2012 учебном году. Подобного рода динамика наблюдалась и по числу оценок «хорошо». В 2009–2010 учебном году хорошие знания показали 13 % студентов, а в 2011–2012 учебном году – уже 17 % учащихся. С 31 % до 40 % возросло число студентов, ответивших на экзамене удовлетворительно. С момента начала использования пособия сократилось количество неудовлетворительных оценок на курсовом экзамене с 12 % в 2009–2010 учебном году до 7 % в 2011–2012 учебном году, а число студентов, не допущенных к экзамену по причине отсутствия зачета по дисциплине «Математика», уменьшилось с 25 % до 15 %.
2009–2010 |
2010–2011 |
2011–2012 |
||
1 |
Коэффициент использования пособия |
0 |
0,44 |
1 |
2 |
количество человек |
|||
Оценка на экзамене |
5 |
3,8 % |
14,3 % |
17,2 % |
4 |
13,5 % |
8,2 % |
20,7 % |
|
3 |
30,8 % |
32,6 % |
39,7 % |
|
2 |
11,5 % |
4,1 % |
6,9 % |
|
недопуск |
25 % |
26,5 % |
15,5 % |
|
неявка |
15,4 % |
14,3 % |
0 |
|
пересдача |
первая |
44,2 % |
42,9 % |
19 % |
вторая |
34,6 % |
24,5 % |
6,9 % |
|
рейтинг |
участие в рейтинге |
13,5 % |
22,4 % |
34,5 % |
освобождены по рейтингу |
0 |
6,1 % |
8,6 % |
|
призеры олимпиады |
0 |
6,1 % |
3,4 % |
|
3 |
средний балл на экзамене |
|||
3,16 |
3,55 |
3,57 |
||
4 |
средний балл за практические навыки |
|||
3,48 |
3,38 |
4,0 |
||
5 |
средний балл за учебный год |
|||
2,93 |
3,14 |
3,17 |
Рис. 1. Результаты экзамена 2009–2010
Рис. 2. Результаты экзамена 2010–2011
С 2009–2010 учебного года увеличилось число учащихся, принимавших участие в системе рейтингового контроля по дисциплине «Математика». Если в 2009–2010 учебном году доля таких студентов составила 13,5 %, то в 2010–2011 учебном году уже 22,4 %, а в 2011–2012 учебном году 34,5 %. Значительно увеличилось число студентов, получивших рекомендацию кафедры к освобождению от курсового экзамена по результатам рейтингового контроля: с 6,1 % до 8,6 %.
С момента введения учебного пособия в учебный процесс наметился рост величины среднего балла на экзамене. В 2009–2010 учебном году он составлял 3,16, в 2010–2011 учебном году уже – 3,55, а в 2011–2012 учебном году – 3,57. Возросло количество студентов, прошедших отбор по результатам успеваемости в течение учебного года для участия в олимпиадах по математике. Если в 2009–2010 учебном году таких студентов не было вовсе, то в последующие годы их число составило 6,1 % и 3,4 % соответственно.
Использование учебного пособия оказало помощь студентам и в подготовке к сдаче практических навыков по математике. Об этом свидетельствует динамика изменения величины среднего балла за практические навыки. Средний балл увеличился с 3,48 в 2009–2010 учебном году до 4,0 в 2011–2012 учебном году.
Одновременно наблюдалась отрицательная корреляция между коэффициентом использования учебного пособия в учебном процессе и числом студентов, присутствовавших на первой пересдаче экзамена по математике. Количество учащихся на пересдаче сократилось на 25,2 % в 2011–2012 учебном году по сравнению с 2009–2010 учебным годом.
Рис. 3. Результаты экзамена 2011–2012
Аналогичную ситуацию мы наблюдали на второй пересдаче экзамена, поскольку в 2011–2012 учебном году число неуспевающих студентов составило 6,9 % по сравнению с 34,6 % и 24,5 % в 2009–2010 и 2010–2011 учебных годах соответственно.
А вот средний балл по дисциплине в учебном году вырос по сравнению с 2009–2010 учебным годом с 2,93 до 3,17 в 2011–2012 учебном году.
Все приведенные данные свидетельствуют о высокой эффективности использования «Учебного пособия по математике для студентов факультета клинической психологии» в учебном процессе на кафедре физики, информатики и математики и о целесообразности применения продуманных, четко структурированных электронных учебных пособий для выполнения учебной программы и в дальнейшем. По мнению студентов кафедры, учебное пособие по математике позволяет им уменьшить временные затраты на изучение материала учебного курса, снижая утомляемость и одновременно повышая успешность освоения дисциплины.
Библиографическая ссылка
Снегирева Л.В., Рубцова Е.В. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 11. – С. 101-104;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35189 (дата обращения: 24.11.2024).