Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены усиленному государственному регулированию. В качестве основного мотива экономической деятельности государства теория экономики государственного сектора рассматривает несостоятельность рынков, т.е. несостоятельность конкуренции, неполноту рынков, необходимость производства общественных товаров, наличие экстерналий и некоторые другие характеристики. При разработке агропродовольственной политики и поддержки аграрного сектора экономики следует учитывать особенности, обусловленные технологией производства, размещением трудовых, производственных и земельных ресурсов [1, С. 126]. Основными аргументами государственной поддержки сельского хозяйства являются: внешнеторговые аргументы; аргументы, связанные с доходами в сельском хозяйстве; аргументы, связанные с развитием сельских территорий; природоохранные аргументы. Большая часть данных аргументов связана с определением уровня самообеспеченности нации продовольствием. В соответствии с достигнутыми договоренностями по вопросу государственной поддержки Россия в рамках ВТО приняла обязательство о поэтапном снижении объема мер государственной поддержки до 4,4 млрд. долл. к началу 2018 года [2, С. 156]. В настоящее время происходит либерализация международной торговли, которая проявляется в снижении импортных тарифов, сокращении уровня внутренней поддержки, отказе от экспортных субсидий. Приоритетным направлением во внешнеэкономической деятельности в сфере АПК является активизация отношений на аграрных рынках Союзного государства России и Беларуси, в рамках Таможенного союза, и в целом СНГ [3. С. 97, 99]. В этой связи, органам государственной власти необходимо пересмотреть аграрную политику России и поменять приоритеты государственной поддержки. Так, например, ВТО допускает безграничную поддержку аграрного внутреннего рынка за счет мероприятий повышения внутреннего спроса, через программу социальных талонов, помощи малоимущим, государственную поддержку развития сельской транспортной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры сбыта произведенной продукции и конкурентного рынка товаров производственного назначения для сельского хозяйства, развития информационно-консультативных и агросервисных служб, стимулирование процессов кооперирования и ассоциирования в аграрной сфере [4, С. 161]. Данные меры повысят конкурентоспособность продукции российского аграрного сектора экономики, что особенно актуально в свете последних экономических и политических событий. Кризис 2008-2009 годов, а также современный экономический кризис стали для российской экономики проверкой на «прочность», которая выявила многочисленные «точки уязвимости». Прежде всего, оказалось, что сильная зависимость России от экспорта сырья, а также низкая конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортной препятствует динамичному развитию российской экономики. Докризисная экономическая модель (экспортно-сырьевая по источникам, «компрадорская» и зависимая от доллара по характеру, валютно-монетарная и инфляционная по содержанию) не способна в дальнейшем обеспечить экономического развития России [5, С. 10].
Библиографическая ссылка
Мельникова А.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-2. – С. 235-236;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34974 (дата обращения: 21.11.2024).