Современный уровень развития общества Российской Федерации, а также влияние интеграционных процессов на отечественную экономику предъявляют повышенные требования к процессу подготовки кадров для управления любой сферой деятельности.
Цель исследования – распределить студентов – спортивных мееджеров по уровням профессионально-прикладной физической подготовленности для наиболее эффективного и целенаправленного планирования их подготовки в процессе обучения в вузе физической культуры.
В условиях непрерывного развития общества, а также преобразования всех его сторон жизни возрастают требования к уровню физической подготовленности молодежи в процессе подготовки к осуществлению успешной трудовой деятельности. Специалисты-управленцы, в различных сферах жизни, приводящие к успеху в достижении целей, называются менеджерами, а осуществляемая ими управленческая деятельность – менеджментом [5]. Для результативной управленческой деятельности менеджер любого уровня должен знать специфику управления предприятием, особенности технологий производства товаров и услуг отрасли, в которой специализируется организация; уметь анализировать современную конъюнктуру рынка, в том числе деятельность предприятий-конкурентов, принимать своевременные и компетентные управленческие решения; владеть способностями к вариативному мышлению для лучшего ориентирования на рынке и выбора лучшего варианта решения, особенностями прогностического мышления, которые позволяют предвидеть возможное течение будущих событий, что позволит создавать алгоритмы решения управленческих задач. Но самым важным требованием к менеджеру является способность управления человеческими ресурсами [1].
В процессе подготовки управленца для сферы физической культуры и спорта необходимо учитывать сложные условия деятельности спортивного менеджера, а также требования к его личности. Спортивный менеджер проводит маркетинговые исследования рынка физкультурно-спортивных услуг, находит наиболее выгодные предложения для занимающихся физической культурой и спортом, оперативно разрешает проблемные ситуации в процессе их физкультурно-спортивной деятельности, отправляет спортивные команды на соревнования различных уровней, осуществляет координацию спортивных сборов команд, обеспечивает финансовыми ресурсами проведение физкультурно-спортивных мероприятий, управляет материальными, финансовыми и информационными ресурсами, осуществляет координацию совместных действий внутри организации и за её пределами, несет ответственность за работу организации в целом и её подсистем и отвечает за связи с другими организациями [3].
Несмотря на то, что трудовая деятельность спортивного менеджера связана с формированием физической культуры личности, для собственной двигательной активности в распорядке дня трудно найти время. Поэтому, важно организовать труд менеджера, чтобы обеспечить необходимую регулярность двигательной активности в условиях напряжённой работы. Поддержание здоровья, обеспечение трудовой эффективности, профессионального долголетия спортивного менеджера является сложной проблемой [4].
Результаты изучения профессиограммы спортивного менеджера, опроса экспертов и собственные обследования позволили выделить такие составляющие, которые позволяют оценить уровень профессионально-прикладной физической подготовленности у студентов – спортивных менеджеров. Студенты – спортивные менеджеры с различными уровнями сформированности профессионально-прикладной физической культуры имеют специфические особенности развития анализируемых характеристик, которые следует учитывать в процессе их профессиональной подготовки в вузе физической культуры [2].
Нами были выделены такие тестовые задания: бег 100 м, челночный бег 3×10 м, подтягивание на перекладине (юноши), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), бег 3000 м (юноши), бег 2000 м (девушки).
Среди показателей, характеризующих психофизическое состояние студентов, выделены такие наиболее значимые характеристики: распределение внимания, зрительная память, объем зрительного восприятия, стрессоустойчивость.
Третий блок характеристик составляет успеваемость по специальным дисциплинам учебного плана. Четвертый блок – сформированность прикладных знаний по физической культуре в процессе выполнения профессиональной деятельности (экспертная оценка). Пятый блок – личностные качества, коммуникативные и организационные способности, умение четко выражать свои мысли для различного контингента (экспертная оценка).
Интегральный показатель сформированности профессионально-прикладной физической подготовленности спортивных менеджеров показывает возможность осуществления профессиональной деятельности.
Для оценки результатов бега на 100 м нами предлагаются такие формулы:
– юноши:
(14,0 – х)∙37,5 + 50,0;
– девушки:
(17,0 – х)∙23,1 + 50,0,
где х – индивидуальный показатель студентов, с. Данная система оценок представлена в 100-балльной шкале.
Пример. Студент С-ов П. показал в беге на 100 м результат 13,0 с, а П-ов Н. – 14,7 с. Первый студент за результат 13,0 с получил 87,3 баллов, а второй – 23,8 баллов.
Результаты челночного бега 3×10 м целесообразно оценивать по таким формулам:
– юноши:
(7,5 – х)∙60,0 + 50,0;
– девушки:
(8,7 – х)∙50,0 + 50,0.
Силовые способности студентов оценивали по подтягиванию на перекладине (юноши), сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа (девушки):
– юноши:
(х – 10,1)∙10,3 + 50,0;
– девушки:
(х – 16,5)∙6,7 + 50,0.
Выносливость студентов также оценивали по различным тестовым заданиям: юноши – бег 3000 м; девушки – бег 2000 м:
– юноши:
(790,0 – х)∙0,43 + 50,0;
– девушки:
(675,0 – х)∙0,50 + 50,0.
Таким образом, нами оценены показатели физической подготовленности студентов – спортивных менеджеров. Сопоставление оценочных показателей различных тестовых заданий позволяет выделить ведущие и отстающие качества у каждого молодого человека. Интегральная оценка (средняя арифметическая величина четырех показателей) характеризует уровень профессионально-прикладной физической подготовленности студентов-менеджеров.
Психическое состояние студентов, обеспечивающее успешность профессиональной деятельности студентов, оценивали так:
– распределение внимания:
(х – 16,5)∙6,7 + 50,0;
– зрительная память:
(х – 4,5)∙8,6 + 50,0;
– объем зрительного восприятия:
(х – 10,0)∙6,0 + 50,0;
– стрессоустойчивость:
(1,52 – х)∙96,2 + 50,0.
По каждой характеристике определяется оценочный показатель, рассчитывается среднеарифметическая величина по четырем результатам.
Успеваемость студентов по предметам специального цикла имеет важное значение в процессе их профессиональной подготовки. В этот цикл входят менеджмент, маркетинг и экономика физической культуры и спорта.
Определяется среднеарифметическая величина успеваемости по данным предметам в 100-балльной шкале оценок. Сформированность прикладных знаний по физической культуре, навыков и умений физкультурно-спортивной деятельности определяется преподавателями специальных кафедр вуза физической культуры.
Личностные качества студента – спортивного менеджера (коммуникативные и организаторские способности, умение четко выражать свои мысли) определяют эксперты в 100-балльной шкале оценок. Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовленность студентов – спортивных менеджеров характеризуется игральным показателем по пяти блокам: физическая подготовленность; психическое состояние; успеваемость по предметам специального цикла; сформированность прикладных знаний по физической культуре, навыков и умений физкультурно-спортивной деятельности; личностные качества.
Опрос экспертов показал, что целесообразно ввести поправочные коэффициенты для характеристик, так как они имеют разные весомые показатели. Личностные характеристики имеют базовый коэффициент, равный 1,0. Психическое состояние целесообразно умножить на коэффициент 1,05; физическую подготовленность – на 1,10; успеваемость по предметам специального цикла – на 1,15; сформированность прикладных знаний по физической культуре, навыков и умений физкультурно-спортивной деятельности – на 1,20.
Такой подход позволяет более объективно определить интегральный показатель профессионально-прикладной физической подготовленности студентов – спортивных менеджеров. По мнению экспертов, в процессе профессионально-прикладной физической подготовки важно решать задачи в такой последовательности: оздоровительные (64,1 %), образовательные (28,2 %), воспитательные (7,7 %) – девушки; образовательные (44,4 %), оздоровительные (33,3 %), воспитательные (22,3 %) – юноши.
На основании данных материалов нами предлагается способ распределения студентов по уровням профессионально-прикладной физической подготовленности (таблица). Результаты нашего исследования показывают возможность распределять студентов по уровням сформированности их профессионально-прикладной физической подготовленности. Распределение студентов по данным уровням дало такие количественные величины: высокий – 6,6 %, выше среднего – 17,7 %, средний – 30,2 %, ниже среднего – 21,9 %, низкий – 23,6 %.
Оценочные показатели уровней профессионально-прикладной физической подготовленности студентов – спортивных менеджеров
№ п/п |
Уровни |
Оценочные показатели, баллы |
1. |
Высокий |
380 и более |
2. |
Выше среднего |
303 |
3. |
Средний |
226 |
4. |
Ниже среднего |
141 |
5. |
Низкий |
140 и менее |
Четких половых различий в уровнях профессионально-прикладной физической подготовленности нами не выявлено. Недостатки девушек по одним характеристикам (физическая подготовленность) компенсировались преимуществами по другим показателям (психическое состояние, знания по предметам специального цикла).
Выводы: распределив студентов по уровням профессионально-прикладной физической подготовленности, можно эффективно и целенаправленно планировать их подготовку в процессе обучения в вузе физической культуры.
Библиографическая ссылка
Горбачева В.В. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 120-123;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35135 (дата обращения: 03.12.2024).