Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Снегирева Л.В. 1 Рубцова Е.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России»
В статье проведен анализ результатов внедрения авторских электронных дидактических разработок в учебный процесс на основе изучения показателей учебной деятельности студентов медицинского вуза. В качестве показателей учебной деятельности студентов авторами использовались величина среднего балла в учебном году, количество оценок «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» на курсовом экзамене, число студентов, рекомендованных кафедрой к освобождению от экзамена по итогам рейтингового контроля, величина среднего балла на экзамене, количество учащихся – призеров и победителей олимпиад по дисциплине, величина среднего балла по практическим навыкам студентов. Изучение авторами динамики показателей учебной деятельности студентов за три года, данные корреляционного анализа с коэффициентом использования электронного учебного пособия дают основание утверждать о достаточно высокой эффективности использования авторских дидактических разработок в педагогическом процессе.
электронные дидактические разработки
учебная деятельность
корреляционный анализ
педагогический процесс
1. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие. – Москва: Академия, 2010. – 192 с.
2. Осин А.В., Калина И.И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. – Москва, Агентство «Социальный проект», 2007. – 28с.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Москва: НИИ школьных технологий, 2004. – 224 с.
4. Снегирева Л.В., Тарасова С.А. Сравнительный анализ особенностей учебной мотивации студентов медицинского вуза // Наука XXI века: теория, практика, перспективы: сб.тр. международной науч-практич. конф. – Уфа, 2014. – С. 145–146.
5. Федерaльный госудaрственный обрaзовaтельный стaндaрт высшего профессионaльного обрaзовaния по нaпрaвлению подготовки (специaльности) 030401 Клиническaя психология (квaлификaция (степень) «специaлист») / Минобрнaуки России. – М., 2010. – 49 с.

Формирование математической компетентности, как структурного компонента профессиональной компетентности будущего работника здравоохранения, является одной из приоритетных задач современного образования [5], требующей переосмысления содержания математических дисциплин и нового подхода к организации обучения математике [3].

В этой связи особую актуальность приобретает проблема увеличения эффективности учебного процесса в высшей школе, достижения поставленных целей (выполнения учебной программы), при минимализации временных затрат учащихся [1, 2].

В рамках поиска решения указанной проблемы сотрудниками кафедры физики, информатики и математики было проведено исследование среди студентов 1 курса факультета клинической психологии с целью выявления факторов, составляющих основу эмоционального дискомфорта учащихся при изучении дисциплины «Математика» в медицинском вузе [4].

Большинство студентов отметило, что источниками эмоционального дискомфорта являются:

● осознание отсутствия прочной базы школьных знаний для овладения материалом

● отсутствие мотивации при изучении дисциплины, нехватка примеров применения конкретной темы в профессиональной деятельности.

Кроме того, большой объем материала, представленного в учебнике, необходимость использования сразу нескольких источников для усвоения темы, серьезные временные затраты при отборе информации студенты отметили в качестве факторов формирования состояния переутомления в процессе обучения.

Полученные данные убедили нас в необходимости создания собственного учебного пособия, которое бы позволило студентам освоить в полном объеме учебный материал, минимизировав временные затраты на его изучение. Для этого издание должно отличаться:

● четкой структурой;

● полнотой и ясностью изложения теоретического материала;

● конкретными ссылками на школьный курс математики;

● подбором заданий с учетом профессиональной направленности;

● подробными примерами решения задач.

Работа по созданию такого учебного пособия была начата в 2010 году, а с 2011 года электронное издание активно используется нами в учебном процессе.

В текущем году мы решили проанализировать эффективность использования электронного учебного пособия в учебном процессе, используя статистические данные за три учебных года, с целью создания нового пособия.

Поскольку в 2009–2010 учебном году кафедра только приступила к разработке учебного пособия, то коэффициент его использования был принят за ноль. В 2010–2011 учебном году пособие готовилось к регистрации, отдельные элементы электронного издания апробировались в учебном процессе (8 тем из 18), поэтому коэффициент использования оказался равным 8:18 = 0,44. В июне 2011 года было получено свидетельство о государственной регистрации «Учебного пособия по математике для студентов факультета клинической психологии». Таким образом, пособие применялось в процессе обучения на протяжении 2011–2012 учебного года, и его коэффициент использования в указанном году мы приняли равным единице.

В качестве показателей учебной деятельности студентов мы использовали:

● величину среднего балла по математике в учебном году;

● количество оценок «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» на курсовом экзамене по математике;

● число студентов, рекомендованных кафедрой к освобождению от экзамена по итогам рейтингового контроля;

● величину среднего балла на экзамене по математике;

● количество учащихся – призеров и победителей олимпиад по дисциплине «математика»;

● величину среднего балла по практическим навыкам студентов.

Оказалось, что с внедрением в учебный процесс электронного учебного пособия кафедры количество отличных оценок на курсовом экзамене увеличилось с 4 % в 2009–2010 учебном году до 17 % в 2011–2012 учебном году. Подобного рода динамика наблюдалась и по числу оценок «хорошо». В 2009–2010 учебном году хорошие знания показали 13 % студентов, а в 2011–2012 учебном году – уже 17 % учащихся. С 31 % до 40 % возросло число студентов, ответивших на экзамене удовлетворительно. С момента начала использования пособия сократилось количество неудовлетворительных оценок на курсовом экзамене с 12 % в 2009–2010 учебном году до 7 % в 2011–2012 учебном году, а число студентов, не допущенных к экзамену по причине отсутствия зачета по дисциплине «Математика», уменьшилось с 25 % до 15 %.

2009–2010

2010–2011

2011–2012

1

Коэффициент использования пособия

0

0,44

1

2

количество человек

Оценка на экзамене

5

3,8 %

14,3 %

17,2 %

4

13,5 %

8,2 %

20,7 %

3

30,8 %

32,6 %

39,7 %

2

11,5 %

4,1 %

6,9 %

недопуск

25 %

26,5 %

15,5 %

неявка

15,4 %

14,3 %

0

пересдача

первая

44,2 %

42,9 %

19 %

вторая

34,6 %

24,5 %

6,9 %

рейтинг

участие в рейтинге

13,5 %

22,4 %

34,5 %

освобождены по рейтингу

0

6,1 %

8,6 %

призеры олимпиады

0

6,1 %

3,4 %

3

средний балл на экзамене

3,16

3,55

3,57

4

средний балл за практические навыки

3,48

3,38

4,0

5

средний балл за учебный год

2,93

3,14

3,17

sn1.wmf

Рис. 1. Результаты экзамена 2009–2010

sn2.wmf

Рис. 2. Результаты экзамена 2010–2011

С 2009–2010 учебного года увеличилось число учащихся, принимавших участие в системе рейтингового контроля по дисциплине «Математика». Если в 2009–2010 учебном году доля таких студентов составила 13,5 %, то в 2010–2011 учебном году уже 22,4 %, а в 2011–2012 учебном году 34,5 %. Значительно увеличилось число студентов, получивших рекомендацию кафедры к освобождению от курсового экзамена по результатам рейтингового контроля: с 6,1 % до 8,6 %.

С момента введения учебного пособия в учебный процесс наметился рост величины среднего балла на экзамене. В 2009–2010 учебном году он составлял 3,16, в 2010–2011 учебном году уже – 3,55, а в 2011–2012 учебном году – 3,57. Возросло количество студентов, прошедших отбор по результатам успеваемости в течение учебного года для участия в олимпиадах по математике. Если в 2009–2010 учебном году таких студентов не было вовсе, то в последующие годы их число составило 6,1 % и 3,4 % соответственно.

Использование учебного пособия оказало помощь студентам и в подготовке к сдаче практических навыков по математике. Об этом свидетельствует динамика изменения величины среднего балла за практические навыки. Средний балл увеличился с 3,48 в 2009–2010 учебном году до 4,0 в 2011–2012 учебном году.

Одновременно наблюдалась отрицательная корреляция между коэффициентом использования учебного пособия в учебном процессе и числом студентов, присутствовавших на первой пересдаче экзамена по математике. Количество учащихся на пересдаче сократилось на 25,2 % в 2011–2012 учебном году по сравнению с 2009–2010 учебным годом.

sn3.wmf

Рис. 3. Результаты экзамена 2011–2012

Аналогичную ситуацию мы наблюдали на второй пересдаче экзамена, поскольку в 2011–2012 учебном году число неуспевающих студентов составило 6,9 % по сравнению с 34,6 % и 24,5 % в 2009–2010 и 2010–2011 учебных годах соответственно.

А вот средний балл по дисциплине в учебном году вырос по сравнению с 2009–2010 учебным годом с 2,93 до 3,17 в 2011–2012 учебном году.

Все приведенные данные свидетельствуют о высокой эффективности использования «Учебного пособия по математике для студентов факультета клинической психологии» в учебном процессе на кафедре физики, информатики и математики и о целесообразности применения продуманных, четко структурированных электронных учебных пособий для выполнения учебной программы и в дальнейшем. По мнению студентов кафедры, учебное пособие по математике позволяет им уменьшить временные затраты на изучение материала учебного курса, снижая утомляемость и одновременно повышая успешность освоения дисциплины.


Библиографическая ссылка

Снегирева Л.В., Рубцова Е.В. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 11. – С. 101-104;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35189 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674