Современное состояние общества, характеризующееся ростом темпа жизни, увеличением объёмов информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, обуславливает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития. Развитие личности, особенно динамично происходящее в детстве, отрочестве и юности, определяет необходимость индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса в школе. Снижение уровня физического и психического здоровья детей, степени устойчивости подростков к сильному, а иногда и агрессивному, воздействию образовательной, семейной, информационной среды часто приводит к развитию аутодеструктивного и суицидального поведения. В данной статье представлены психолого-педагогические факторы и условия профилактики и оказания психологической поддержки подросткам с аутодеструктивным поведением.
Методологию профилактической и коррекционной работы составляют теории нормального и аномального развития личности (Б. Г. Ананьев, С. А. Беличева, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, П. Б. Ганнушкин, Р. Кеттелл, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, З.Фрейд и др.); теория мультидисциплинарного знания (А. Г. Амбрумова, С. В. Бородин, Е. М. Вроно, Е. Н. Волкова и др.) и другие современные научные воззрения, рассматривающие аутодеструктивное поведение подростков как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов [1].
К наиболее эффективным формам работы по профилактике аутодеструктивного поведения можно отнести социально-психологических тренинги с подростками, проведение которых требует создания безопасно-комфортной среды. Эмоциональное насыщение и материальное обеспечение должно подбираться с учётом возраста подростков, цели и содержания занятий.
Доминирующим фактором эффективности является технологическая компетентность тренеров, обеспечивающая поведенческое и эмоциональное содержание программы для формирования у подростков навыков конструктивного взаимодействия, снижения уровня общей тревожности, развития навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из затруднительных либо конфликтных ситуаций.
Важное значение имеет отличное психологическое здоровье тренера, которое одновременно выступает и необходимым условием, и средством, и целью работы с детьми. Компонентами психологического здоровья являются устойчивость к агрессивному влиянию среды: полноценное завершение личностной идентификации; наличие позитивного (идентификационного) жизненного сценария; сформированность навыков свободного и ответственного выбора; сформированность внутреннего локуса контроля; наличие психологических ресурсов, необходимых для реализации позитивного жизненного сценария; наличие адекватной информированности об агентах, агрессивных и деструктивных по отношению к основным (идентификационным) жизненным сценариям [2].
Следующим фактором мы считаем регулярность обучения с определёнными временными перерывами. Это укрепляет организационную дисциплину и приучает к организационной культуре. Кроме этого, требуется постоянная разъяснительная работа среди педагогических работников и родителей об особенностях профилактических мероприятий, необходимости длительного периода и поддержки со стороны окружающих для получения устойчивых результатов.
Таким образом, учет психолого-педагогических факторов и условий при оказании психологической поддержки подросткам с аутодеструктивным поведением будет способствовать приобретению ими коммуникационных навыков, умению справляться с трудностями, формированию опыта оформления конструктивной жизненной идеи, что в совокупности достаточно надёжно профилактирует риски формирования адаптационных нарушений.
Библиографическая ссылка
Стукаленко Н.М., Мурзина С.А., Терентьева И.М. ПРОФИЛАКТИКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 93-94;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34850 (дата обращения: 21.11.2024).