Изучение иностранного языка является важным этапом в развитии ребенка. Иноязычная компетенция является одним из факторов успешности человека. При необходимости освоения иностранного языка человек может сталкиваться с проблемой обучения в неоптимальном функциональном состоянии. Оптимальное – такое состояние, в котором освоение языка происходит с минимальной затратой ресурсов и отличается большей эффективностью и устойчивостью. Исходя из этого, возникает потребность в поиске маркеров оптимальных функциональных состояний мозга для приобретения компетенций в иностранном языке.
Питрес (1895) предположил, что существуют области, которые «обслуживают» два или более языков посредством разных циклов обработки информации [7]. Петзл (1925) выдвигает гипотезу о наличии «переключателя» («The switch mechanism») с одного языка на другой. Он обосновывает свое предположение тем, что за этот механизм отвечают надкраевая извилина и смежная теменно-височная область [9]. В современных работах Abutabeli говорится о существовании «переключателя» для перехода с одного языка на другой, при этом через систему внутреннего контроля точно выбирается нужный язык [4]. Парадис и его коллеги (1993) предложили тезис о пороге активации, речь на конкретном языке – это часть определенной субсистемы, а на другом языке – иной субсистемы, которая задействует другие нейронные сети [7].
Одним из первых неинвазивных методов исследований функций полушарий головного мозга (фунциональной межполушарной асимметрии – ФМПА) стал метод дихотического прослушивания.
Дихотическая стимуляция – это первый способ формирования виртуальной акустической среды. Он активно используется в парадигме рассинхронизации. Парадигма рассинхронизации предопределяет определенную структуру стимуляции и регистрации когнитивных феноменов. Стимуляция состоит в предъявлении двух идентичных звуковых сигналов от пространственно разделенных источников звука. Если два звука предъявляются одновременно или с интерауральной задержкой около 1 мс, то происходит суммация, и два сигнала преобразуются в один пространственный образ [6].
В этих условиях при одновременном предъявлении сигналов воспринимается единый пространственный образ, расположенный в центре межстимульной дуги, при увеличении интерауральной (межушной) задержки пространственный образ смещается в сторону опережающего источника звука. Если рассинхронизация между двумя источниками звукового сигнала увеличивается от ~1 до ~5 мс (в зависимости от характеристик звука и индивидуальных особенностей), слушатель продолжает сообщать об одном слитном звуке, но этот звук располагается вблизи опережающего источника звука на максимальном расстоянии от запаздывающего источника звука. Эти три перцептивных феномена: слитный звук, доминирующая локализация и разделение – объединены в одно понятие – эффект предшествования (precedence effect) [10].
Используя метод дихотической стимуляции, Б.С. Котик установила, что при изучении иностранного языка школьным методом большую роль для второго языка имеет левое полушарие. При материнском методе освоения языка латеральные эффекты в дихотическом прослушивании не различаются [1]. Т.В. Черниговская с коллегами делает вывод, что механизмы, формирующие глубинные и поверхностные структуры высказываний на иностранном языке, расположены в левом полушарии. Abler и Albert приводят данные в пользу ослабления роли правого полушария при постепенном освоении языка [4, 5].
Несмотря на то, что проведено большое количество исследований связи режимов работы мозга и языковой компетенции, недостаточно исследована проблема связи функционального состояния человека и успешности освоения иностранного языка. Так как при дихотическом прослушивании с нарастающей межушной задержкой задействованы очень тонкие нейронные механизмы [2], мы можем предположить, что существует связь между параметрами звуколокализационной функции и успешностью освоения иностранного языка на школьном уроке.
Исследование, представленное в данной статье, направлено на специфичные параметры звуколокализационной функции, которые позволяют определить оптимальное функциональное состояние для выполнения тестовых заданий по английскому языку учащимися специализированной лингвистической школы.
Цель исследования – поиск специфичных параметров звуколокализационной функции, которые позволяют определить оптимальное функциональное состояние для выполнения заданий на уроке по английскому языку учащимися специализированной лингвистической школы.
Материалы и методы исследования
Для исследования связи между параметрами звуколокализационной функции и успешностью освоения английского языка на уроке было обследовано 19 испытуемых. В выборку вошли ученики 3-го класса школы г. Дзержинска (из них 4 мальчика и 15 девочек) в возрасте от 9 до 10 лет.
Использовался тест по английскому языку, составленный учителем на основе базового учебника. В тесте присутствовали следующие задания: Поставь do/does, don’t/doesn’t; Поставь have got /has got; Переведи на английский; Поставь правильный глагол to be; Образуй общие вопросы из следующих предложений; Задай специальные вопросы со словами what where и when к следующим утверждениям; Напиши существительные во множественном числе; Выбери правильный вариант из предложенных.
Оценка ФМПА у школьников, изучающих английский язык, проводилась с помощью технологии компьютерной латерометрии [2]. Виртуальное акустическое пространство формировалось с помощью серии дихотических импульсов частотой 3 Гц с нарастающей интерауральной задержкой при шаге 23 мкс. Интенсивность серий щелчков была постоянной для каждого испытуемого и не превышала 40 дБ над монауральным порогом его слышимости с продолжительностью 50 мкс. Для оценки ФМПА использовались базовые показатели латерометрии: ∆tmin – характеризует лабильность полушария, противоположного направлению «смещения звука»; ∆tmax – характеризует возбудимость противоположного полушария; и ∆trash – характеризует устойчивость противоположного полушария. Графическое отображение этих показателей называется звуколокализационной функцией (ЗЛФ).
Во время исследования методом компьютерной латерометрии регистрировались следующие показатели:
1. Δtmin L (мкс) – величина межушной задержки при начале смещения иллюзорного звукового образа из центра при опережении на левое ухо.
2. Δtmin R (мкс) – величина межушной задержки при начале смещения иллюзорного звукового образа из центра при опережении на правое ухо.
3. Δtmax L (мкс) – величина межушной задержки при крайней латерализации звука при опережении на левое ухо.
4. Δtmax R (мкс) – величина межушной задержки при крайней латерализации звука при опережении на правое ухо.
5. Δtrash L (мкс) – порог «эха» при опережении на левое ухо.
6. Δtrash R (мкс) – порог «эха» при опережении на правое ухо.
Обработка результатов проводилась программой статистической обработки данных «Statictica 10.0». Использовался непараметрический критерий U Манна – Уитни.
В начале испытуемые проходили обследование методом компьютерной латерометрии. Проводились 3 пробы при движении звука вправо и 3 пробы при движении звука влево. Затем дети решали тест в течение 20 минут. После третьеклассники повторно проходили обследование методом компьютерной латерометрии.
Результаты исследования и их обсуждение
1. Результаты тестирования по английскому языку
После обработки тестовых бланков учеников было выявлено, что дети набрали от 9 до 30 баллов. 6 человек набрали от 9 до 14 баллов; 7 человек – от 17 до 20 баллов; 6 человек – от 23 до 30 баллов. Таким образом, было выделено 3 группы учеников: хорошо знающие английский язык в соответствии со школьной программой (набравшие от 23 до 30 баллов); средне знающие английский язык (набравшие от 17 до 20 баллов) и плохо знающие английский язык (набравшие от 9 до 14 баллов).
2. Показатели ФМПА до тестирования
При изучении показателей ФМПА учеников до начала тестирования было выявлено, что хорошо знающие и плохо знающие английский язык отличаются по трем показателям: Δtmin L (p < 0,05); Δtrash L (p < 0,05); Δtrash R (p < 0,05).
В табл. 1 приведены средние значения данных показателей ФМПА.
Таблица 1
Средние значения Δtmin L, Δtrash L, Δtrash R у учеников, набравших разное количество баллов за тест (хорошо и плохо знающих английский язык) (до тестирования)
Δtmin L |
Δtrash L |
Δtrash R |
|
Плохо знающие английский язык |
327,75 |
2113,89 |
2253,61 |
Хорошо знающие английский язык |
378,89 |
2478,22 |
2547,89 |
Следовательно, у третьеклассников, набравших более высокие баллы за итоговый тест по английскому языку, более лабильно правое полушарие; более устойчивы как правое, так и левое полушария.
Таблица 2
Средние значения Δtmin L, Δtrash L, Δtrash R у учеников, набравших разное количество баллов за тест (хорошо и плохо знающих английский язык) (после тестирования)
Δtmin L |
Δtrash L |
Δtrash R |
|
Плохо знающие английский язык |
289,42 |
1894,28 |
2091,72 |
Хорошо знающие английский язык |
355 |
2311,28 |
2483,17 |
3. Показатели ФМПА после тестирования
Были проанализированы показатели ФМПА, полученные после написания третьеклассниками теста по английскому языку. Выяснилось, что после теста наблюдаются те же закономерности, что и до. А именно, – у хорошо знающих английский язык третьеклассников более лабильно правое полушарие; более устойчивы как правое, так и левое полушария (табл. 2).
4. Динамика показателей ФМПА
После анализа динамики показателей ФМПА до и после тестирования было выявлено, что языковая нагрузка в виде теста влияет преимущественно на значения по показателю Δtmax L. У учеников, набравших как высокие, так и низкие баллы за тест, наблюдается снижение возбудимости правого полушария после тестирования. У набравших низкие баллы данный показатель снижается с 1250,94 до 1041,39; у набравших высокие баллы с 1391,5 до 1199. Если рассматривать выборку в целом, то тестирование по английскому языку следующим образом влияет на показатели ФМПА: снижается возбудимость правого полушария, лабильность и возбудимость левого полушария.
Выводы
1. Доказано существование связи показателей звуколокализационной функции и успешности написания теста по английскому языку.
2. У детей, получивших высокие баллы за тест, более лабильно правое полушарие; более устойчивы как правое, так и левое полушария.
3. Тестирование по английскому языку приводит к снижению возбудимости правого полушария, большей лабильности и возбудимости левого полушария.
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 14-06-31329-мол_а.
Библиографическая ссылка
Демарева В.А., Серова М.С. ДИНАМИКА ФМПА ПРИ РЕШЕНИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ УЧЕНИКАМИ 3 КЛАССА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 5. – С. 58-60;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35039 (дата обращения: 04.12.2024).