Общемировые тенденции в образовании, выраженные в интеграции национальных систем образования, в подготовке бакалавров, предполагают и изменения в подходах обучения и пересмотра форм организации учебной, научно-исследовательской деятельности студентов, в частности бакалавров. Введение новой парадигмы в образовании способствует вытеснению традиционных когнитивных ориентаций образования. Также введение компетентностного подхода предполагает внедрение нового содержания образования, его методов и технологий.
Вопросами подготовки студентов к научно-творческой деятельности в высшем образовании, в частности, в направлении научно-технического образования, уделяется значительное внимание в работах М.Г. Гарунова, А.К. Марковой, А.Я. Савельева, А.А. Слободянюка, Ю.А. Зинчено и др.
Организация и постановка исследовательской работы среди учащейся молодежи нашла отражение в работах Ю.Н. Кулюткина, Б.Ф. Сорокина. Особое внимание уделяет в своей работе Ю.Н. Кулюткин [7] на мотивацию престижа, он считает, что в этом случае студент получает удовлетворение, выделяясь из среды окружающих его людей, в таком учении не участвующих. Цель учебного исследования, по мнению Журавской В.М. [4], не только конечный результат (знание), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в молодежном сообществе.
Несмотря на многочисленные исследования в этой области, до сих пор не в полной мере исследованы возможности разных подходов, позволяющих преподавателям управлять научно-исследовательской деятельностью студентов младших курсов.
Целью исследования является формирование научно-исследовательской компетенции студентов младших курсов.
Основная идея исследования состоит в вовлечении студентов младших курсов в научно-исследовательскую деятельность и разработке системы непрерывной инновационной подготовки будущего специалиста в рамках научно-исследовательской деятельности, способного видеть, формулировать и решать актуальные научные проблемы профессиональной деятельности, находить принципиально новые творческие решения и внедрять их в практической деятельности.
Согласно федеральным образовательным стандартам профессионального образования, бакалавр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело готовится к следующим видам деятельности:
– экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД);
– проектная деятельность (ПД);
которые подразумевают, такие виды деятельности, как: анализировать информацию по технологическим процессам и технологическим устройствам; проводить статистическую обработку результатов; уметь составлять проектную документацию и т.д.
Исходя из требований ФГОС-3 и современности, можно сделать вывод, что НИРС студентов является одним из главных компонентов в формировании научно-исследовательской компетенции.
Под научно-исследовательской деятельностью студентов младших курсов (НИРС) будем понимать совокупность мероприятий, направленных на усвоение методов и приемов научно-исследовательской работы. По нашему мнению, научно-исследовательская деятельность является средством формирования исследовательской компетенции студентов[3].
Индикаторами сформированности исследовательской компетентности предлагаем выделить семь основных элементов, выражающихся в следующих способностях:
● выделение цели деятельности;
● определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных действий;
● рефлексия, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью);
● умение самостоятельно осваивать новые знания;
● умение переносить полученные знания в новые условия;
● умение планировать свои действия с применением полученных знаний, умение разработки, реализации предметного или межпредметного учебного проекта;
● владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), поиском, построением информации, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
В нашем понимании, НИРС у студентов младших курсов носит преобразовательный характер исследовательской компетентности, и важнейшим результатом исследовательской деятельности является умение соотнести полученные знания в предметных областях с будущей профессией и получение навыков исследовательской работы. Исходя из этого, была выстроена система работ по формированию исследовательских компетенций у студентов младших курсов.
Остановимся на некоторых примерах вовлечения студентов младших курсов в исследовательскую деятельность.
На первом этапе работы (это сентябрь месяц) выявляем склонности студентов, кто какой исследовательской работой занимался в школе и есть ли мотивация к учению. Знакомим студентов с балльно-рейтинговой системой оценки деятельности студентов, где выделены такие виды, как :
– подготовка исследовательского проекта;
– участие на конференции в университете;
– участие в других конференциях;
– подготовка статьи в зарубежные журналы;
– участие в студенческих конкурсах и грантах.
Начинается работа по вовлечению студентов в проектную деятельность, преподавателем озвучиваются темы возможных исследовательских работ. На начальном этапе они представляют собой обзор литературы по выбранной теме. После выбора тем и индивидуальной работы студента с преподавателем идет публичная защита тем исследований на потоке, где студенты представляют цели и задачи будущих своих проектных работ и озвучивают план своей работы. Многие работы представляют собой опережающий характер, например, раздел «Ряды», изучается в 34 недели, а студенты заинтересовались темой: «Ряды Фурье в нефтегазовом деле», и им пришлось самостоятельно изучить тему. Тематику проектных работ мы связываем с будущей их профессией, что помогает определить место изучаемой дисциплины «математика» в решении задач в нефтегазовом деле, что способствует в мотивации в изучении дисциплины.
По итогам выбранных тем составляется индивидуальный план для каждого студента, где предусматривается помощь студенту в подборе литературы, составлении анализа, умении выделять главные мысли. Далее идет работа по обучению написания статьи, исследовательской работы. С каждым студентом проходят еженедельные встречи по его индивидуальному плану. Организация исследовательской работы осуществляется за счет часов СРС. Рассматриваем со студентами географию студенческих конкурсов и определяем возможность участия в них. По нашему опыту, можно сделать вывод, что участие в различных конкурсах способствует мотивации к образовательной деятельности, является ведущим фактором в овладении современными методами поиска, обработки и использования информации, освоении метод научно-исследовательской деятельности, отстаивании и защитите своего мнения.
По-нашему мнению, это новая форма получения знаний, основой которого является самостоятельный поиск информации, ее анализ, интерпретация с целью получения новых знаний – это и есть начало исследовательской деятельности, которая создает определенные компетенции.
Итогом научно-исследовательской работы является студенческая конференция, которая проходит в торжественной обстановке, с участием преподавателей, заведующих кафедрами, замдиректоров по учебной работе и по науке. Важным моментом в организации исследовательской работы со студентами является подготовка исследовательских работ для участия во Всесоюзных конкурсах, важно научить студента правильно презентовать свои исследования, уметь включиться в диалог с оппонентами. Умению презентирования своей работы студенты обучаются на специальным образом организованных занятиях по умению задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы. Опыт показывает, что для студентов сложно вступить в диалог с профессорами-преподавателями по отстаиванию своей точки зрения, поэтому этому важному умению посвящается достаточно много занятий:
● на первом этапе студент должен досконально провести анализ своей работы вместе с ведущим преподавателем;
● следующий этап – это диалог со студентами-сокурсниками, который проходит в виде предзащиты своей работы;
● далее представляют свое выступление старшекурсники.
Отдельный этап работы – это обучение академическому письму, в первую очередь – искусству написания научной статьи по своей исследовательской работе, это обучение проводится в тандеме с преподавателем иностранного языка.
Такая методика работы со студентами младших курсов позволяет получить навыки исследовательской работы, учить умению презентировать свою работу и подготовиться к более серьезным исследовательским работам в старших курсах.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования могут быть основой формирования исследовательских компетенций студентов технических вузов, на основе создания и реализации системы подготовки студентов в рамках осуществления научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа студентов младших курсов имеет продолжение, как вовлечение их в НИРС, также результаты исследований становятся частью дипломного проекта.
Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность повлекло за собой увеличение творческого потенциала студентов, которое отражено на рисунке.
Динамика результатов участия студентов в конференциях, конкурсах
Выводы
Таким образом, широкое использование методов проекта в учебном процессе, также вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность является фактором формирования исследовательской компетенции студентов младших курсов, подготавливает их к исследовательской работе на старших курсах и является главным фактором формирования исследовательской компетенции выпускника вуза.
Библиографическая ссылка
Габдрахманова К.Ф., Хакимова А.И. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 10. – С. 78-81;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35163 (дата обращения: 21.11.2024).