Актуальность исследования. Задача социализации детей, оставшихся без попечения родителей, посредством передачи в замещающие семьи тесно соприкасается с задачей проведения их широко направленного воспитания и развития. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, – например, в семье, в которой ребёнку предстоит расти далее, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов.
Что же является основными источниками сплочения принимающей семьи, содержательной жизни ребёнка в ней и накопления позитивных жизненных впечатлений, с нашей точки зрения? В первую очередь, это посещение историко-краеведческих музеев, походы по историческим местам, организация и пополнение экспозиций музея внутри КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а затем и создание семейного музея, где будут представлены как вещи, которые дороги ребёнку, так и реликвии самой семьи [1, 2, 3].
Члены принимающей семьи в качестве семейного творческого дела могут провести интервьюирование участников и свидетелей исторических событий. Например, ветеранов Великой Отечественной войны, а также воинов, исполнявших свой гражданский долг в Афганистане. Определяющими формами представления собранного детьми и взрослыми материала семейных реликвий являются текстовые документы, фотографии, аудиофайлы и видеоролики. Они подвергаются тщательному и всестороннему анализу, обработке, редактированию для придания им свойств музейной наглядности. На основе совокупности данных материалов воспитанники КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» делают презентации в программе «Power Point» для показа на уроках в родной школе, а также на внеурочных занятиях. А в режиме дополнительного образования пополняют альбомы Мариинской галереи, создают новые альбомы, собирают пояснительный материал лично либо при помощи образовательных сайтов [3, 4, 5, 9].
Помимо возрастных возможностей восприятия, мы руководствуемся соображениями педагогического такта, чтобы воспитанники не знали, что они не социализированы, и не адаптированы в принимающей семье. Они будут скорее чувствовать, нежели осознавать недостаток у них социального опыта. Но и при таком незнании с их стороны результативность нашей работы не менее высока, поскольку объективной потребностью каждого ребёнка является потребность в общении, во внимании к нему со стороны сверстников и взрослых. Указанная потребность является для него движущей силой на пути познания, приводящей на практике к участию в сетевом проекте «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». Таким образом, для нас открывается возможность проследить, как происходит социализация ребёнка в принимающей семье благодаря совокупности факторов культуры, истории и искусства, в данном случае – призванных сплотить семью в общем творческом и познавательном процессе [6, 7, 8].
Цель исследования – разработать и апробировать механизм социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
Объект исследования – социализация воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
Предмет исследования – процесс социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
Задачи исследования на ближайшие 5 лет подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические.
К нормативно-правовым и организационным задачам относятся:
1. Создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое сотрудничество образовательных учреждений в области социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
2. Совершенствование механизма функционирования телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», направленного на реализацию модели социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи [7].
3. Реализация новых подходов к организационному построению процесса в области социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи, используя дистанционные образовательные технологии.
4. Организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций.
5. Формирование системы мониторинга работы в рамках телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления им с целью оптимизации работы в области социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
6. Разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко».
7. Совершенствование процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи в учреждениях, вовлечённых в экспериментальную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов «Мариинской галереи».
К методическим и психолого-педагогическим задачам относятся:
1. Освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, организованного в области социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи среди учреждений и образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
2. Освоение педагогами практики составления и использования программ социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов.
3. Освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса.
4. Внедрение в практику педагогов-предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
5. Введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта.
6. Освоение педагогами методов комплексного оценивания воспитанников, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения.
7. Разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования воспитанников и педагогов в рамках телекоммуникационного образовательного пространства.
К финансово-экономическим задачам относятся:
1. Эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» с использованием дистанционного обучения.
2. Определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия.
3. Разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов.
4. Проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
5. Улучшение учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.
Гипотеза.
Определение воспитанников в замещающие семьи обеспечит новое качество их надлежащей социализации, если:
– разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в процессе социализации воспитанников детского дома путём определения в замещающие семьи воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
– освоен механизм построения телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» и реализована модель определения в замещающие семьи воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;
– педагогами освоено новое информационно-образовательное пространство, способы и приемы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» путём их определения в замещающие семьи;
– в педагогическую практику введена критериальная система оценивания результатов социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети;
– сформирована система мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления ею с целью оптимизации работы по социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
Перечень используемых методик:
– обобщение и анализ педагогического опыта социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– диагностика процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;
– методика мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– анализ продуктов деятельности образовательных учреждений– участников площадки.
Инновационный потенциал:
– построение и реализация модели социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– разработка технологии взаимодействия формального, неформального и информального образования по социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– формирование системы мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
Ожидаемые результаты:
– разработка и апробация механизма социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– решение нормативно-правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и финансово-экономических задач.
Методы исследования:
– анализ и обобщение научных исследований и актуального педагогического опыта;
– диагностика характеристик процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– анализ мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– анализ продуктов и результатов деятельности учреждений-участников площадки.
По результатам экспериментальной работы планируется:
– метапрограммы педагогов-участников площадки;
– рекомендации образовательным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы метапредметных достижений воспитанников;
– система мониторинга социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;
– научно-методическая конференция «Социализация воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи».
План поэтапной реализации эксперимента
Первый этап – диагностико-ориентировочный – 2015 г.
– Проведение комплексного анализа по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети.
– Определение модели сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения (КОУ РО «Детский дом г. Азова») с другими образовательными учреждениями.
– Конструирование единой региональной системы мониторинга социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
– Разработка содержания метапрограмм социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.
– Проведение мониторинга образовательных потребностей воспитанников и принимающих их родителей (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как: служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников).
– Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы для принимающих семей, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы).
– Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов по вопросам замещающих семей).
– Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).
Второй этап – проектировочно-организационный – 2016 г.
– Утверждение сетевой модели использования информационно-образовательных ресурсов в решении проблемы социализации воспитанников путём определения в замещающие семьи.
– Завершение комплексного анализа возможностей воспитания и развития и потребностей воспитанников базового экспериментального учреждения.
– Подготовка рекомендаций учреждениям государственной поддержки детства (в зависимости от типа) по организации сетевого взаимодействия.
– Освоение психолого-педагогической диагностики уровня социализации воспитанников путём определения в замещающие семьи в условиях сетевого взаимодействия.
– Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях школы принимающей семьи приемов открытых образовательных технологий.
– Отбор критериального аппарата, единого для всех участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», реализации метапредметных программ.
– Выявление образовательных учреждений, готовых к обмену ресурсами в решении проблемы социализации воспитанников путём определения в замещающие семьи посредством метапрограмм.
Третий этап – аналитико-корректировочный – «Совершенствование» – 2017–2020 гг.
– Подведение промежуточных итогов деятельности учреждений-участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по реализации проблемы исследования.
– Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.
– Проведение оценки эффективности использования ресурсов телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» в решении проблемы социализации воспитанников путём определения в замещающие семьи.
Мы склонны полагать, что успешная реализация выше приведённой программы внесёт свою посильную лепту, чтобы решение задачи социализации детей, оставшихся без попечения родителей, посредством их передачи в замещающие семьи стало ещё одним своевременным и адекватным шагом к стабилизации существующего в настоящее время социального положения в Российской Федерации и государствах СНГ.
Библиографическая ссылка
Латышев О.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ИХ ПЕРЕДАЧИ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 11. – С. 75-79;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35184 (дата обращения: 21.11.2024).