Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Бисерова А.Г. 1 Байболатова Л.М. 1 Рослякова Е.М. 1 Байжанова Н.С. 1 Шайхынбекова Р.М. 1
1 Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий и их влияния на подготовку компетентных специалистов в высшем учебном заведении. Проведен анализ использования в учебном процессе инновационных методов (электронные методические пособия, электронные обучающие программы, викторины), предусматривающих актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся. Инновационные методы обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, привлекая студента к более активной роли в самостоятельном изучении материала, позволяет оптимизировать учебный процесс, раскрывает потенциал студента, повышает мотивацию к обучению и нацеливает студента на конечный результат усвоения знаний в рамках учебной дисциплины.
инновационные методы
компьютерные технологии
образовательный процесс
1. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красногорья. – 2012. – № 4. – С. 103–113.
2. Байжанова Н.С., Рослякова Е.М., Хасенова К. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «физиология-2» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4, часть 2.
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.
4. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 182–188.
5. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 201–206.
6. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс] // http://sinncom.ru.
7. Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Байжанова Н.С. Интеграция в модульном преподавании // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3, часть 3.
8. Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Шайхынбекова Р.М. Повышение качества подготовки врача через формирование модели специалиста // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4, часть 2.
9. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. – 2012. – № 1. – С. 76–84.
10. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 201–206.

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике [1]. Интеллектуальный потенциал общества играет первостепенную роль в освоении мирового пространства, и одним из ключевых моментов здесь, прежде всего, является совершенствование сферы науки и образования. Компетентно-ориентированная Модель медицинского образования Казахского Национального Медицинского Университета им. С.Д. Асфендиярова способствует оптимизации профессионального становления и личностного роста студента. В реализации этой программы большую роль играет внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновации являются одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и студентов. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Цель исследования

Методологический анализ и обоснование научных основ, и использование интерактивных методов обучения студентов в вузах. Основной задачей является подготовка специалистов, способных нестандартно, квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Это сочетание образованности и поведенческой культуры. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения.

Материалы и методы исследования

1. Изучение литературы по теме исследования;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Педагогическая беседа;

4. Изучение и обобщение опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Основной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире [3]. Сущность такого обучения состоит в ориентации всего учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Инновационные методы – методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, электронные методические пособия, электронные обучающие программы, викторины) предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся [4]. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления познавательной информации, позволяет усилить мотивацию студента к получению знаний [5]. Применение мультимедиатехнологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиапрограммы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала [9, 10].

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения студентов с разным уровнем подготовки [6, 7]. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции (операциональная, когнитивная, коммуникативная и самообразование), необходимые для адаптации в современном обществе. При изучении любой учебной дисциплины есть особенно важные темы, без знания которых невозможно усвоение более сложного материала в процессе учебы или которые будут необходимы в работе по специальности. Модуль «нормальная физиология» широко внедряет интерактивные методы в учебный процесс [6, 7]. В зависимости от темы занятия нужно применять различные интерактивные методы обучения. Нами разработано электронное учебное пособие «Физиология кроветворной системы», оно представляет собой программно-методический комплекс, содержащий сведения по конкретному учебному модулю, позволяющий студенту самостоятельно освоить материал данного модуля. Электронное учебное пособие включает в себя теоретический материал данного раздела, актуальность темы, цель занятий, что студент должен знать, уметь, вопросы для самоподготовки, информационно-дидактический блок с аннотациями и методиками проведения практических работ. Контроль исходного конечного знания студентов проводится с использованием тестов и ситуационных задач. В электронное учебное пособие включены видеофильмы, в которых показаны методики выполнения практических работ по определению групп крови в системе АВО, и резус-фактор с помощью цоликлонов, форменных элементов крови и их функции. Электронное учебное пособие способствует самостоятельному обучению студента, совершенствованию процесса преподавания, выработке определенных умений и навыков. При использовании электронного методического пособия учебного процесса наглядно проявляется ведущая тенденция развития образования студента, заключающаяся в том, что усвоение программного материала, из цели обучения становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития студента, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию [2].

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных методов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих врачей является применение различных активных форм и методов обучения [8]. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий. Преподавателями модуля «нормальная физиология» разработана электронная обучающая программа «Рефлексы спинного мозга» с обратной связью для студентов 3 курса факультета «Общая медицина» обучающихся по модульной системе дисциплине «Физиология-2». Данная электронная обучающая программа использовалась впервые по модулю физиологии «Нервная система» на практическом занятии по теме «Физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга». Электронная обучающая программа состоит из трех блоков: квантованного текста, включающего основные положения рефлекторной теории, викторины, в которой предлагается рассмотреть фрагменты рефлекторных дуг и затем собрать различные виды рефлекторных дуг, ситуационных задач по теме.

Целью программы является освоение студентами основных положений рефлекторной теории, диагностического значения проприорецептивных спинномозговых рефлексов.

Электронная обучающая программа «Рефлексы спинного мозга» с обратной связью обогащает процесс обучения, позволяет сделать обучение более эффективным, вовлекая студента к более активной роли в самостоятельном изучении материала, позволяет оптимизировать учебный процесс, раскрывает потенциал студента, повышает мотивацию к обучению и нацеливает студента на конечный результат усвоения знаний в рамках учебной дисциплины.

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творчески инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. При использовании вышеперечисленных методов обучения у студентов формируются следующие компетенции:

1. Операциональная – студент самостоятельно работает с информацией, интерактивные свойства компьютера способствуют повышению мотивации и активности обучающегося.

2. Когнитивная – формирование знаний, умение организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Студент приобретает навыки рефлексии и самоанализа выполненных действий.

3. Комуникативная – формирование навыков общения.

4. Самообразование (самосовершенствование и развитие) – самостоятельная работа студента способствует тому, что студент учится анализировать не только изучаемый материал, но и свою деятельность по работе с материалом [7, 8].

Использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов, пробуждает у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности.


Библиографическая ссылка

Бисерова А.Г., Байболатова Л.М., Рослякова Е.М., Байжанова Н.С., Шайхынбекова Р.М. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 10. – С. 75-77;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35162 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674