Процесс интеллектуализации профессиональной подготовки бакалавров техники и технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения актуален по ряду причин. Во-первых, успехи инженерных наук и инновации в области техники и технологии, мировое научное сообщество выводят на передний план развитие NBIC технологий (N-нано; B-био; I-инфо; C-когно) [1]. Во-вторых, новое время требует высокого уровня развития инженерного мышления, который обеспечит освоение инновационных технологий по проблемам сохранения окружающей природной среды. В-третьих, реализация процесса интеллектуализации обеспечит повышение качества профессиональной подготовки бакалавров в условиях вуза. В-четвертых, Европейская Федерация Национальных Ассоциаций Инженеров (ФЕАНИ) сертифицирует программы инженерной подготовки на основе «потенциала компетентности», включающие системные параметры процесса интеллектуализации, которые связаны с новым пониманием масштабности роли инженера в современном обществе [2].
В традиционном понимании понятие «интеллектуализация» рассматривается как процесс развития интеллекта при обучении. Это так называемые развивающие модели обучения, которые можно рассматривать как проявление глубинной потребности общественного развития в новом типе интеллектуально развитой личности [3]. Отметим тот факт, что развивающие модели обучения как стратегия профессионального образования несут глубокие изменения через взаимосвязь интеллектуальных, духовно-нравственных, волевых, эмоциональных характеристик личности, что имеет актуальное значение и востребовано в условиях реализации ФГОС.
С позиции психолого-педагогической науки научное обоснование понятия «интеллектуализация» как принципа дидактики, используемого в профессиональной подготовке бакалавров техники и технологии, выражается в следующих параметрах:
● процесс интеллектуализации – решающее условие, закономерный процесс и следствие развития науки, производства, научно-технического прогресса;
● процесс интеллектуализации ориентирован на повышение методологического, теоретического уровня обучающихся, содействует углублению научной, исследовательской подготовки, развитию творческих способностей специалиста [4].
Методологической основой принципа интеллектуализации является системный и деятельностный подходы, ориентирующие на преобразование содержательных, деятельностных, критериальных компонентов профессиональной подготовки. Таким образом, востребованный сегодня процесс интеллектуализации, мы рассматриваем как особый принцип профессиональной подготовки, включающий систему важнейших требований:
● насыщение содержания современными научными воззрениями, стимулирующими интеллектуальное развитие и обогащающими мышление методологией научного познания;
● формирование системы профессиональных знаний с учетом их системности, динамичности, инновационности;
● развитие механизмов мышления, логических приемов, связанных с постановкой цели и выработкой концепции ее достижения, со способностью к оценочным действиям [5].
Соблюдение указанных требований обеспечит эффективное и качественное развитие будущего инженера. Отметим, что выпускник технического вуза (бакалавр, магистр), выходя в реальную практику, попадает в ситуацию неопределенности, поэтому принцип интеллектуализации требует преобразования как содержания, средств, методов, так и деятельностного компонента профессиональной подготовки.
Интеллектуализация содержания предусматривает включение развивающих направлений, обеспечивающих единство стиля мышления с моделирующим познанием. Интеллектуализация средств обучения ориентирована на расширение методов познания.
Остановимся более подробно на аспектах интеллектуализации содержания профессиональной подготовки.
В содержании дисциплин естественнонаучного, гуманитарного циклов должно выделяться не только усвоение определенной информации; не только заучивание математических, химических, физических теорий, законов, правил, а, прежде всего, должны быть выделены элементы методологического познания, раскрывающие целостный окружающий мир с его закономерностями, проблемами, взаимосвязями и перспективами развития. При этом знания как таковые не исчезают, они перестают быть самоцелью обучения. Методологическая основа направлена на получение особых знаний и умений, знаний и умений о способах переноса учебной информации и профессиональных умений. Это так называемое интеллектуальное знание, знание, синтезированное самим студентом, которое существует наряду с готовым знанием.
Интеллектуальное знание – составляет главный компонент мировоззрения, которое предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению. В курсах дисциплин рационально использовались философские, мировоззренческие, логические знания, в том или ином объеме, которые способствуют выработке методов познания, формируют взгляд человека на мир, их использование в обучении необходимо для познания действительности и ориентации в окружающей жизни. Отметим тот факт, что приоритетные содержательные направления: философско-культурологическое, социально-экономическое, когнитивное, инновационно-технологическое – обеспечивают основу интеллектуально-инновационной деятельности студента (ИИД). Отбор содержания позволяет построить ряд законченных логических структур знаний – модулей (предметных и межпредметных), адекватных интеллектуально-образовательному пространству, ориентированных на саморазвивающуюся стратегию знаний на основе сочетания полей «профессионального» и «интеллектуального» знания.
Отметим тот факт, что процесс интеллектуализации профессиональной подготовки является целенаправленным, системным, поэтапным. На адаптивном этапе проходит осмысление концептуальных основ, теоретико-методологических обоснований, координация всех компонентов системы. На базовом этапе осуществляется разработка, создание научно-методического, технологического инструментария, текущая диагностика, корректировка содержания учебных программ, спецкурсов и их интеграция с другими учебными дисциплинами. На прогностическом этапе осуществляется исследовательское, производственное проектирование, решение профессиональных задач.
Важным условием реализации процесса интеллектуализации является создание единого интеллектуально-образовательного пространства (ИОП), под которым понимается педагогическая реальность, основанная на преобразовании взаимоотношений в системе «технический вуз – промышленное предприятие – социум»; оно является многомерным, иерархически построенным, включающим в себя ряд подпространств. Реализуемая теоретическая модель включает взаимосвязанные компоненты, является целостной, динамичной, развивающейся, открытой и управляемой (рис. 1).
Содержание процесса интеллектуализации структурируется в системе учебных, профессиональных задач и заданий, решение которых обеспечивает становление субъектной позиции студентов. Профессиональные задачи создают интеллектуальную нагрузку на все виды учебной, научной деятельности и в том числе актуализируют культуру умственного труда, культуру рефлексивного мышления, обеспечивают переход к метапознавательной деятельности как осознанному использованию собственных приемов построения алгоритмов, способов анализа сложных проблемных ситуаций. Это задачи на построение стратегий совместного и индивидуального решения проблем, на выбор способов решения. При решении задач данного класса бакалавр осознает собственные способы действий и стратегии решения проблемных ситуаций, осваивает новую личностную позицию – ориентирование на новые способы получения знания. Профессиональные ситуации, включают студентов на разработку оптимальных стратегий, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью. Одной из важных форм создания такой учебной ситуации выступает деловая игра. Предусматривая освоение студентами таких ведущих ролей будущей профессиональной деятельности, как: «инженер», «практик», «исследователь», «новатор», «консультант», «оппонент», «программист», деловая игра ориентирует на разработку совместного творческого проекта с последующим обоснованием, всесторонним анализом.
Теоретическая модель реализации процесса интеллектуализации в техническом вузе
Для оценки качества процесса интеллектуализации мы выделили 25 параметров, каждый из которых отнесен к одному из 5 блоков. Первый блок включал оценку основных характеристик интеллектуальной деятельности студента на учебном занятии: степень интеллектуальной активности на занятии; умение решать проблемные ситуации; выполнение творческих заданий на учебном занятии; подготовка учебных проектов; рефераты по теме, курсу. Второй блок включал параметры оценки основных характеристик в научно-исследовательской работе: участие в конкурсах, выставках; в олимпиадах различного уровня; количество публикаций; количество докладов на конференциях; участие в хоздоговорных разработках. Третий блок проводил оценку эффективности культуры умственного труда: рациональность и эффективность использования времени; степень ответственности, организованности, заинтересованности; умение планировать и выполнять поставленные цели; освоение новых информационных технологий; совершенствование приемов по развитию памяти, внимания, мышления. Четвертый блок оценивал степень саморазвития: способность к рефлексии; моделирование интеллектуальной деятельности; освоение технологий непрерывного саморазвития, самоорганизация образовательной деятельности; предвидение возможных препятствий в собственной деятельности; проведение собственного контроля, мониторинга. Пятый блок связан с оценкой опыта гуманистического, эмоционального отношения: толерантность, гуманность, выработка индивидуального интеллектуального стиля, обогащение общей культуры.
Использование специальной квалиметрической процедуры позволяет корректировать список оценочных показателей процесса интеллектуализации, дополняя или сокращая его, вводя другие показатели. Для определения степени проявления каждого из 25 признаков процесса интеллектуализации устанавливаются уровни оценок: 0 – признак не проявляется; 1 – проявляется частично; 2 – проявляется частично под руководством педагога; 3 – проявляется самостоятельно в полной мере; 4–проявляется на высшем уровне. Интегральная оценка процесса интеллектуализации (Ки) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов по всем показателям (Σ К), используемых на конкретном этапе, курсе, максимально возможному их числу (Кмах ):
.
Например, Кмах для 25 показателей будет составлять 70–100 баллов (70–100 %) – творческий уровень сформированности качественных характеристик процесса, для 50–70 баллов – поисковый уровень, для 20–50 баллов репродуктивный уровень. При таком подходе, оперируя статистическими данными средних показателей за учебный год, за время обучения в вузе, можно говорить не только о качестве развития бакалавра, но и об эффективности сформированности общекультурных, профессиональных компетенций.
Результаты процесса интеллектуализации дополнительно оценивались по методике «Портфолио» и анализировались по вертикали (I–IV курс), горизонтали в пределах курса. Процесс интеллектуализации строился на использовании личностно ориентированных технологий, преобразовании взаимоотношений между вузом и предприятием, включающих некий инвариант приоритетных направлений, реализуемых выпускающими кафедрами: изучение прогрессивных методов организации труда на производствах; курсовое, дипломное проектирование интегрированного характера; расширение направлений НИРС, УИРС; организация научно-исследовательских практик; создание научно-технических программ, ориентированных на производственные заказы.
Библиографическая ссылка
Егорова Г.И., Егоров А.Н. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 10. – С. 86-89;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35165 (дата обращения: 21.11.2024).