Тот, кто прекращает учиться, готовится жить в мире, которого не существует.
Эрик Хоффер
Изменение парадигмы образования (концепции «Образование на всю жизнь» на концепцию «Образование в течение жизни») в условиях стремительного внедрения информационных технологий обозначило острую необходимость разработки новых траекторий взаимодействия, обучения, повышения квалификации и актуализации знаний всех участников образовательного процесса.
Непрерывное образование «обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни» [3].
В современной системе непрерывного педагогического образования повышение качества подготовки педагогов невозможно без системной информатизации, включающей в себя:
– использование ИКТ в учебном процессе;
– создание условий для организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий;
– совершенствование отбора содержания образования, методов и средств обучения, соответствующих многоуровневым задачам развития ИКТ-компетенций обучаемых: студентов – будущих педагогов, педагогов общеобразовательных организаций и ППС института;
– внедрение в учебный процесс инновационных технологий без отрицания лучших традиций российского педагогического образования;
– разработка стандартов для электронных курсов, электронных мультимедийных учебников и электронных учебно-методических комплексов (е-УМК).
Постановка проблемы
Интенсивный процесс информатизации образования, появление и активная популяризация электронного обучения [1] определяют необходимость качественного использования технологий в системе непрерывного педагогического образования на всех уровнях обучения.
На сегодняшний день существуют два направления развития электронного обучения, обладающие как общими характеристиками и используемыми методами, так и отличительными чертами в силу специфики целей, задач, потребностей целевой аудитории и т.д.
1. Корпоративное обучение (для сотрудников различных организаций, от небольших компаний, банков до крупных ритейлеров), реализуемое посредством технологий электронного обучения: адаптационные и обучающие курсы; курсы, направленные на формирование корпоративной культуры; тренинги; мастер-классы; вебинары и т.д. Цели, задачи и формы их реализации определяются руководством и внутренним распорядком компании.
2. Обучение в образовательных организациях (общеобразовательные организации, средние и высшие профессиональные заведения, институты/ факультеты повышения квалификации). В этом случае образовательный процесс строится четко в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными образовательными программами.
Учитывая стремительные темпы развития системы корпоративного обучения и востребованность специалистов (педагогов, методистов и программистов, владеющих технологиями педагогического дизайна) для разработки образовательного контента и сопровождения учебного процесса, в задачи педагогических вузов входит подготовка профессионалов-педагогов, способных к эффективной работе в образовательной системе любого направления.
Методика решения проблемы
В Таганрогском институте имени А.П. Чехова функционирует Совет по информационным технологиям, научная и практическая деятельность членов которого направлена на решение следующих задач:
– проведение научно-исследовательской работы в области электронного обучения;
– разработка и внедрение инновационных программных продуктов в учебный процесс по дисциплинам и направлениям подготовки института;
– разработка электронных курсов для системы дистанционного обучения;
– разработка, апробация, коррекция и использование электронных мультимедийных учебных изданий по дисциплинам института, формирование соответствующих библиотек;
– обучение преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных организаций возможностям использования технологий электронного обучения в профессиональной деятельности;
– обучение студентов направления «Педагогическое образование» возможностям использования информационных технологий в учебном процессе;
– проведение консультаций для профессорско-преподавательского состава по вопросам внедрения технологий электронного обучения в учебный процесс.
Рассмотрим внедрение технологий электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования, распределив участников образовательного процесса в три основные группы [5] (рисунок).
1. Студенты очной и заочной формы обучения (направление «Педагогическое образование»).
Использование инструментов и технологий электронного обучения направлено в первую очередь на повышение эффективности обучения и формирование системы профессиональных компетенций за счет:
– повышения доступности учебных материалов за счет разработки электронных курсов для системы дистанционного обучения и библиотек электронных мультимедийных учебных изданий (например, для студентов с индивидуальной траекторией обучения или для студентов заочной формы обучения в случаях, когда отведенных аудиторных часов недостаточно для представления учебного материала в полном объеме);
– возможности постоянной актуализации учебного контента с учетом последних достижений науки и техники в соответствующих предметных областях;
Система непрерывного педагогического образования
– возможности разработки фонда оценочных средств и проведения электронного тестирования, которое позволяет оценивать качество освоения учебного материала на любом этапе обучения (промежуточное, итоговое тестирование);
– повышения интереса студентов к изучаемому материалу благодаря возможности размещения мультимедийных материалов (презентации, видео-, аудиоматериалы, анимации) в структуре электронных курсов и электронных мультимедийных учебных изданий;
– предоставления студентам доступа к дополнительным источникам информации (ресурсы, размещенные в сети Интернет на различных образовательных порталах, открытые образовательные ресурсы, дополнение содержимого электронных учебных изданий хрестоматийными материалами).
2. Педагоги общеобразовательных организаций, средних и высших профессиональных образовательных учреждений.
Действующий Закон об образовании в Российской Федерации дает право использовать в образовательном процессе современные способы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и сетевого взаимодействия различных образовательных организаций. Для учащихся расширились возможности получения знаний – закреплено право на различные формы получения образования, в том числе семейное, с использованием дистанционных, электронных и сетевых технологий [4].
Эти факторы предъявляют новые требования к уровню квалификации современного педагога.
Новые возможности, закрепленные на законодательном уровне, создают необходимость постоянного повышения уровня профессиональной компетентности в области применения технологий электронного обучения и актуализации имеющихся компетенций, необходимых и достаточных для эффективной и комфортной работы педагогов в среде электронного обучения.
3. Профессорско-преподавательский состав педагогического вуза.
К преподавателям высших педагогических учебных заведений предъявляются самые жесткие требования, так как они должны владеть:
– системой компетенций для работы в среде электронного обучения, необходимых при организации и проведении учебного процесса;
– системой компетенций в своей предметной области, высоким уровнем педагогической рефлексии [2];
– системой компетенций, необходимых для обучения студентов использованию технологий электронного обучения в будущей профессиональной деятельности.
Мониторинговые исследования, проводимые сотрудниками института, позволяют получать достоверную информацию о предпочитаемой форме проведения курсов, интересующих и проблемных темах и др., необходимую для построения оптимальной траектории обучения педагогов общеобразовательных и средних и высших педагогических организаций навыкам работы в среде электронного обучения.
Педагогам было предложено ответить на следующие группы вопросов:
– опыт и частота применения ИКТ на уроках;
– уровень доступа к Интернету для учащихся и учителей;
– опыт разработки собственных образовательных продуктов для электронной среды;
– необходимость в дополнительном обучении для работы в среде e-learning;
– предпочитаемая форма обучения на курсах повышения квалификации и др.
Исследования показали, что более 50 % опрошенных педагогов применяют информационно-коммуникационные технологии более 3 лет и 25 % от 1 года до 3 лет. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что 75 % (2/3) учителей используют в своей работе компьютер и мультимедийный проектор. 93 % проводят уроки с использованием ИКТ не менее одного раза в месяц.
Около 20 % педагогов имеют опыт разработки электронных учебников, тематических интернет-ресурсов, авторских обучающих программ. Из 80 % опрошенных, выбравших в качестве варианта ответа «другое», 30 % указали разработку презентаций и электронных тестов, 70 % – отсутствие необходимого опыта.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что педагоги предпочитают проводить обучение посредством:
– смешанной модели, чередуя аудиторные занятия с занятиями в системе дистанционного обучения и вебинарами;
– электронных курсов, реализуемых через систему дистанционного обучения, и видеоконференций;
– серии тематических вебинаров.
Разрабатываемые для центра повышения квалификации Таганрогского института имени А.П. Чехова курсы обладают высокой степенью вариативности (модульная структура), что позволяет комбинировать модули в зависимости от начального уровня компетентности и потребности целевой аудитории.
С 2013 года на основе смешанной модели обучения (аудиторные занятия (лекции, практические) и работы с электронным курсом в системе дистанционного обучения на платформе Moodle), для студентов направления «Педагогическое образование» проводится курс «Преподаватель в среде электронного обучения». Цель курса: обучение будущих педагогов работе в среде электронного обучения. Основные задачи:
– сформировать представление об электронном обучении;
– ознакомить с нормативно-правовой базой применения технологии электронного обучения в российском образовании;
– рассмотреть способы использования современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
– рассмотреть схемы добавления и наполнения контентом электронного курса;
– познакомить с требованиями к разработке тестовых заданий;
– показать варианты тестовых заданий, представленных в Moodle;
– рассмотреть возможности контроля и оценки знаний в среде Moodle;
– рассмотреть современные технологии разработки электронных мультимедийных средств обучения;
– сформировать представление об основах педагогического дизайна.
Наш подход к формированию профессиональной компетентности в области электронного обучения заключается в комплексном и систематическом мониторинге всех групп, входящих в систему непрерывного профессионального образования. Такой подход позволяет:
– оценить начальный уровень компетентности в области электронного обучения каждой группы целевой аудитории (студенты, педагоги общеобразовательных учреждений и преподаватели педагогического вуза);
– определить потребности в повышении имеющихся и приобретении новых компетенций, необходимых для реализации технологий электронного обучения на более высоком уровне;
– организовать обучение, основываясь на модульности и разноуровневом построении учебных курсов;
– использовать принципы непрерывности и преемственности для организации процесса обучения и повышения квалификации в области использования технологий электронного обучения для организации образовательного процесса;
– системно учитывать характеристику и пожелания целевой аудитории при организации обучения (начальный уровень знаний в области электронного обучения, возраст, предметно-профессиональную направленность, занятость, пожелания в выборе формата обучения (традиционного, дистанционного, смешанного или on-line).
Заключение
Электронное обучение дает возможность использовать различные технологии на всех уровнях в системе непрерывного профессионального образования, позволяя:
– визуализировать учебный материал;
– организовать дистанционное обучение;
– проводить вебинары, форумы, on-line конференции;
– демонстрировать работу виртуальных лабораторий;
– создавать образовательные порталы,
– использовать открытые образовательные ресурсы и т.д.
При грамотном и профессиональном применении технологий электронного обучения, учитывая принципы целесообразности и оптимальности, современный педагог получает инструменты, с помощью которых процесс преподавания и обучения становится более эффективным, интересным и качественным.
Библиографическая ссылка
Ящук Е.В., Занкова Е.Ю. НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 166-170;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35147 (дата обращения: 03.12.2024).