Социальное развитие сельских территорий является важнейшим фактором ускорения экономического роста сельскохозяйственного производства на основе его модернизации и перехода к инновационному развитию, улучшения демографической ситуации в стране, повышения качества человеческого потенциала сельского населения. Основными направлениями государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий является: улучшение демографической и трудоресурсной ситуации; повышение уровня занятости и доходов сельского населения; улучшение жилищных условий и развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры села; формирование кадрового потенциала, отвечающего требованиям инновационного развития агропромышленного производства [1]. Согласно прогнозу Росстата, предполагаемая численность сельского населения в трудоспособном возрасте сократится в 2020 г. по отношению к 2009 г. на 14,1 %, а численность трудового потенциала более чем на 4 млн. чел. При этом уровень замещения лиц пенсионного возраста сельской молодежью составит лишь 29 % (против 2,4 раза в 2000 г.), что является серьезной угрозой для обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Преодоление тенденции сокращения сельского населения и улучшение положения с трудозамещением, особенно в депрессивных сельских территориях, может быть достигнуто при положительной динамике таких факторов, как повышение доходности сельскохозяйственного труда, создание необходимых рабочих мест, жилищное строительство и развитие социальной инфраструктуры села [2]. Наряду с общегосударственными мерами, осуществляемыми в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, в субъектах Российской Федерации следует установить дополнительные стимулы для семей, проживающих в сельской местности, направленные на повышение уровня и качества жизни на селе, улучшение социально-психологического климата. Одним из приоритетных направлений развития социальной сферы сельских территорий остается расширение строительства благоустроенного жилья в сельской местности в целях сохранения имеющегося населения и привлечения в сельскохозяйственное производство, социальную сферу и иные виды деятельности квалифицированных работников и их семей, в первую очередь, молодежи [3]. В этих целях, учитывая низкий уровень доходов сельского населения, следует использовать разнообразные формы государственной поддержки жилищного строительства, в том числе: участие федерального и региональных бюджетов (в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами) в компенсации основной части затрат на строительство благоустроенного жилья, его водотеплообеспечение, электрификацию, газификацию и телефонизацию [4]; строительство (или приобретение) жилья, в том числе для работников здравоохранения и образования, за счет средств федерального и региональных бюджетов с последующим предоставлением его на правах социального жилья, сдачей в аренду, возможностью выкупа; кредитование, включая использование ипотечных механизмов, с субсидированием (не менее 80 % или полностью) процентной ставки по кредитам, предоставленным коммерческими банками.
Библиографическая ссылка
Припольцева М.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-2. – С. 236-236;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34975 (дата обращения: 21.11.2024).