Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Хусаинов З.А. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
Богатейшая народная мудрость недостаточно используется в практике учебно-воспитательной работы школ. Педагогическая система, основанная на знаниях татарского народа о природе, реализуемая на уроках природоведения и географии Татарстана – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, которые способствуют формированию экологической культуры учащихся. Средства народной педагогики, традиции, обряды и обычаи народа своим экологическим содержанием устанавливают стабильные нормы и правила поведения детей в природе, способствуют воспитанию у них экологической культуры.
культура
воспитание
экология
национальная школа
народная педагогика
1. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 16.
2. Хусаинов З.А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся: монография. – Казань: Экоцентр, 2002. – 160 с.
3. Хусаинов З.А. Экологическая культура школьников: монография. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic publishing, 2012. – 401 с.
4. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете / пер. с нем. М.С. Осиповой, Ю.М. Фролова / предисл. С.Б. Лаврова. – М.: Мысль, 1990. – 270 с.
5. Хусаинов З.А. Краеведение: учебное пособие для высших учебных заведений. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic publishing, 2012. – 304 с.

На всех этапах своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Человек – часть живой природы, он не может существовать вне природы и потому должен подчиняться ее законам. Однако с появлением индустриального общества опасное влияние человека на природу усилилось. Интенсификация антропогенного воздействия на природу в настоящее время достигла таких масштабов, что стала приводить к глобальным нарушениям экологического равновесия, что серьезно ухудшает состояние окружающей среды, ставя под угрозу существование самой жизни на планете. Общество обречено на гибель, если будет игнорировать законы развития природы. Поэтому сейчас особую значимость приобретает формирование основ нового мировоззрения на взаимоотношения человека и живой природы.

Татарский народ, обобщая свои наблюдения за природными явлениями, накапливая природоохранные навыки и применял их в практической деятельности: разумно вспахивал землю, удобрял почву безвредными веществами, вовремя проводил посев, организовывал косовицу, убирал хлеб и т.д. Все это нашло отражение в опыте, традициях и обрядах народа и в устном народном творчестве: в пословицах, поговорках, загадках, легендах, песнях, баитах, мунаджатах и т.д. Таким образом, они стали сокровищами экологических знаний, навыков и передаются из поколения в поколение через традиции, обряды, праздники. С давних времен народ был в своей основе земледельцем, технология его работ была направлена на разумную обработку земли, которая частично оставалась нетронутой. Человек находился в полной зависимости от природных условий, и поэтому его сознание предполагало единение человека с природой, без чего, как он понимал, невозможно было само существование человека.

Следует подчеркнуть, что хотя природная среда обитания каждого народа, его традиции, обряды и обычаи неповторимы и во многом знания его о природе носят региональный и локальный характер, подходы к ее охране, бережному отношению одинаковы.

Основным традиционным занятием татарского народа, проживающего на территории Республики Татарстан, было земледелие, скотоводство. Он выращивал пшеницу, рожь, горох, ячмень, гречиху, лен, коноплю. Характерным орудием труда был плуг с колесным передком – сабан. Животноводство было стойлово-пастбищным. За все время своего существования татарский народ накопил огромные знания о природе и опыт целесообразного их использования.

Между тем историко-этнографический материал дает основание полагать, что предки татар осознавали свою неразрывную связь с природой. Процесс познания ими окружающей среды шел последовательно, постоянно развивался, углублялся. Уникальные богатства татарского фольклора раскрывают органическую связь человека и природы. Предания прошлого служат благородным целям нашей эпохи – более глубокому пониманию природы, воспитанию экологической культуры новых поколений.

Большой запас знаний татарского народа о природе хранят старожилы (бабайлар, эбилэр) в сельской местности.

Базисом, фундаментом формирования экологической культуры личности являются знания. Ребенок получает их в школе, узнает из средств массовой информации, добывает из книг и использует знания своего народа о природе. Это, прежде всего, знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, нарушение которых порождает негативные необратимые процессы, губительные для природы, общества и человека.

Другой фундаментальной частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, являются эмоционально-чувственные переживания. Это, прежде всего, эмоционально-ценностное, глубоко нравственное отношение к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть сориентирована на развитие в нем таких чувств, как любовь, совесть, переживание общения с природой и людьми как высшего человеческого счастья. Природа имеет огромную воспитательную силу. В единстве с направленным чувством существует и проявляется эстетическое чувство. В ребенке необходимо развить чувствование природной красоты, гармонии, способность восторженного отношения к ней, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Экологическая культура личности не формируется вне деятельностно-практического отношения к действительности.

Экологическая культура личности формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Нарушение одного из этих направлений экологического воспитания личности и недооценка других может привести к формированию ущемленной личности либо резонера-созерцателя, либо бесплодного эстетствующего воздыхателя, либо прагматика, довольствующегося только утилитарной пользой, без учета последствий своей деятельности.

Формирование экологической культуры личности, прежде всего, не столько вооружение ее природоохранительными навыками и знаниями, сколько создание экологически и нравственно чистого внутреннего мира. Духовная чистота есть основное условие развития экологического мировоззрения личности, ее экологически бережного внешнего поведения и деятельности. В современном неустроенном мире молодого человека подстерегают опасности обесчеловечивания личности. Экологическая культура, интеллигентность, духовность и необузданная страсть к наживе, бесконтрольности и животному эгоизму – два несовместимых направления. Молодежь, вступившая на стезю спекуляции, сутенерства, наркомании, погони за легкой удачей, шулерства, азартных игр, шантажа и насилия уже никогда не сможет узнать, что такое интеллигентность и экологическая культура как духовность и деятельность. Сегодняшняя экономическая, политическая, социокультурная ситуация противоположна тенденциям развития экологического воспитания молодежи.

Однако необходимо противостоять этому направлению. Один из путей противостояния – это религия.

Изучение нашей проблемы взаимосвязано со знаниями татарского народа о природе как основе формирования экологической культуры личности, в связи с этим мы придерживаемся исламской религии. Изучая воспитательные идеи, заложенные в Коране, приходим к выводу, что основа и суть ислама – это воспитание высоконравственных, мыслящих, справедливых и добродетельных людей. Эти качества служат мерой умственного развития правоверного мусульманина. Люди с положительными качествами считаются лучшими людьми перед Аллахом. Поэтому мусульманин, не стремящийся сознательно выработать эти качества, скорее походит на бездушный, пустой, немыслящий граммофон: только милость и милосердие, человечность и порядочность, благовоспитанность, добродетельность, знание и трудолюбие, справедливость и любовь ко всем людям и творениям Аллаха превращают человека в истинно правоверного мусульманина. Проповедовать Коран, не вырабатывая сознательно в себе этих качеств – это позор и насмешка над религией Аллаха.

В соответствии с Кораном человек несет ответственность перед родителями, соседями и перед близкими. Ответственность эта в дальнейшем охватывает даже все человечество, животный мир и растения. Не разрешается, например, охота на птиц и зверей для развлечения. Плодовые и подобные им деревья можно рубить, лишь имея специальное разрешение, в исключительных случаях. Исламская религия внушает к живой и неживой природе бескорыстное милосердие, щедрость, дружелюбие, справедливость, честность, рекомендует доброту и великодушие. В Коране говорится: «Если вы творите добро, то вы творите для себя, а если творите зло, то для себя же...» [4, с. 232,17/7].

Основные нравственные добродетели ислама создают необходимые предпосылки для достижения общественного благополучия в наиболее высшей степени.

Ислам очищает душу человека от себялюбия, от жестокости и террора, от тщеславия и распущенности. Он – удел богобоязненных, самоотверженных, дисциплинированных, справедливых. Он стимулирует чувство ответственности и самоконтроля. В подтверждение этих слов в Коране пишется: «Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг. Но не даровано это никому, кроме тех, которые терпели; не даровано это никому, кроме обладателя великой доли» [там же, с. 393].

Определенную часть Корана составляют его правовые, нравственные и эстетические аспекты. Это экологически воспитывает человека изнутри.

В начале Х века (921–922) наши булгарские прадеды приняли исламскую веру. Традиции и обычаи народа были приведены в соответствие с кораническими установками. Доисламский опыт гармонии с природой был расширен до связи с космосом. Наш народ выработал целенаправленную систему экологического воспитания, формирования экологической культуры, которую мы сегодня пытаемся возродить. Особое место в этой системе отводится формированию бережного отношения молодого поколения к природе.

Доисламский период нашего народа характерен тем, что он обожествлял объекты природы. Каждое дерево, ручей, река, холм, озеро, валун и т.д. имели своего духа. Прежде чем срубить дерево, запрудить речку, выровнять холм и т.д., народу необходимо было расположить к себе «хозяина» данного природного объекта. Если бы люди не позаботились об этих хозяевах, то могли лишиться их милости.

Татарский народ питает исключительно уважительное отношение к коренным местам своего обитания, особенно священным родникам. В памяти современных татар они насыщены информацией о силах священных, а также укоренившимися представлениями о существовании различных нематериальных сил. Отношение человека к этим нематериальным силам налагает на него особые правила поведения в природе, в основе которых лежит почитание духов, осторожность в действиях, уважение к окружающей среде. Такой уклад жизни имел исключительное значение в сохранении первозданности окружающей среды уже только потому, что обеспечивал покой среди всех обитателей фауны в период размножения, способствовал устойчивому функционированию природных экосистем. В свою очередь, природа дарила нашим прадедам красоту и плоды.

Таким образом, наши предки, обожествляя родную природу, бережно относились к природным объектам, гармонизировали свои отношения с ней, рассматривали ее как живое существо. Это были первые неписаные законы об охране окружающей среды, изначальная экологическая культура.

Процесс формирования ответственного и ценностного отношения личности к окружающей природной среде осуществляется на протяжении всей жизни и во многом зависит от знаний, полученных на уроках природоведения и географии Татарстана. На этих уроках закладываются основы экологического образования и воспитания учащихся, определяется уровень их экологической культуры.

Учащиеся, сохраняя в себе сформированное в раннем детстве отношение к природе, начинают проявлять его, показывая себя как собирателей еще неизвестных им фактов, явлений, событий. Они находят окаменелости, горные породы и минералы, коллекционируют растения, ухаживают за животными, видят в контурах облаков фантастические образы, восхищаются вечерней зарей, заходом солнца.

Именно в таком творческом и деловом контакте, непосредственном взаимодействии с природой возникают искренние, невидимые, но крепкие ростки бережного отношения к природе. Вместе с тем поведение учащихся в природе может носить и неосознанный и неконтролируемый характер. Так, обратив внимание на красивую бабочку, ученик бегает за ней, хватает и сжимает ее в ладони, в итоге живой организм погибает. Подмечая такое явление, В.А. Сухомлинский писал: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости» [5, с. 74].

Видя красивый цветок черемухи, ребенок моментально срывает его, нюхает, наслаждается запахом, потом бросает. Это говорит о его экологической неграмотности. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием тончайших оттенков родного слова» [5 с. 80].

Экологизация таких учебных предметов, как окружающий мир и география Татарстана, позволяет учителю показать причинно-следственные связи данной системы, ввести учащихся в мир социальной экологии и геоэкологии. Кроме того, занимательность используемых на уроках материалов по экологии и участие в работах по улучшению состояния родного края укрепляют активность ученика в его природоохранной деятельности. Знания учащихся, какими бы они целостными ни были, не станут убеждениями, не будут реализовываться без включения их в практику. Только в процессе практической деятельности формируется и закрепляется экологическая грамотность и культура учащихся. Именно единство сознания и поведения, основу которого составляют убеждения, позволяет учащимся совершать тот или иной поступок, понимать его ценность. Соответственно, формирование сознательного убеждения к природе определяется их экологическими знаниями.

Учителями национальных школ Татарстана накоплен определенный опыт использования знаний татарского народа о природе, народной педагогики с экологическим содержанием. Но использование знаний татарского народа о природе основывается пока не на прочной базе, а на эмпирическом опыте и интуиции.

С целью раскрытия исследуемой проблемы нами был изучен опыт учителей путем посещения и анализа уроков, планы работы групп продленного дня, внеклассных мероприятий, проводились анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы с учителями, учащимися и родителями, а также учеными Института развития образования Республики Татарстан.

Современные дети растут в мире разнообразной информации. Они смотрят интересные телевизионные программы о жизни живой природы. Например, об экспедиции на морское дно (Кусто), о жизни дельфина и его общении с людьми («Флиппер») или о том, чему можно научить собаку («Дог-шоу») и т.д. Однако сегодня многие учителя природоведения традиционно рассматривают на уроках воробьев и ворон, липы и тополя, растущие около школы.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам.

1. Основной целью разработки педагогических технологий по окружающему миру и географии Татарстана является ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование у учащихся экологической культуры.

2. Педагогическая система, основанная на знаниях татарского народа о природе, реализуемая на уроках окружающего мира и географии Татарстана – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, которые способствуют формированию у учащихся экологической культуры.

3. Опытно-экспериментальная работа показывает, что в современных условиях четко определились два различных взгляда: традиционные и нетрадиционные типы уроков по окружающему миру и географии Татарстана.

4. Систематическое проведение нетрадиционных типов уроков по окружающему миру и географии Татарстана, содержащих инновационные идеи, способствует изучению нового материала в гораздо большем объеме, чем это дают программы.

5. Педагогические инновации, реализуемые на уроках окружающего мира и географии Татарстана, способствуют формированию у учащихся экологической культуры. Знание сущностных признаков разных типов уроков по окружающему миру и географии Татарстана помогает учителям понять новизну, практическую ценность конкретных технологий, способствующих формированию у учащихся экологической культуры.


Библиографическая ссылка

Хусаинов З.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 5. – С. 85-88;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35046 (дата обращения: 04.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674