Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ – ОПЫТ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Нурманбетова Ф.Н. 1 Сарсенбаева С.С. 1 Юсупов Р.Р. 1 Рамазанова Ш.Х. 1
1 Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кардинальные качественные изменения в системе образования Республики Казахстан способствовали интеграции образовательной системы в международное образовательное пространство, выразившейся в подписании государством Болонской декларации. Казахский национальный медицинский университет (КазНМУ) имени С.Д. Асфендиярова – один из вузов, подписавших Великую Хартию Университетов. Основное направление развития образования в КазНМУ – формирование новой модели специалиста на основе качественно нового системного подхода в обучении. В свою очередь, это требует высокой квалификации и компетентности от преподавателей медицинских вузов, которые должны сочетать профессиональные и педагогические навыки. Во многих странах мира разработаны и используются модели компетенций обучающихся и преподавателей. В последнее десятилетие государством уделяется большое внимание развитию человеческого потенциала с учетом наилучших международных практик. В статье предлагается собственный опыт построения модели компетенций преподавателей в системе медицинского образования с учетом интеграции образования, науки и практики.
медицинское образование
компетенции преподавателей
модели компетенций
эффективный преподаватель
лидерство
академический английский язык
исследования в медицинском образовании
коммуникативные навыки
1. Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. с соав. Медицинское образование, основанное на компетенциях: проблемы и перспективы. – Алматы, 2010.
2. Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. с соав. Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова: на пути инновационных преобразований. – Алматы, 2010. – 181 с.
3. Блай Франк, Льюис Томалти «Стратегия повышения потенциала преподавателей вузов в применении современных методик обучения и передовых технологий в медицинском образовании (додипломное, последипломное, и непрерывное профессиональное образование)». Отчет D 4.2& E.5.1 проекта Всемирного Банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан 2009–2015 гг.».
4. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, ICT-CFT), CI-2011/WS/5 – 2547.11, 2011.
5. A Curriculum Framework for the Integration of Interprofessional Learning (IPL) into Health and Social Care Curricula. Prepared by: IPL Research & Development Unit. IPL Curriculum Framework Project Group, February 2008.
6. A Framework for the Professional Development of Postgraduate Medical Supervisors. Guidance for deaneries, commissioners and providers of postgraduate medical education. – Academy of Medical Educators, November 2010.
7. Cooke M., Irby D.M., O’Brien B.C.: Educating Physicians – A Call for Reform of Medical School and Residency. San Francisco: Jossey-Bass, 2010.
8. James M. Shumway Components of quality: competence, leadership, teamwork, continuing learning and service./ Medical Teacher, 2004. – Vol. 26, № 5. – Р. 397–399.
9. Jason R. Frank The CanMEDS. Physician Competency Framework, 2005.
10. Skochelak S.E.: A decade of reports calling for change in medical education: what do they say? Academic Medicine. 2010;85(9):S26–S33.
11. Tempus IV 159328 – TEMPUS – 1 – 2009-1-FR – TEMPUS-SMHES «Life – Long-Learning Framework for Medical University Teaching Staff.

Стратегическими целями медицинского вуза является достижение лидерства в системе медицинского образования, подготовка конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов, обеспечивающих единство образования, науки и практики.

Длительная практика использования компетентностного подхода структурами, отвечающими за развитие персонала за рубежом, демонстрирует эффективность этого инструмента в повышении конкурентоспособности компаний в реальном секторе экономики. В современных условиях экономического и социального прогресса общества, глобализации образовательного пространства, внедрения принципов европейского высшего образования (Болонский процесс) и наилучших мировых практик медицинского образования (США, Великобритания, Сингапур, Япония, Южная Корея и др.) яснее становится понимание важности профессионального развития преподавателей медицинского вуза [1]. В то же время, особенностью преподавателей медицинского вуза является отсутствие дипломированного педагогического образования. Как правило, большинство преподавателей медицинских университетов и колледжей являются выпускниками профильного вуза, а в дипломах об окончании университета написана квалификация – «врач». Несомненно, обладание высоким уровнем врачебных знаний и навыков играет ключевую роль в подготовке специалиста-медика, но владение технологиями и методами эффективного доведения этой информации до обучающегося, является искусством педагога. Ранее применяемые на постсоветском пространстве подходы в обучении и совершенствовании педагогического мастерства в медицинских вузах включали прохождение курса педагогики по программе факультета повышения квалификации. Обычно продолжительность обучения не превышала 1–2 недель, где рассматривались вопросы общей педагогики, без учета элементов обучения взрослых и специфики медицинского образования. Многие преподаватели использовали заимствованные у своих же учителей навыки преподавания, применяли их бессистемно и без учета конечного результата обучения. Научно обоснованные системные подходы в подготовке преподавателей медицинских вузов были применены в лучших университетах Канады, США и ряда стран Европейского Союза [2, 4, 6].

В 2010 г. в Казахском национальном медицинском университете (КазНМУ) им. С.Д. Асфендиярова впервые среди медицинских вузов республики Казахстан (РК) была сформирована модель выпускника, которая предусматривает формирование ключевых компетенций, которые позволят стать выпускнику КазНМУ конкурентоспособным и востребованным на современном рынке труда (свидетельство об авторском праве № 266 от 28.02.2012 г. Комитета интеллектуальной собственности Министерства Юстиции РК). Внедрение данной модели обосновало возрастающие требования к педагогу по уровню профессионального мастерства, формированию специфических компетенций преподавателя медицинского университета [2]. В 2011 г. началась работа по разработке модели профессиональной компетентности преподавателя КазНМУ, в основу которой были положены международные стандарты улучшения качества образования Всемирной Федерации медицинского образования (ВФМО, 2008 г.) [5]. В дальнейшем эта модель была модернизирована с учетом предложений инвестиционного проекта Всемирного Банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан 2009–2013 гг.» и Партнерского взаимодействия с Канадским обществом по международному здоровью (Canadian Society for International Health(CSIH)) по улучшению медицинского образования. По заданию «Повышение потенциала преподавателей медицинских организаций образования Республики Казахстан» профессором Блаем Франком (Blye Frank) и профессором Льюисом Томалти (Lewis Tomalty) представлены рекомендации на основе международной практики и многолетнего опыта Канадских медицинских школ [3]. Изучив требования к профессиональной деятельности преподавателя, ожидания руководства вуза в целях реализации миссии и целей и ожидания обучающихся, разработчики пришли к выводу, что преподаватель медицинского вуза выполняет следующие роли – преподаватель, исследователь, медицинский эксперт и администратор. Для выполнения этих ролей преподаватель медицинского ВУЗа должен обладать соответствующими 6 ключевыми компетенциями:

1. Эффективный преподаватель;

2. Эксперт в оценке знаний и навыков/образовательной программы;

3. Преподаватель с эффективными коммуникативными навыками;

4. Эффективный пользователь информационно-коммуникационными технологиями;

5. Исследователь в медицинском образовании;

6. Лидер/менеджер в медицинском образовании [4, 7, 8, 9].

КазНМУ, изучив результаты отчета международных экспертов и их рекомендации, проведя всесторонний анализ опыта внедрения подобных моделей за рубежом, а также, основываясь на процессах повсеместного внедрения в учебных заведениях республики полиязычного обучения с упором на изучение английского языка как иностранного, разработал собственную «Модель компетенций преподавателя КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова» (далее – Модель) (рисунок). Помимо вышеуказанных шести компонентов, в модель была включена еще одна, седьмая компетенция «преподаватель с академическим английским языком». Она подразумевает лингвистическую (языковую) и речевую компетенции преподавателя, способного преподавать и обучаться самому, используя знания системы английского языка. Это обосновано с учетом тенденций в образовательной среде Казахстана: повсеместное внедрение обучения на английском языке как в школах, так и в университетах; интернационализация высшего образования; ежегодное увеличение количества иностранных студентов; внедрение программ обмена студентами и преподавателями с ТОП университетами мира; рост числа международных исследовательских программ.

Каждая из вышеуказанных составляющих Модели включает основные компоненты, которыми должен овладевать преподаватель и совершенствовать их в процессе своей деятельности. Например, эффективным преподавателем может являться тот, кто использует современные методы и технологии обучения с учетом фоновых знаний, среды обучения в соответствии с контекстом и целями обучения для распространения знаний и навыков. При этом преподаватель с наличием данной компетенции в контексте медицинского образования обязан эффективно использовать методы и технологии клинического обучения. Компонент Модели «эксперт в оценке знаний и навыков/образовательной программы» характеризует эффективность выбора и применения методов и критериев оценки в соответствии с задачами обучения. Преподаватель обязан правильно интерпретировать и использовать результаты оценок для планирования и улучшения образовательных программ, а также обеспечивать обратную связь, оценку эффективности и достижения результатов в обучении. Немаловажной особенностью преподавателя медицинского вуза является наличие коммуникативных навыков. Поэтому преподаватель с эффективными коммуникативными навыками, как правило, эффективно использует коммуникационную модель поведения, устную форму языка, языка жестов и профессионального языка для создания взаимодействия между преподавателями, студентами, социальной средой и учебными материалами. В век интенсивного расширения интернет-сетей, появления новых средств коммуникации особую ценность получает компетенция «эффективный пользователь информационно-коммуникационных технологий». Знания и навыки в этой области позволяют широко применять IT-технологии для достижения целей обучения в предметной области, проводить оценку, реализовывать исследовательские работы [4]. Учитывая интеграцию образования, практики и науки, в последние годы пристальное внимание уделяется исследовательским навыкам преподавателя медицинской организации. Преподаватель новой генерации должен использовать принципы научного подхода в планировании, проведении, представлении результатов исследований в медицинском образовании, обладать способностью применять результаты исследований и доказательства для внесения изменений и улучшения медицинского образования соблюдением этических принципов. Компетенция «лидер/менеджер» ставит перед преподавателем условия, а именно: обладание личностными качествами, ценностями и способностями, умение работать в команде, демонстрация эффективности в управлении организацией, способность формировать стратегию и цели [9, 10, 11].

nur1.tif

Модель компетенций преподавателя КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

 

С целью системной и планомерной реализации Модели была разработана программа развития потенциала преподавателей КазНМУ, включающая формирование и развитие компетенций как по основным направлениям (знания, навыки, отношение), так и по уровням обучения (1, 2, 3), а также этапы реализации программы. С учетом компонентов Модели в университете созданы и получили развитие инновационные образовательные и исследовательские подразделения: Центр коммуникативных навыков им. Джулии Драпер, Центр образовательных технологий им. В.С. Аванесова, Школа общественного здравоохранения им. Х. Досмухамедова, Научно-исследовательский институт фундаментальной и прикладной медицины им. Б. Атчабарова, Учебный департамент профессиональных языков. Каждое из этих подразделений разработало программы по развитию отдельных составляющих Модели компетенций преподавателей КазНМУ, а наряду с обучением преподавателей, координирующую роль реализации программ выполняет Школа педагогического мастерства им. Х.С. Насыбуллиной. В настоящее время развитие потенциала преподавателей КазНМУ осуществляется в стратегическом партнерстве с международными Ассоциациями и Центрами Медицинского Образования Медицинских школ ведущих зарубежных университетов: Association of Medical Education in Europe (AMEE); Association of Medical School in Europe (AMSE); Организация PhD образования по биомедицине и науках о здоровье в Европейской системе (ORPHEUS); Gordon Center for Research in Medical Education (GCRME) University of Miami Miller School of Medicine, USA; Centre for Medical Education University of Dundee, UK; University of Southampton, UK; National University of Singapore; University of Hong Kong; Kyung Hee University, South Korea. В перспективе рассматривается возможность сотрудничества с The Centre for Faculty Development, University of Toronto, Canada; School of Health Professions Education Maastricht University School of Health Professions Education, Netherlands.

Таким образом, внедрение Модели компетенций преподавателя КазНМУ в практику университета позволяет осуществить развитие компетентности преподавателя медицинского вуза на основе приобретения навыков, способности изучать и планировать свою деятельность, направленную на непрерывное обучение и индивидуальное, профессиональное развитие, умение реагировать на изменяющиеся потребности общества, управлять изменениями в медицинском образовании.

 



Библиографическая ссылка

Нурманбетова Ф.Н., Сарсенбаева С.С., Юсупов Р.Р., Рамазанова Ш.Х. МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ – ОПЫТ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 6. – С. 82-85;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35066 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674