Переход к новому технологическому укладу в РФ сопровождается созданием общественно весомых институтов негосударственного регулирования, преимущества которого связывают с конструктивной ролью в процессах регионального администрирования, с понижением барьеров для бизнеса, усилением позиций социальных и профессиональных объединений.
Федеральное законодательство делает обязательным членство субъектов хозяйствования строительного комплекса профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. Важно подчеркнуть, что с сохранением своей важной конструктивной роли регулирования в сфере строительной деятельности, государство, сохраняя за собой рычаги контроля, предлагает другой уровень взаимодействия – уже не со всеми участниками рынка, а только с саморегулируемыми организациями. Следует прежде всего констатировать, что одним из аргументов противников саморегулирования в инвестиционно-строительном комплексе является то, что некоторые СРО злоупотребляют своими функциями. Это такие явления как, например, неконтролируемые масштабы активной торговли допусками на все виды работ в регионах России, отсутствие контроллинга со стороны Национального объединения строителей в отношении коммерческих СРО, допускающих нарушения законодательства в своей деятельности и т.д. Среди такого рода проблем вызывают также обеспокоенность: критическая степень экономической нестабильности строительных предприятий и опасность для подрядных организаций, связанная с выполнением работ с отложенной оплатой до одного года после исполнения контракта. При этом само собой понятно, что для нивелирования этих проблем необходимы ориентированные на консенсус соответствующие, законодательно закрепленные полномочия Национальному объединению строителей. Основной «стержневой» проблемой является проблема определения области ключевых компетенций СРО в соответствии с установленным законом Перечнем видов работ, способных повлиять на безопасность объектов строительства. Процесс лицензирования строительной деятельности потому был остановлен, так как не обеспечивал системный контроль безопасности и качества строительства объектов. Реализация модели саморегулирования в соответствии с Градостроительным кодексом изначально предполагает выполнение таких требований как, например, соблюдение технических регламентов, стандартов и правил саморегулирования, повышение компетенций. В соответствии с региональным и отраслевым принципами создания СРО, формируются так называемые блоки-кластеры, включающие строительные подрядные организации, предприятия строительной индустрии, логистические центры. Саморегулирование оказывает влияние на многие системообразующие для строительного комплекса качественные и количественные показатели. Техническая и технологическая компетентность, бизнес история, финансовая и материальная база, деловая активность, формы экономических объединений, эффективность мобилизации внутренних и внешних ресурсов формируют концепт основных стратегий экономического роста в строительстве. Прикладная составляющая таких стратегий должна быть сосредоточена, по мнению специалистов, например, на эффективном привлечении финансовых ресурсов при реализации госзаказа. Ведь формирование большей части объемов строительного рынка основано на использовании финансовых ресурсов бюджетов различных уровней. Институт саморегулирования способен изменить приоритеты формирования финансовой среды, необходимой для обеспечения конструктивного диалога между инвесторами и девелоперами на доверительном уровне, результатом которого станет дальнейшее развитие бизнес-отношений.
Библиографическая ссылка
Ляпин В.Ю., Комкова А.В. К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-2. – С. 232-232;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34969 (дата обращения: 03.12.2024).