Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Калугина Н.Л. 1 Калугин Ю.А. 1 Гиревая Х.Я. 1 Варламова И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В данной работе рассматриваются основные положения методики формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы как методическая система. Авторы при проведении исследования вычленили и рассмотрели каждый элемент данной системы, определили связи и отношения между элементами, проанализировали условия функционирования данной системы, определили тенденции и вероятные уровни развития системы, установили, частью какой системы является данная система, а также связи данной системы с внешней средой. В содержании методической системы формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы выделено несколько блоков, в соответствии с этапами деятельности специалиста, использующего исследование в производственных условиях. Каждый блок имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов педагогического воздействия. Выявлены основные условия, реализация которых позволит успешно функционировать описанной системе.
методическая система
исследовательские умения
самостоятельная работа
образовательный процесс
1. Бодьян Л.А. К проблеме активизации процесса обучения в высшей школе // В сборнике: Химия. Технология. Качество. Состояние, проблемы и перспективы развития. межвузовский сборник научных трудов. – Магнитогорск, 2009. – С. 179–183.
2. Бодьян Л.А., Варламова И.А., Гиревая Х.Я., Калугина Н.Л., Калугин Д.А. Специфика и содержание исследовательских умений студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11–5. – С. 785–787.
3. Варламова И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2006. – 188 c.
4. Варламова И.А., Гиревая Х.Я., Калугина Н.Л., Бодьян Л.А., Бодьян А.Н. Практика реализации контекстно-модульного подхода в профессиональном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6–2. – С. 339–342.
5. Варламова И.А., Гиревая Х.Я., Калугина Н.Л., Бодьян Л.А., Чурляева Н.А. Изучение основных компонентов адаптации студентов к профессиональному образованию в техническом вузе и особенностей механизма их взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 279.
6. Калугина Н.Л. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2005.
7. Калугина Н.Л., Калугин Д.А., Альбекова Р.Ю. Исследование готовности студентов-бакалавров технического университета к деятельности по формированию исследовательских умений в процессе самостоятельной работы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 34–1. – С. 98–104.
8. Калугина Н.Л., Калугин Д.А., Бодьян Л.А., Варламова И.А., Гиревая Х.Я. Теоретические аспекты формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 938.
9. Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. – Челябинск: Факел, 1997. – 30 с.
10. Ямпольский В.Л. К вопросу генезиса формирования умений // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников: Сб. трудов. Вып. 144. – Казань, 1975. – С. 192–199.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам организации самостоятельной работы студентов и формирования исследовательских умений, опыт работы в вузе, а также проведенные нами экспериментальные исследования показали, что целый ряд вопросов еще нуждается в научной разработке. Одним из важных, но нерешенных вопросов в данной области является поиск новых продуктивных способов формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы, позволяющих сделать данный процесс более эффективным и целенаправленным.

Цель исследования – разработка методических аспектов реализации условий формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.

Изложение основного материала

С учетом основных этапов обучения умениям, предложенных В.Л. Ямпольским [10], на основе использования основных положений теории формирования обобщенных умений А.В. Усовой[9], с учетом особенностей обучения в техническом вузе [1, 3, 5] было сделано предположение, что формирование исследовательских умений студентов технического университета в процессе их самостоятельной работы проходит в соответствии со следующими этапами: диагностирующим (подготовительным), формирующим (основным), исследовательским (заключительным) [7, 8]. Кроме того, учитывая сложный состав исследовательских умений, их формирование должно проводиться одновременно [6].

Основные положения методики формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы в целом рассматриваются как методическая система. Авторы при проведении исследования:

– вычленили и рассмотрели каждый элемент данной системы;

– определили связи и отношения между ее элементами;

– проанализировали условия функционирования данной системы;

– определили тенденции и вероятные уровни развития системы;

– установили, частью какой системы является данная система, а также связи данной системы с внешней средой.

Как система, методика формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы имеет определенную структуру: цель, задачи, участников (преподавателей и студентов), педагогические условия формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной работы студентов технического университета, содержание и результат. Системообразующим фактором их объединения в систему является цель системы. Она определяет ее содержание, организацию (структуру) и результат.

Перспективной целью данной системы является дальнейшее совершенствование самостоятельной работы студентов. В качестве непосредственной цели исследуемой системы определено формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы. На эту цель ориентирована деятельность преподавателя, который, посредством специально организованного взаимодействия с обучаемым в процессе самостоятельной работы, приводит систему к необходимому результату.

Выделены следующие задачи по формированию исследовательских умений, входящие в состав системы:

– формирование личностно-мотивационной готовности студентов к проведению исследования в производственных условиях;

– создание предметно-пространственной среды университета для организации самостоятельной работы студентов, направленной на формирование исследовательских умений;

– обеспечение продвижения студентов по уровням сформированности исследовательских умений.

Результатом функционирования данной системы должно стать определенное развитие качеств личности студентов (знаний и умений), что непосредственно выражается в повышении уровня сформированности исследовательских умений.

В содержании методической системы формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы выделено несколько блоков (частей организационно-конструктивного компонента системы, отличающихся содержательной и структурной специфичностью, относительной автономностью и функциональной интегративностью) в соответствии с описанными нами ранее этапами деятельности специалиста, использующего исследование в производственных условиях [8]: ориентировочный, теоретико-диагностический, проектировочный, операционно-деятельностный (технологический), операционно-результативный, рефлексивно-обобщающий. Каждый из этих блоков в рамках рассматриваемой системы подразумевает определенным образом организованную деятельность студентов, в результате которой происходит усвоение ими знаний и действий, необходимых для формирования того или иного исследовательского умения. Каждый блок имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов педагогического воздействия.

Цель ориентировочного блока – формирование умения определять и формулировать цель исследования; цель теоретико-диагностического блока – формирование умения диагностировать теоретическое состояние данной проблемы; цель проектировочного блока – формирование умения планировать экспериментальную часть исследования; цель операционно-деятельностного блока – формирование умения проведения измерений; цель операционно-результативного блока – формирование умения обработать результаты измерений; цель рефлексивно-обобщающего блока – формировние умения оценить и обобщить результаты проведенного исследования.

Каждый блок системы состоит из элементов, определяющих его свойства, особенности. Основываясь на деятельностном подходе, согласно которому структуру деятельности составляет система действий, отдельными элементами каждого блока являются действия, с помощью которых осуществляется деятельность, соответствующая данному этапу профессиональной деятельности специалиста, проводящего исследование в производственных условиях.

В созданной системе можно выделить три системообразующих компонента: постановочный (включает цель данной системы и задачи проводимого исследования); исполнительский (включает участников системы формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы и педагогические условия формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы); содержательно-результирующий (включает содержание данного процесса и результат деятельности по формированию исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы).

Внутренние взаимосвязи системы, обуславливающие взаимодействие между ее структурными компонентами и внутри структурных компонентов, приводят к образованию функциональных компонентов системы. Функциональными связями данной системы являются: целевая связь, организаторская связь, гностическая связь, коммуникативная связь, организационно-конструктивная связь, аналитико-результативная связь.

Целевая связь определяет задачи и содержание всех компонентов и блоков, подчиняя их главной цели системы. Коммуникативная связь определяет взаимодействие преподавателей и студентов в процессе функционирования данной системы. Организаторская связь отражает взаимодействие преподавателя с содержанием деятельности по формированию исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы. Гностическая связь – взаимодействие студентов с содержанием деятельности по формированию исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы. Организационно-конструктивная связь отражает все взаимосвязи между блоками, составляющими содержание системы, и элементами внутри блоков. Каждый из этих блоков специфичен, т.к. выполняет только ему присущие задачи, но каждый блок реализуется лишь во взаимодействии с остальными, т.е. все блоки объединены взаимосвязями в систему блоков по формированию исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы. Внутри каждого блока можно выделить взаимосвязи между отдельными элементами, составляющими его содержание. Аналитико-результативная связь отражает функционирование каждого блока системы с достижением своей специфичной цели, что приводит к суммарному результату. Анализ полученного результата приводит к дальнейшему успешному функционированию системы.

Данная система является открытой, как и все педагогические системы, т.е. она неразрывно связана с внешней средой. Данная система является подсистемой системы более высокого уровня – процесса профессиональной подготовки студентов университета. Разработанная система динамична, т.е. она способна развиваться, проходя в своем развитии три уровня, соотносимые с уровнями сформированности исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы: низким, средним и высоким [6].

Основные условия, реализация которых позволит успешно функционировать описанной системе:

Первое условие – осуществление теоретической и методической подготовленности преподавателей к формированию у студентов исследовательских умений. Важность этого положения несомненна, т.к. высокий уровень теоретической подготовки педагога является одним из основных условий формирования общеучебных умений у студентов и одним из факторов успешного функционирования современной высшей школы.

Реализация второго условия – личностно-мотивационной готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельности – связана с тем, что обучение в университете – профессиональное обучение. Профессиональные мотивы являются главными для студентов. Для них важной является возможность применения полученных во время учебы знаний и умений в процессе профессиональной деятельности [4]. Именно в этом случае овладение знаниями и умениями приобретает смысл, выражающийся в переживании значимости учебного предмета, выполняемых действий, решаемых задач, что, в свою очередь, является важным фактором, стимулирующим студента к активной деятельности по усвоению учебного материала и работе с ним.

При реализации третьего условия – создания предметно-пространственной среды университета, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов – используется насыщенность системы образовательными ресурсами. Предметно-пространственная среда университета представляет собой совокупность предметно-пространственных факторов образовательного процесса. Ее качество определяет качество получаемого образования. Предметно-пространственная среда, используемая для формирования исследовательских умений, должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для эффективной организации всех видов самостоятельной работы студентов; такая среда создает возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса; в такой среде студентам возможно не только проводить поиск, но и создавать продукты своей самостоятельной исследовательской деятельности. Среда должна быть достаточно «связной», позволяющей студенту переходить от одного вида самостоятельной работы к другому, создавая возможность воспринимать различные виды своей самостоятельной работы как взаимообусловленные и взаимодополняющие друг друга. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны студента, так и со стороны преподавателя.

На основе разработанной методической системы формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы будут разработаны основные положения методики формирования исследовательских умений, реализация которых обеспечит переход студентов на более высокий уровень сформированности исследовательских умений.


Библиографическая ссылка

Калугина Н.Л., Калугин Ю.А., Гиревая Х.Я., Варламова И.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 6. – С. 73-76;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35064 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674