Проблема тестирования физической подготовленности человека ‒ одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания [1, 7, 9].
Практическое тестирование ставит перед педагогом ряд непростых проблем. При выборе путей их решения без соответствующего теоретического обоснования не обойтись. Теория тестов за последние четыре десятилетия сделала уверенный и заметный шаг вперед. В результате работы, проведенной учеными разных стран мира, определены основные понятия, такие как двигательные способности, моторный тест, математико-статистические методы, организационные и методологические основы тестирования [2].
В общем виде можно сказать, что двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности (отдельных действий или многих деятельностей). Вместе с тем способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличии способностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. До начала осуществления какой-либо деятельности способности скрыты, не реализованы и существуют в виде анатомо-физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции, если не будут созданы соответствующие условия для их развития.
С помощью контрольных испытаний (тестов) выявляются абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели этих способностей. Абсолютные (например, прыжок в длину с места) показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные (например, сила человека относительно его массы) показатели позволяют судить о проявлении двигательных способностей с учетом этого влияния. Преподаватели физической культуры и тренеры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей у студентов и спортсменов. Это поможет им определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих студентов, видеть, что именно развито недостаточно – координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебно-тренировочного процесса.
Инвариантная оценка
Основными компонентами структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.
Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатинфосфатный источники энергии без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах (упражнения на статику приведены ниже) – статическая выносливость; выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 20–90 % от максимальной.
Для оценки этих и других основных проявлений физических способностей на занятиях, проводимых в спорткомплексе 6-го корпуса НГТУ им. Р.Е. Алексеева и в залах ГБУПОУ ЛПК, а также на открытом стадионе, применяются различные тесты. При помощи тестов на выносливость определяется прежде всего функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование этих тестов позволяет дать количественную оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую нагрузку или нормально функционировать в экстремальных условиях. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений (измеряется пальпаторно) [4–6, 8]. Предполагается, что величина и характер изменений указанных переменных свидетельствует о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит хорошим индикатором общей (аэробной) выносливости организма.
Применяемые методы тестирования
Тесты на выносливость, применяемые на занятиях физического воспитания в ЛПК и НГТУ им. Р.Е. Алексеева:
1. 12-минутный беговой тест Купера. Тестирование проводится на спортивной площадке или беговой дорожке.
Оборудование: свисток, секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за 12 мин. Пройденная им дистанция тщательно измеряется. Длина дистанции фиксируется, а результат оценивается по разработанной К. Купером специальной шкале.
2. Гарвардский степ-тест.
Тестирование группы учащихся по методу степ-теста проводится менее чем за 10 мин, однако одновременное тестирование более 20 учащихся не рекомендуется.
Оборудование: скамейка, секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый становится лицом к скамейке. По сигналу начинает выполнение упражнения: ставит одну ногу на скамейку, затем другую и выпрямляется (рисунок). После этого сразу же опускает ведущую ногу (с которой начинал выполнение упражнения), затем вторую и возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется непрерывно в течение 5 мин. Если тестируемый чувствует сильное утомление, то может закончить упражнение раньше. Скорость выполнения упражнения – 30 шагов в минуту. Преподаватель помогает сохранять нужную скорость шагов, считая вслух: «Шаг, два, три, четыре, шаг, два, три, четыре». Испытуемому разрешается менять ведущую ногу. Закончив упражнение, он отходит в сторону и садится на скамейку. Спустя 45 с после окончания упражнения, преподаватель находит у тестируемого пульс и ровно через 1 мин после выполнения упражнения начинает фиксировать ЧСС в течение 30 с. Если тестируемый вследствие утомления закончил упражнение раньше, то ЧСС определяется также на первой минуте восстановления, затем за 30 с до истечения 2-минутной паузы и спустя 3 мин.
Результат выполнения степ-теста определяется по следующей формуле:
Длительность упражнения, с×100.
Результат
Удвоенная сумма трех показателей ЧСС.
Гарвардский степ-тест
Полученный результат затем интерпретируется по разработанной специалистами шкале.
3. Тесты, основанные на сопоставлении времени бега на коротком отрезке со средним временем бега на том же отрезке, но в процессе прохождения всей дистанции; это известный показатель «запас скорости» (Н.Г. Озолин).
Например, лучшее время бега на 100 м студента 19 лет равно 13,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 00 с, или 420 с, а среднее время бега на 100 м равно 420/20 = 21,0 с. «Запас скорости» в нашем примере равен 21,0 – 13,0 = 8,0 с.
Таким же способом оцениваются показатели при беге, основанном на сопоставлении скорости бега на более короткие спринтерские дистанции (30, 40, 50, 60 м) и средней скорости бега на 200, 300, 500, 600, 800, 1000 м. Подобным образом можно оценить «запас скорости» и в других циклических дисциплинах спорта.
4. Тесты, основанные на сопоставлении времени бега на какой-либо короткой дистанции, умноженного на число отрезков в процессе прохождения всей дистанции, со временем преодоления данной дистанции.
Это известный показатель «индекс выносливости» (Н.Г. Озолин).
Например, лучшее время бега на 100 м студента 3 курса равно 12,5 с. Время его бега на 2000 м составляет 6 мин 50 с, или 410 с. Вычислим «индекс выносливости» данного юниора. Он равен
410 – (12,5∙20) = 450 – 280 = 160 с.
«Запас скорости» и «индекс выносливости» являются, пожалуй, двумя наиболее известными в спорте относительными (скрытыми) показателями выносливости человека. Этими довольно простыми, но весьма информативными показателями выносливости пока недостаточно пользуются в практике физического воспитания. Между тем в сочетании с абсолютными показателями скорости и выносливости они дают ценную информацию преподавателю (тренеру) о степени развития у индивида этих двух способностей, его потенциальных возможностях в плане дальнейшей тренировки скоростных способностей, выносливости или скоростной выносливости.
5. Бег на 2000 м (девушки), 3000 м (юниоры).
Результат – время бега (абсолютный показатель выносливости). Определение относительных показателей выносливости рассмотрено выше.
6. Тесты на определение выносливости в беге на месте и в движении с любой заданной интенсивностью (например, 50, 60, 70, 80, 90 % от максимальной скорости преодоления дистанции).
Например, время бега студента 1 курса на 100 м равно 14,0 с. Для определения выносливости в беге с интенсивностью 50 % от максимальной средняя скорость бега на 100 м задается 28,0 с, с интенсивностью 70 % от максимальной – 20,0 с, с интенсивностью 90 % от максимальной – 15,6 с. Далее по длительности удержания скорости с заданной интенсивностью определяются показатели выносливости.
Заключение
На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проживающих в разных регионах и странах; проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) студентов основной медицинской группы; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности.
Библиографическая ссылка
Мыльников В.В., Мыльников В.Н., Мыльникова Г.И. ВЫБОР МЕТОДОВ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВИДУ СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 155-157;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35144 (дата обращения: 21.11.2024).