Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня [1].
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии мышления. Чтобы воспитать человека способного многовариантно мыслить, быстро находить решение поставленной проблемы, ориентироваться в быстром современном потоке, мы должны опираться на нормативные документы, которые составляют основу начального образования, а именно федеральные государственные стандарты.
В своей работе мы рассматриваем проблему развития вариативности мышления младших школьников, которая отражена в федеральных государственных стандартах начального общего образования.
При вариативном подходе к обучению каждый ученик найдет несколько способов решения на поставленную учебную задачу, исходя из своих личностных характеристик и способностей, уровня знаний и овладения материала.
Актуальность работы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка, усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление, на наш взгляд, способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Теоретической основой исследования послужили работы А.Д. Алферова, А.А. Люблинской, Р.С. Немова, и др., занимающихся проблемой развития вариативности мышления у младших школьников.
В своей работе мы провели анализ определений «мышления» и «вариативности мышления». Мышление будем понимать, как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» [2]. Вариативность мышления – как «способность человека находить разнообразные решения», которое было дано Е.А. Посоховой. Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить, помогает обучающимся лучше ориентироваться в реальной жизни.
Для выявления уровня развития вариативности младших школьников мы, в своей работе, применяли следующие методики: «Анкетирование учителей», «Определение темпа выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления», «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Определение уровня развития вариативности мышления», выбор которых основан на возможности получить устойчивые показатели, а также они являются объективными при интерпретации результата.
Апробация выбранных методик проводилось в МОУ «Средней общеобразовательной школы №16 им. Д.М. Карбышева» г. Черногорска республики Хакасия, среди учащихся четвертых классов, так же участие принимали учителя начальных классов в количестве 10 человек.
Полученные результаты работы по представленным методикам, позволили нам сделать заключение о том, что способность учащихся находить различные способы решения развито не в полной мере у большинства из них. Мы считаем, что учителям необходимо уделять больше внимания на уроках математики работе с заданиями, направленными на поиск решения разными способами, так как затрачивая большее количества времени на развитие вариативности мышления младших школьников, у детей уровень других показателей станет выше, что впоследствии приведёт к плодотворному изучении математики на уровне сознания, а не стереотипности и типичности, что может привести в будущем к шаблонности.
Библиографическая ссылка
Тимофеева Н.Б., Филиппова Ю.С. РАЗВИТИЕ ВАРИАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 92-93;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34849 (дата обращения: 21.11.2024).