Проблема успешной профессиональной деятельности является одним из актуальных вопросов современности. Это обусловлено тем, что профессиональная успешность касается таких аспектов как общественная полезность, индивидуальные и личностные характеристики, личностная эффективность. Профессиональная успешность одного человека вносит общий вклад в целостную картину экономический эффективности всей страны. Отсюда становиться очень важным факт обращения внимания, на моменты, препятствующие профессиональной эффективности. Какие личностные особенности и внутренние механизмы влияют на поведение профессионала и на его самореализацию.
Данная проблема в психологии до настоящего времени остаются мало изученной, однако не малый вклад внесли в понимание процессов эффективной деятельности такие учёные, как Б.Г. Ананьев, М.А. Дмитриева, С.И. Ефремова, А.Л. Журавлев, Э.Ф. Зеер, В.В. Знаков, Е.А. Климов, Н.А. Лаврова, А.К. Маркова, С.А. Пакулина, Р.С. Немов, О.Н. Родина, Э.Э. Сыманюк, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков, и др. Универсальная модель эффективности и компетентности сотрудника позволяет создать стандарты качества труда. Она лежит в основе оценивания сотрудника, его обучения и профессионального роста.
Следует отметить, что каждая профессия выделяет разные критерии успешности профессиональной деятельности. О.Т. Богомолов, М.А. Винокуров, В.П. Галенко, Б.М. Генкин, Г.Х. Гендлер, М.Г. Гильдингерш, Н.А. Горелов, С.А. Дятлов, А.С. Зорин, М.А. Клупт, В.В. Колесников, А.Н. Петров, В.К. Потемкин, В.Я. Феодоритов, В.А. Спивак, и др. занимались изучением эффективности работы в производстве. Невозможно переоценить важность для предприятий, занимающих нишу отрасли производства, эффективность профессиональной деятельности рабочих, которая является определяющим и ключевым фактором качества производимого продукта, а отсюда и его конкурентно способность. В производстве, в отличие от профессий социономического типа имеются вполне чёткие, жёсткие и общие требования к процессу профессиональной деятельности, а объем труда составляют количество и качество производимого продукта, что служит ориентиром для объективной оценки эффективности труда. Исходя из этого, в производстве является важным аспектом квалификация сотрудника, его обучение, профессиональный рост, расширение профессиональных знаний и навыков, мотивация сотрудников для трудовой отдачи.
Универсальными элементами личностной успешности может служить эмпатия, способность проникнуть в чувства клиента, коммуникативнсоть, открытость, гибкость, эмоциональная устойчивость, ориентация на положительный результат и личностный рост.
Противоположностью личностной эффективности можно считать личностную беспомощность.
Начало развития феномена беспомощности принято связывать с работами зарубежных психологов, к которым традиционно относят Л. Абрамсона, Л. Аллой, М. Висинтайнера, К. Двека, Э. Динера, С. Майера, Г. Металски, Б. Овермайера, К. Петерсона, А. Стоуна, Дж. Тисдейла, Д. Хирото, Х. Хекхаузен. Родоначальником самого термина принято считать М. Селигмана, описывающего беспомощность как психологическое состояние, которое формируется под воздействием неподконтрольных событий и проявляется в качестве специфических дефицитов. Благодаря наблюдениям за лабораторными экспериментами физиологов он описал схожесть между дефицитами беспомощности и мотивационном, эмоциональном и познавательном дефиците при депрессии у человека. М. Селигман заключил, что после ряда неудачных попыток люди становятся беспомощными и не пытаются изменить не удовлетворяющие условия ситуации [4].
Зарубежные исследователи рассматривают беспомощность как состояние, которое возникло в результате реакции на события, которые индивид расценивает как не контролируемые и, прежде всего, негативные. Так негативный опыт прошлого формирует установку, согласно которой между усилиями человека и последствиями этих событий нет связи. В последствие формируется генерализация событий, сопровождающаяся негативными эмоциональными состояниями. Кроме того наблюдается дефицит мотивационной сферы, которая проявляется в отсутствии инициативы, активности, настойчивости, упорства, что приводит к развитию депрессии.
Одним из направлений исследований беспомощности является поиск связи с интеллектом и творчеством, описанный в работах Дж. Гилфорд [3]
В отечественной психологии феномен беспомощности получил свое официальное признание только в 90-е годы 20 века. Однако, первые состояния, которые впоследствии были обозначены как беспомощность, можно встретить еще у И. П. Павлова, при описании формирования неврозов у собак в экспериментальных условиях. Что дало возможность выдвинуть предположение, согласно которому особенности поведения животных это результат научения [5].
Среди известных авторов проблемы личностной беспомощности были В.В. Аршавский, Н.А. Батурин, Е.В. Веденеева, Т.О. Гордеева, М.М. Далгатов, Е.В. Забелина, И.В. Девятовская, Е.А. Евстафеева, Д.А. Леонтьев, В.Г. Ромек, В.С. Ротенберг, Д.А. Циринг, Ю.В. Яковлева и др.
Данный феномен рассматривался не как состояние, а как устойчивое образование личностного уровня, в которое входит сочетание атрибутивного стиля и невротического нарушения, в последствие получившее название личностной беспомощности. Так Д. А. Циринг была описана четырех компонентная структура личностной беспомощности, в которую входят следующие компоненты: волевой, эмоциональный, когнитивный и мотивационный. Она также изучала феномен противоположный личностной беспомощности, а именно самостоятельность. Для данного феномена характерны: волевая активность, креативность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность. Самостоятельность так же определяет жизнедеятельность человека, разница лишь в том, что человек имеет активную жизненную позицию. Следовательно, самостоятельность способствует успешности деятельности субъекта, в то время как личностная беспомощность напротив, снижает вероятность успеха в деятельности. Однако, не смотря на столь различное смысловое значение данных понятий, они имеют общую структуру (четыре компонента: эмоциональный, волевой, мотивационный, когнитивный).
В отличие от зарубежных отечественные психологи рассматривают беспомощность еще и как специфическое образование личностного уровня, которая включает в себя взаимосвязи особенностей личности, невротичеких нарушений и пессимистического атрибутивного стиля, и получило название личностная беспомощность.
Основная проблема беспомощности заключается в том, что человек начинает считать, что любое его поведение не вызовет необходимого результата. Другими словами, жизненные события воспринимаются как неподконтрольные, а, следовательно, не поддаются влиянию или изменению со стороны человека.
Одним из ключевых вопросов, касающихся личностной беспомощности является ее связь с деятельностью человека. Основное положение, сделанное в этом направлении, состоит в том, что личностная беспомощность снижает успешность деятельности. Так как в виду своих личностных особенностей люди с беспомощностью пассивны. Для них характерны пессимизм, ригидность мышления, тревожность, особенности при формировании мотивационной и волевой сферах.
Для выявления взаимосвязи личностной беспомощности и профессиональной успешности было проведено эмпирическое исследование.
Выборку исследования составили 42 сотрудника производственного отдела ООО «Уральские горные машины». Возраст испытуемых варьировался от 20 до 42 лет. По критерию профессиональной успешности сотрудники были разделены на две группы респондентов: профессионально не успешные (экспериментальная группа) – слабые коммуникативные навыки, низкий рейтинг в производстве, поощрений и премирования и профессионально успешные (контрольная группа) – хороший и высокий рейтинг производства, инициативные и предприимчивые.
Для того чтобы увидеть статистические достоверные результаты исследования был подсчитан непараметрический критерий значимости различий Манна-Уитни. Он показал, что успешные испытуемые имели более высокую самооценку, чем не эффективные. Если у не успешных сотрудников и наблюдалась высокая самооценка, то она, как правило, имела невротический тип. Неэффективных сотрудников выделял более высокий уровень тревожности и депрессивных настроений по сравнению с успешными респондентами, которые демонстрируют в работе чаще эмоциональную сдержанность и оптимистические настроения. Профессиональная деятельность успешных респондентов наполнена постоянной работой над ошибками, когда испытуемый не зацикливается на не удачах, а идет вперёд, совершенствует свои навыки, проявляет гибкость и развитие. Не успешные сотрудники генерируют не успех, они застревают на провалах, имеют высокий уровень негативного ожидания.
Таким образом, неуспешные сотрудники демонстрируют все признаки личностной беспомощности: замкнутость, низкая самооценка, тревожность, пессимистические и депрессивные настроения, ориентация на провал.
Далее для выявления закономерностей, проявляющихся в психологических особенностях испытуемых, использовался метод корреляции Спирмена. Посредством, которого выяснялась прямая или обратная связь между двумя рядами экспериментальных данных. В результате чего обнаруживаются положительные корреляции между тревогой и депрессий, самооценкой и успешностью. Отсюда, гипотеза, лежащая в основе изучения данной проблемы, согласно, которой личностная беспомощность у сотрудников ООО «Уральские горные машины» снижает успешность в производственной деятельности, нашла своё подтверждение.
Библиографическая ссылка
Шпита Т.Б. ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С УСПЕШНОСТЬЮ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 105-107;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34862 (дата обращения: 21.11.2024).